обзор


Садъ
Зоосад

mg94524.jpg (6650 bytes)

( р) 1999 Green House Studio

(c) 1999 САДЪ

12tks/42mins


После длительных приготовлений и многократных откладываний восьмой номерной альбом группы САДЪ наконец увидел свет. Одним из первых слушателей и обладателей записи одного стал ваш покорный слуга.

С чем связано название альбома? Во-первых, Володе Серафимову - бессменному лидеру группы - очень нравится слово, в котором присутствует название коллектива. Во-вторых, в зоосаде живет масса зверей, которые щелкают, трещат, воют, чирикают, каркают. "Зоосадъ", - написал Володя Серафимов в сопроводительной записке, - это Карась, Попугаи, Свинья (дикая), Зайцы, Змеюка, Пожарные, Милиция, Скорая, Кошки, Пингвины, Собаки, Суфлеры, Дубы, Паштет, Шарьки, Зелюки, Мюмзики, Волки, Козел, Коза, Конница, Глисты, Сопля, Лошадь-в-Пальто, Иволга, Обдолб, Дятел, Косяки, Журавли, Синица, Гориллы, ДебиЛЛы, Крокодилы.

А вместе с ними мирно сосуществуют г-н Серафимов (пение, гитара, авторство почти всех песен); Толик Харитонов (бас, клавишные, подпевки, неизвестный смычковый инструмент, бонги, тромбон); Виталий Кунц (ударные); Александр Котович (аккордеон); Марина Карпук (флейта); Марина Серафимова (вокал); Паша (Паштет) Боков (гитара), а также приглашенные музыканты Сергей Носов (балалайка); Вадим Прыгов (тромбон); Леонид Ратнер (труба); Анатолий Медведев (геликон). А вместе с ними - художник Александр Григорьев, чью картинку вы можете лицезреть на лицевой стороне вкладыша.

Музыкальная стилистика САДА несколько изменилась в сторону коммерции (в самом хорошем смысле этого слова). Однако интонации серафимовских мелодий по-прежнему коренятся в русской народной песенности, городском романсе, советской эстраде 60-70-х годов, блатных песнях и ресторанной музыке. Характерными чертами творчества САДА является эмоциональная открытость и непосредственность, глубокий лиризм, богатый по выразительным средствам мелодизм, высокоразвитое чувство юмора, пародийность, мастерское балансирование на грани иронии и меланхолии (сам Володя определяет это свойство словами: "Смешное о грустном, грустное о смешном"), широкая практика цитирования. На альбоме встречаются отсылки к Пушкину (АСу) и Горькому (Пешкову), Григу и Шекспиру, Кэроллу и Сэлинджеру, Есенину и Чуковскому... Короче говоря, "садисты" в одном альбоме синтезировали и творчески переосмыслили всю предшествующую отечественную и мировую культуру. Существенная особенность поэзии Володи Серафимова заключается в искусном владении приемом метафоры.

В мир, именуемый "Зоосадом", вводит песня "Остров (везения)", открывающая альбом. "Праздник (небольшой)" - песенка грустная и одновременно чуть ироничная. "Если бы" может быть воспринята как пародия на детскую песню про скворушку, известную по школьному репертуару. Ее предваряет коротенькая песенка из кинофильма "Кин Дза Дза", блестяще исполненная Мариной Серафимовой в сопровождении экзотического инструмента. Итак, что это за инструмент? Так и быть, раскрою карты. Толик Харитонов применил необычайный новаторский прием, подыграл Марине смычком на басовой струне акустической гитары. (В свое время Джимми Пейдж проделывал нечто подобное с электрогитарой.) "Горько (му)". Здесь Володя в качестве соавторов избрал основоположника норвежской классической музыки и великого пролетарского писателя - автора "Песни о буревестнике". В тексте проявилась тончайшая наблюдательность автора. Небольшой "экскурс в прошлое", который я бы назвал "альбомом в альбоме", представлен пятью сравнительно старыми композициями САДА - инструменталом и четырьмя хитовыми номерами (в новых аранжировках), без которых не обходится ни один концерт группы. "Паштет" - короткая гитарная импровизация Паши Бокова (играл в составе САДА в 1995-1996 годах), постепенно переходящая в плясовую. Она, как и две последующие песни, изначально входила в альбома "Чай хана" (1996). "Чай хана" - философская песня о реке под названием Жизнь, которая "то намочит, то зальет, то замочит, то убьет". Песне "Тополь (гнулся)" предшествует стишок про Шарьков, Зелюков и Мюмзиков (см. "Алиса в Зазеркалье"). Песня тематически и интонационно связна с "Чай хана". Две следующие песни - "Сопля (про любовь)" и "Водка (еще раз про любовь)" известны по альбому "Вивисекция" (1993). Они также образуют своеобразную дилогию. "Есенину (ну-ну)" воспроизводит круг образов, характерных для творчества великого русского поэта. "Ой (Мороз)" - на мой взгляд, самая бесшабашная песня, ярчайший пример удачного стеба над русским фольклором. Завершает альбом "Бармалей (лысый)" - своего рода пародия на песенку из мультфильма "Доктор Айболит" с великолепным "ВВ-подобным" аккордеонным проигрышем.

Существуют две точки зрения на САДЪ: одни склонны считать эту группу белорусской, другие - русской. Причем приверженцы обеих позиций имеют веские аргументы. С одной стороны, САДЪ - группа белорусская, и отнюдь не только в географическом плане. Если внимательно и вдумчиво вслушаться в песни САДА, нетрудно обнаружить недвусмысленные намеки на современную белорусскую действительность со всеми плюсами и минусами (последние, увы, занимают доминирующее положение). Отсюда еще одно значение слова "Зоосадъ" - более широкое. С другой - САДЪ, как уже отмечалось выше, пытается из источника русского фольклора; песни Володи Серафимова написаны по-русски. "...Я мыслю по-русски, - сказал Володя в прошлогоднем интервью "Радио Рокс", - меня так с детства научили. Ну, что я мог с этим сделать? Это были обстоятельства. Если бы я, допустим, мыслил по-польски, я бы пел по-польски". Впрочем, это беда (если можно так выразиться) многих и многих групп (артистов, писателей, поэтов...), живущих на постсоветском пространстве.

Поэтому САДЪ может найти своего слушателя не только в родной Беларуси, но и на всей территории, некогда составлявшей "единый" и "могучий". Чего Володе Серафимову & Со от всей души желаю.

Г. Шостак

© 2005 музыкальная газета