статья


Любовь И Спорт
Любовь к спорту

mg94505b.jpg (11555 bytes)

Белорусская рок-сенсация этого года - группа ЛЮБОВЬ И СПОРТ. В ней, на первый взгляд, уживаются абсолютно разные люди, с совершенно различными музыкальными пристрастиями, с разным музыкальным опытом. Со вторым... взглядом "Музыкальная газета" и знакомит вас сегодня. Взгляд изнутри.

Алексей Кустов

(экс-бас-гитарист одной из лучших белорусских англоязычных групп THE STOKES, известнейший минский электронный музыкант, участник локальных проектов АТАКА С БРЕЮЩЕГО ПОЛЕТА, ДРАМА etc.) - бас.

- Чего это тебя опять в рок потянуло? Ты же вроде совсем в электронщину ушел?

- А я не переставал играть на бас-гитаре: АТАКА С БРЕЮЩЕГО ПОЛЕТА, ряд других проектов - это были составы экспериментального толка, использующие в своей музыке наряду с электронными инструментами и инструменты "живые". И те альбомы, что записаны мною, они записаны с использованием в основном "живых" инструментов, компьютеров почти не было. Это был такой прикольный, нормальный фри-джаз. Другое дело, что звучит это как электронная музыка. Я и сейчас пишу новый альбом, выдержанный в такой стилистике.

А группа ЛЮБОВЬ И СПОРТ стала возможна потому, что у одного хорошего человека оказался наработанный материал. И нашлось свободное время, чтобы превратить все это в законченную форму.

- Называя свою группу именно так, вы изобрели (повторили) следующую штуку: берется название уже существующей группы (известной многим ли, немногим) и к нему добавляется еще одно слово. В Питере есть такая группа, только пишется она, по-моему, S.P.O.R.T. Можно было изобразить, к примеру, НЕГА И СПЛИН...

- Никаких параллелей с группой СПОРТ не задумывалось!.. И с группой ЛЮБОВЬ, если такая есть. И с группой LOVE, разумеется, тоже.


Андрей Вашкевич

("хороший человек" - по Кустову) - гитара, вокал, музыка, стихи.

- В определенных кругах ты человек известный. Расскажи о себе тем, кто тебя знает мало.

- Исполнением музыки на гитаре я занимаюсь уже давно. Хотя музыкальное образование у меня не гитарное, а по классу "народные инструменты", хоровое отделение, все как положено. Учился в Минске в спецшколе при консерватории. А серьезные дела с гитарой возникли, когда по линии дружеских связей меня сначала пригласили погостить в Москву, и уже там я пришел поиграть в "Petroshop" на Нахимовку, и меня заметили. Какое-то время были коммерческие сессии, я работал демонстратором инструментов. В Москве познакомился с барабанщиком Игоря Сучилина (тот самый музыкант, который работал с Робертом Фриппом в проекте GYTARKRAFT, то ли в датской, то ли в немецкой сессии. Вышла пластинка, где большая часть композиций как раз принадлежит Игорю). У нас была очень интересная сессия под Санкт-Петербургом, это где-то год 92-й. Но смысла закрепиться в роли демонстратора я особо не видел для себя. И коммерческую музыку играть тогда не хотелось.

Вернувшись в Минск, я долгое время достаточно серьезно занимался наукой - философией, культурологией. Была студия, где я преподавал гитару, у меня было двенадцать учеников. Параллельно и занимался музыкой для фильмов, для выставок. В Минске есть такая ассоциация "Киноклуб", у меня был свой проект, с которым мы играли перед показом кино, писали специальные звуковые треки. Но когда в Штаты на постоянное место жительства уехал наш бас-гитарист, проект быстро коллапсировал. Живу я, учусь и работаю в Минске. Но, решив создать этот коллектив, работу бросил. Я много где работал, преподавая социально-политические дисциплины. Взял академический отпуск в аспирантуре и... вперед.

Были определенные сомнения, начиная ЛЮБОВЬ И СПОРТ, смогу ли я найти людей не просто хорошо играющих, но еще и сумеющих психологически ужиться со мной в рамках группы. Два года назад на какой-то светской вечеринке, то бишь пьянке, мы познакомились с Артемом Залесским. Я узнал, что он барабанщик, и, услышав, как он играет, мы договорились попробовать играть вместе. Но группы тогда, разумеется, не возникло, поскольку мы перебрали очень много людей в поисках бас-гитариста, но нужного нам не нашли. И в какой-то момент Артем сказал, что в проекте, которым он занят, в ДРАМЕ (лучший белорусский барабанный проект, играющий модную музыку, с лучшей в Минске ритм-секцией), есть замечательный басист.


Артем Залесский

(самый юный участник проекта, такой же "сумасшедший" музыкант, как гениальный Ришат из ГУНЕША) - ударные.

- С Кустовым вы играли в так и не явившемся на свет трио, где вокалистом был экс-солист знаменитой тяжелой белорусской группы EXHUMATOR Валерий Калина...

- Это был проект под названием QUAD DAMAGE.

А ДРАМА замышлялась как спонтанный ритмический эксперимент, который мы начали с музыкантами минской группы RSQ, где я играл до 98-го года. Туда привлекались участники групп КУКЛЫ, HASTA LA FILLSTA. Это была реализация тех идей, какие мы не могли реализовать в своих командах.

- Что из музыки тебе по душе?

- Та, что играют SONIC YOUTH, FUGAZI, DOG FACED HERMANS, P. J. Harvey, Michael Nyman, POLICE.

- У истоков образования группы чаще стоит гитарист или вокалист. Значит ли сие, что ритм-секция, важность и даже "основность" которой я понимаю и разделяю, это все же музыканты "второго эшелона"?

- Людям, собственно, мелодия не свойственна. Им свойственен ритм. И потому, что бы ни пел и ни играл мелодический состав группы, тем не менее люди танцуют под то, что играют барабанщик и бас-гитарист.

- Кто твои кумиры?

- Есть такая аббревиатура - ПЛПБ - Правильная Линия Поведения Барабанщика. Самые яркие ее представители это Джон Бонэм из LED ZEPPELIN, давший материал, на котором воспитывалось большинство барабанщиков из тех, что сейчас играют. Это Стюарт Коплэнд из POLICE. И Билл Брафорд из KING CRIMSON.

ЛЮБОВЬ И СПОРТ

- Почему все-таки ЛЮБОВЬ И СПОРТ?

А.В.: Эти два понятия с эмоциональной точки зрения противоположные, но и то, и другое требует максимальной отдачи от людей. Если бы мы были более инертны и меркантильны, мы бы назвались ДРУЖБА И ФИЗКУЛЬТУРА.

А.З.: На наш взгляд, это категории, существующие в жизни каждого человека, но не так, обыденно (какое-либо из этих понятий, например, "спорт" - это не просто "набор физических упражнений").

- В белорусской музыкальной тусовке есть мнение, что ЛЮБОВЬ И СПОРТ - это проект Алексея Кустова. Выясняется, что это не совсем так.

А.К.: Я всегда выступал в роли катализатора, то есть провокатора: если есть возможность куда-то сунуться, поучаствовать в чем-то новом, мне интересном, то почему бы и нет?

А.В.: Я только сейчас начинаю понимать, какую гадину пригрел на груди... Все заговоры в группе плетут бас-гитаристы... и барабанщики. По сути, ЛЮБОВЬ И СПОРТ точно такой же проект Кустова, как и Залесского. Человек, участвующий в нем, разумеется, вправе считать его своим.

- Какую музыку вы играете? Каков ваш слушатель?

А.В.: Ее нельзя назвать рок-музыкой по определению.

А.К.: Это честная музыка, достаточно яркая. В предельной степени мелодичная.

...У нас как-то была тусовка, состоящая из одних хип-хоперов, триста человек хип-хоперов! А мы им слабали свою музыку - и все ох..и! К нам подошли музыканты из немецкой группы MISSING LINK и попросили нашу демо-кассету. Еще для хардкореров, для толстых кошельков, еще для кого-то...

- Аналогии музыкальные все же я приведу. Вокал Боновский?

А.В.: Мой! Тебе судить, но чаще всего сравнивают с Бредом Андерсеном, солистом группы SUEDE, голос которого, в свою очередь, похож на голос господина Боуи... На самом деле разговор об аналогиях абсолютно закономерен, коль скоро речь идет о группе, претендующей на какую-либо популярность. Дело в том, что группа, не похожая ни на кого, возможно, не нужна никому!

- TEQUILAJAZZZ?

А.К.: Возможно, есть несколько композиций, проникнутых музыкой этой группы.

А.В.: Быть похожим на группы, играющие хардкор, это означает быть похожим на сотни групп, играющих его в чистом виде. TEQUILAJAZZZ не играет чистый хардкор. Привет, кстати, Жене Федорову и его друзьям.

- Музыку и тексты пишет Андрей?

А.В.: Я сочиняю гармонии и слова песен. Пусть даже аранжировки придумал я, но конечный продукт - это результат усилий трех человек. На репетициях, как и положено, рассматриваются все варианты исполнения, предложенные музыкантами.

- О личном, связанном с названием группы. Сколько раз кто влюблялся?.. В женщину. Или в мужчину.

А.К.: Я в этом смысле ортодоксален, я испытываю любовь исключительно к женскому полу. И если бы у меня был калькулятор под рукой... Первое чувство возникло в детском саду, его ни с чем нельзя сравнить! Эта девочка нравилась мне... ну как мама...

А.В.: ...Давай лучше про спорт поговорим, а то мы скажем что-нибудь, ты напишешь - и на музыке можно будет ставить крест: начнутся семейные проблемы, и мой ребенок останется без отца.

А.З.: Очень люблю барабаны... Очень люблю барабаны...

- Никто про жен не сказал, что характерно. Про спорт, так про спорт.

А.К.: У меня была одна знакомая женщина, спортсменка. Высокомерная, недоступная... С ней я и занимался спортом.

А.В.: Занимался спортивной гимнастикой, дзюдо, самбо.

А.З.: Всегда испытывал склонность к восточным единоборствам, которая в переложении на здешнюю жизнь воплотилась в страсть к барабанам.

- За что вы не любите советский, экс-советский рок-н-ролл?

А.К.: За то, что он неестественен, ненормален и некрасив? За вторичность?

А.В.: Если мы под определением "советский рок-н-ролл" понимаем все те коллективы, которые сейчас находятся на так называемом Олимпе, АУКЦЫОН, допустим, или уже ушедшие в историю, как КИНО, например, или ВЕЖЛИВЫЙ ОТКАЗ, то это не русский рок-н-ролл. Если внимательно их послушать, можно определенно сказать, что "благодаря" продюсерам те или иные мелодические или ритмические ходы схожи с NEW ORDER, CURE. Никто не отменял действия такого феномена, как мода, в том числе мода музыкальная. Если мы говорим о современной российской волне, то эти группы опять-таки похожи или на канадские группы, играющие хардкор, либо на брит-поп, либо на что-то еще, но значимое в европейской или американской культуре. В чем русскость этой музыки? В русском языке? А русский рок на балалайке я себе с трудом представляю.

А.К.: Но есть и КАЛИНОВ МОСТ. Это очень аутентично и эмоционально. Тот же эмоциональный Чиж.

- Эмоциональные ЛЮБОВЬ И СПОРТ... Спасибо! Удачи! Вершин!

Олег КЛИМОВ

© 2005 музыкальная газета