статья


Pet Shop Boys
Цыплят по осени считают (окончание)

mg94213.jpg (7070 bytes)

Начало в МГ №41

Подробнее о турне. Не будет "карнавала костюмов в Рио" и освещенных боксов Савой с телеэкранами по бокам. PSB никогда не повторяются! На этот раз за мероприятия отвечает настоящий архитектор Zaha Hadid из Ирака, которая пообещала спроектировать на сцене некое подобие огромного географического трансформера, без всяких землетрясений меняющего свой облик с помощью компьютерно-визуальных эффектов и несложных механических приспособлений и декораций, которые будут переставлять бэк-вокалисты и танцоры. Но как Крис и Нейл могли появиться с новыми песнями и идеями в "старых лохмотьях"? Да это просто невообразимо!.. Имидж - штука прилипчивая, особенно в нашем консервативном обществе. Не проходит и двух-трех лет, как они привыкают к твоим оранжевым колпакам и инопланетным костюмам, а ты уже ходишь в блестящем плаще и ультрамодных высоких ботинках и на тебя вновь не перестают тыкать пальцем в метро и в телевизоре. Опять эти PET SHOP BOYS вырядились!..

Честно говоря, я не большой приверженец шмоточного способа самовыражения, но когда внутренние изменения подкрепляются внешними, это, по-моему, верный путь к совершенствованию личности. PSB действительно очень изменились внешне. Ясно, что постарели кожей и рожей, но лучше бы вы посмотрели их первый за последние два года клип на сингл "I Don't Know What You Want But I Can't Give It Any More" и удовлетворили бы сразу свое любопытство. Это что-то с чем-то. Нижняя часть гардероба - от самурая с невообразимой ширины штанами в полосочку, а вот верхняя скорее напоминает прикид душевнобольного человека, только что поднявшегося с подушки, сбежавшего из соответствующей больницы, купившего себе элегантную играющую на свету средней длины куртку от Issey Miyake (любимого модельера наших пэтов) и вылившего себе на голову канистру желто-оранжевой краски. Согласно другой теории, это обыкновенный банальный японский панк...

По правде говоря, ребята просто позаимствовали этот имидж из журнала, где был напечатана фотография какого-то японского парня в самурайском обмундировании и с оранжевыми волосами на голове, их дизайнер Ian McNeil придал им истинный петшопбоевский вид. Волосы взлохматили, присобачили солидные черные брови (может быть, они и похожи на собственность одного известного в прошлом английского комика, но у Теннанта собственные не меньше), узкие темные очки, вспомнили какой-то старинный японский ритуал облачения в традиционную одежду с задуванием тальковой пудрой, которая служила дезодорантом в XVIII веке, и проделали весь этот эксперимент по ходу клипа в огромной лаборатории, как в картине "2001 A Space Odyssey", а потом ребята спустились в сквер перед зданием и вдруг заметили, что все прохожие потрясающе похожи на них (зачем было тогда соглашаться на операцию?!). Ах, да эти милые собачки, которые во множественном числе тащат их к скамейке... Когда Нейл и Крис устраивали этим летом специальные аудиенции для журналистов в старинном отеле "St. Pancras", что располагается неподалеку от печально известного "King's Cross", вокзала-ночлежки для бездомных со всего Лондона, наивных репортеров пугали их лаем из соседних комнат, предусмотрительно записанным на пленку.

Я вам по секрету скажу, а вы не смейтесь. Идея с собаками для клипа пришла в голову наших друзей в самый последний момент. До этого они хотели сняться с велосипедами (это в таких-то штанах!)... Кстати, режиссером этого видеоклипа стал Pedro Romhanyi.

Довольно интересной выглядит история с названием нового альбома PSB. Рассказывает Нейл Теннант: "Мы написали песню и назвали ее "Nightlife". Это настоящая вещь в стиле диско, но она по некоторым причинам не пробилась в альбом. Однако нам очень импонировало ее название, и в процессе компоновки альбома мы подумали, что оно очень подходит под концепцию всей работы. Ночью люди меняются, меняется их восприятие жизни и потребности. Ночью темно и оживают вампиры. Людской страх усиливается, обостряется потребность в любви и сексе. Ночной народ теряет голову от наркотиков и алкоголя, и его безудержно тянет танцевать, причем, выражаясь клубным языком, ночь продолжается и днем, так как очень многие не расстаются с танцевальной площадкой вплоть до полудня. Несмотря на то, что на улице уже давно светло, ночь для них все еще продолжается. И, в общем-то, ночная клубная жизнь пронизывает все песни нашего нового альбома. "Nightlife" представляет и хорошие, и плохие стороны этого явления и, может быть, даже всей природы современного человека".

Теперь об обложке, на которой мы видим Нейла и Криса, сидящими с расплывшимися лицами в строгих костюмах и своих новых париках в вагоне метро (фотограф Alexey Hay). Не так давно при встречи с Алексеем пэты раскопали в его архивах фото девушки, которую он снял в нью-йоркском метро. Хэй сразу же предложил им попозировать в тех же условиях, и три с половиной часа вся троица провела в подземке Нью-Йорка. Естественно, фотографировать в метро со вспышкой запрещено, и Нейл боялся, что их упекут за решетку, куда-нибудь на Кони-Айленд. А уже потом в Британии известный дизайнер Марк Фэрроу компьютерным образом "растворил" их лица, "чтобы придать снимкам больше движения, как будто ты едешь в ночном метро".

И наконец, предлагаю вашему вниманию краткие комментарии Нейла Теннанта о каждой песне и собственный анализ содержимого альбома "Nightlife".

"For Your Own Good"

Нейл: "Эта песня о ком-то, кто сидит дома и томится в ожидании своего любимого человека. Я думаю, кто бы ни исполнял эту песню, ему будет очень интересно, ушел ли этот любимчик насовсем или еще вернется. Я всегда представлял себе, что это композиция написана для женщины и она поет ее о своем любовнике. Это очень простая песня".

А.Б.: Первая из трех работ PSB-Rollo, и, по-моему, она наиболее похожа на FAITLESS (которые мне очень симпатичны) с длинными электронными проигрышами в середине, и только магический голос Теннанта напоминает, что это все-таки PSB. Такого, по крайней мере на моей памяти, не случалось раньше, и я вряд ли рад сему событию. Это неприятный прецедент. Ключевые строки: "Life isn't easy so why don't you stay with the lover you need and not the devil you pay?".

"Closer To Heaven"

Нейл: "Closer To Heaven" повествует о взаимоотношениях между двумя людьми на самой ранней стадии. Они могут развиться, а могут и нет. Человек находится в предвкушении любви, в своих фантазиях он добирается до небес, но все еще может случиться и нет ничего определенного. Это песня о любви, о том, как можно быть с кем-то, не находясь там на самом деле. Чем ближе ты к своей мечте, тем больше ты осознаешь, что она несбыточна.

А.Б.: Здесь мы слышим особо тонкий голос Нейла. Демо этой песни едва пробивалось сквозь разговоры на двойном документальном диске "About The Pet Shop Boys", но в аранжировке Крэйга Армстронга трек приобрел очень волнующее звучание, и я почти уверен, что "Closer To Heaven" скорее всего сделают четвертым синглом из "Nightlife". Ключевые строки: "In my hopes paradise is real. Horoscopes can't forecast how we'll feel".

"I Don't Know What You Want But I Can't Give It Anymore"

Нейл: Я записал эту фразу ("Мне не известно, что ты хочешь, но я не могу тебе больше этого дать") в свой маленький блокнот много лет назад, как какой-то парадокс. Потом возникла эта грустная песня о завершении романа, когда два человека не могут и не хотят больше общаться. Это автобиографичная вещь из моего собственного опыта, когда один из нас просто потерял веру. А Крис пошутил, что эта песня о том, кто не очень любит принимать душ и подмываться перед сексом...

А.Б.: Дэвид Моралес и PSB наконец-то записали шедевр, а не пару-тройку сносных ремиксов. Скрипки волнуют и бросают в дрожь. Даже трудно себе представить, кто еще стабильно награждает свои песни такими длинными именами и вообще может без запинки произнести с десяток раз фразу из двенадцати слов в припеве! Ключевые строки: "I don't know what you want but I can't give it anymore".

"Happiness Is An Option"

Нейл: Фраза, выделенная в заглавие, на самом деле на удивление оптимистичный подход к жизни для меня. Это песня о дурных событиях в жизни и о том, что не стоит давать им шанс вконец надломить тебя и вогнать в депрессивное состояние. Ты должен держаться. Счастье недалеко. Счастье - это право на выбор. Я верю, что мы сами - творцы своей жизни.

А.Б.: Я просто прибалдел от этой вещи PSB. Теннант всегда демонстрировал свою искреннюю любовь к классической музыке, но теперь эта любовь кажется не такой безнадежной - его легкий речитатив поверх отрывка из "Vocalise" Сергея Рахманинова, где ему вторит знакомая всем фэнам PSB Силвия Мэйсон-Джеймс, безусловно сделал "Happiness Is An Option" самым большим сюрпризом нового диска пэтов. Особенно трогательно ее окончание, а ключевыми строками являются "It is not easy/the war within us/but it gets easier the more we learn I don't need to win You don't have to loose/We can choose happiness is an option".

"You Only Tell You Love Me When You're Drunk"

Нейл: Я думаю, подобные вещи случаются со многими людьми. И здесь нет ничего плохого. Некоторым людям действительно трудно преодолеть себя и признаться в своих чувствах, и поэтому им нужно расслабиться, выпить, например.

А.Б.: Это вещь из так называемого загажника. Нейл написал ее много лет назад и только сейчас решился закончить, а Крэйг Армстронг придал ей очень симпатичное нежное оркестровое звучание. Ключевые строки: все три куплета хороши и немыслимы друг без друга, как хороший рассказ.

"Vampires"

Нейл: Это достаточно забавная песня. Я всегда говорил, что эта песня о том, что люди привыкли эксплуатировать друга, искать выгоду неважно в чем (делах, сексе, общении), но сейчас мне кажется, что я окончательно сбился и не вполне представляю, о чем она. По правде говоря, концепцию существования психологических вампиров придумал один наш друг. Психологический вампир - это тот, кто вытягивает из тебя свежие идеи и использует их в своих целях. Я нахожу эту теорию очень интересной. Однажды, когда мы работали с каким-то парнем, меня предупредили, что этот человек действительно является подобным вампиром. И я в шутку ответил, что все нормально, я тоже вампир. Отсюда родилась идея для песни.

А.Б.: И правда, очень прикольная вещь по сюжету. Вампир ловит с поличным другого вампира и признается, что он тоже вампир. Ключевые строки: "It's a reflex/ just a reflex like fear or sex/You're a vampire/I'm a vampire too".

"Radiophonic"

Нейл: Это классическая песня концепции ночной жизни - те, кого выперли из ночного клуба, не могут уснуть всю ночь. Они прекрасно провели время, и им кажется, что в их отношениях произошло что-то особенное. Потом оказывается, что они влюблены друг в друга.

А.Б.: А по-моему, "Radiophonic" - это продолжение "Relentless", причем на этот раз музыкой заправлял не Крис Лоу, а Rollo. И вновь те же длинные инструментальные проигрыши, как у FAITHLESS. Боюсь, что кое-кто захочет пропихнуть это в синглы и результат будет плачевным. Однако сама песня ничего. Ключевые строки: "It could make you weep/I can't get to sleep/There's ringing in my ears like a radiophonoc workshop orchestrating all my stupid fears... I think I'm in love".

"The Only One"

Нейл: Очень романтичная вещь о некоем влюбленном, который размышляет: а можно ли доверять предмету своей любви? Он плохо знает своего любимого человека. За свою жизнь я встречал множество странных пар, когда кто-то влюблялся в насильника или закоренелого уголовника. Наверное, очень интересно встречаться с человеком из другого мира, который для тебя загадка и будоражит твое воображение.

А.Б.: Безусловно, одна из лучших песен на диске, нежная, лиричная и содержательная. Она связывает начало и конец альбома в монолитное целое и действительно заряжает душевным романтизмом Теннанта. Ключевые строки: "I don't know much about the deals you make/there's so much that you hide from me/the mistery: am I the only one?".

"Boy Strange"

Нейл: Песня о том же. К счастью, меня такие романы не касались, но однажды, когда мне было 17 лет, такой вот "странный парень" увел девушку, с которой я встречался, и практически искалечил ее жизнь. Это было кошмаром. Однако это необъяснимая вещь, почему она пошла с ним, когда окружающим было очевидно, что он проблемный тип. Любовь - очень странная вещь.

А.Б.: "Boy Strange", по-моему, однозначно записывался по нужде. Нейл наконец-то получил свежий материал для исполнения под гитару на концертах. Она достаточно лирична и драматична. Успех гарантирован. Rollo здесь неплохо сработал.

"In Denial"

Нейл: Это дуэт с Кайли Миног, написанный специально для нашего с Джонатаном Харви мюзикла, который мы планируем закончить и поставить в следующем году. Это самая необычная песня на диске, история встречи (после долгой разлуки) отца с дочерью, во время которой он признается ей, что он гей, и ждет ее реакции. Ей не нравится его образ жизни, и она критикует его с позиции младшего поколения. Но в конце они оба спрашивают: будешь ли ты любить меня, несмотря ни на что, и все кончается хорошо.

А.Б.: Интересно, что Нейл и Крис ни с кем не делили вокал в своих альбомах со времен дуэта с Дасти Спрингфилд в "What Have I Done To Deserve This?". Теннант записал с Миног дуэт "отец-дочь", от которого мурашки не покидают тело до самых последних аккордов. Трек пророчат на место третьего сингла из "Nightlife", и явно она достойна этой чести. А еще PSB скорее всего напишут несколько песен и спродюсируют ее новый альбом, который станет возвращением бывшей австралийской принцессы евро-дэнса на свое законное место. Кто как не Крис Лоу и Нейл Теннант смогут помочь горе-рокерше сейчас, когда ее турнули с лейбла! Ключевые строки: "My life is absurd/I'm living it upside down/like a vampire, working at night, sleeping all day/a dad with a girl who knows he's gay".

"New York City Boy"

Нейл: Дэвид Моралес сказал, что нам следует записать громкий диско-гимн в стиле VILLAGE PEOPLE. Тогда я произнес: хорошо, давайте назовем его "New York City Boy". Потом я переслушал записи VILLAGE PEOPLE, чтобы почувствовать звучание их музыки, так как не слышал их целую вечность. Получилась песня о тинейджере из пригорода Нью-Йорка, который сидит дома. На носу у него экзамены, но наступает субботнее утро, он врубает панк и мечтает о том, чтобы вырваться из рутины уроков, пройтись по Таймс-Сквер, поглазеть на девчонок, витрины и танцующих брэйкдэнс негров, зайти в магазин и прикупить самых свежих записей. Эта песня о том, как красив Нью-Йорк, и о людях, которые хотят и могут изменить свою жизнь. Однако что-то мне подсказывает, что это еще одна попытка переписать "West End Girls". А в клипе мы всех надурили. Парня и нас снимали в Лондоне, а уж потом Howard Greenhalgh слетал в Нью-Йорк, прошелся по улицам, заглянул в знаменитую "Studio 54" и сделал монтаж и наложения.

А.Б.: Удивительно, что и второй сингл из альбома "Nightlife" также продюсировал Моралес. В итоге получилось такое, до чего "Go West" даже в самой модной обработке - как от Биг-Бена до статуи Свободы. Я уверен, это самый танцевальный трек в нынешней дискографии PSB с необычным началом, интересной сменой ритма в середине и удачно подобранным составом бэк-вокалистов. Howard Greenhalgh, работавший над видеороликами "Go West" и "Before", раскрасил ночные Бродвей и 7-ю Авеню в самые электрические цвета.

"Footsteps"

Нейл: Мы работали над новой песней и нашли несколько толковых музыкальных фрагментов. Потом в моей голове закрутились слова: "Пока я слышу твои шаги в темноте, больше мне не надо", и я спел их, а Крис пошутил, что он уже представляет, как народ на Уэмбли поет это вместе со мной. Человек, который с самого начала альбома ждет заветного звонка, все еще томится в ожидании чуда. Становится очевидным, что она (или он) развлекается в ночном клубе и не спешит домой. Домосед начинает бояться темноты. Это обо мне в детстве. Чувство страха может улетучиться только благодаря присутствию того, с кем ты любишь бывать наедине.

А.Б.: Замечательная вещь для финальной записи. Ключевую строку смотрите выше.

P.S. К сожалению, американский релиз альбома отложен до 2 ноября по причине очередной смены лейбла. Помнится, не так давно PSB отказались от услуг EMI в Штатах из-за слабой поддержки их записей, но с "Bilingual", который курировал Atlantic, вышло еще хуже (практически полное отсутствие промоушн), и ребята в самый последний момент подписали контракт с более солидной компанией Sire и успели вскочить в последний вагон, чтобы не с пустыми руками прилететь с концертами в Америку...

Этот год - юбилейный для обоих (Теннанту 10 июля стукнуло сорок пять, а Лоу 4 октября разменял сороковник), но с макияжем и париками (кстати, из натуральных человеческих волос) они все те же вечно молодые боги электронного диско, стилистически безупречные и музыкально очень концептуальные. А главное - они всегда делают музыку, которая предвосхищает свое время, так что более чем нелепо называть их "одной из лучших синти-поп-групп 80-х". Скорее они одни из немногих, кто знает, какой будет поп-музыка в следующем тысячелетии! А пока они записали свой очередной "русский" альбом. В нем множество русских вещей (слова Ахматовой, музыка Рахманинова и даже одна пословица), а в конце буклета фотография, где они сидят и смеются над нами и над собой: Лоу в ленинской кепке, Теннант в брежневской папахе - оба в стильных клубно-спецназовских брюках, коротких куртках от "Версаче" цвета бронзовый металлик и высоких армейских ботинках.

Андрей БАРАНОВСКИЙ

© 2005 музыкальная газета