обзор


Beatles, The
YELLOW SUBMARINE SONGTRACK

mg94124.jpg (7603 bytes)

(p) & (c) 1999 EMI Records

15tks


Слушал, слушал и думал: и шо ж енто такое будет, ежели весь битловский каталог на самом деле возьмут да и ремикшируют? Мысль не праздная - сейчас таковая кампания бушует вовсю. Порожденная как раз выходом нового варианта звуковой дорожки к знаменитому мультфильму 1968 года.

Впрочем, что уж тут лукавить - готовя "Anthology", классику и так уж наремикшировали вовсю. Недавно все средства массовой информации вволю пускали слюни по поводу фразы МакКартни об "Eleanor Rigby": мол, теперь, слушая ее, вы будто сидите посреди струнного квартета. Так-то оно так, да только мало кто обратил внимание на то, что новый микс струнных появился еще на "Anthology 2". Судя по всему, не только мы любим голос Пола - он и сам в нем души не чает.

Ну ладно, довольно дегтя - перейдем к основному содержанию бочки. Оформление значительно круче оригинального: каждая из пятнадцати песен удостоилась собственной иллюстрации соответствующим кадром из мультика - в прекрасных ярких цветах. Психоделия, одним словом!

А другим словом - заслуга изготовителей нового продукта в том, что они не увлеклись ремикшированием, а просто улучшили оригинальные записи за счет устранения определенных промахов, которых у ливерпульского квартета хватало, несмотря на опыт Джорджа Мартина. Так сказать, побочный эффект экспериментов, двигавших звукозапись.

Ярчайший пример - заглавная композиция. Конкретнее, ее последний куплет. Если помните, каждая пропеваемая Ринго фраза повторялась Маккой - кроме первой, "life of ease", которую при стереомиксе задевали в известное место. Стоит заметить, что на сингловом и мономиксе данные слова присутствовали. Теперь они есть и в стерео. Впрочем, известно, что до записи "White Album" битлы рассматривали стереомикс как побочный продукт, не обращая на него никакого внимания.

Ярчайший пример и есть ярчайший, то есть здесь различия между старым и новым саундтреком были очевидны без дополнительного прослушивания оригинального материала. С остальным сложнее. Что - естественно! - бросается в уши, так это значительное улучшение стереобазы и устранение привычных миксов "вокал - в одну сторону, инструменты - в другую" ("Nowhere Man", к примеру). Может, это и неплохо, да вот только невольно начинаешь задумываться: а не теряется ли при этом некоторая аутентичность оригинала? Все же записывалось все это в шестидесятых, и такое микширование есть знак времени. Так можно урезать звук тарелок на ранних записях THE BEATLES, но никуда ж не деться от факта, что над Старром вешали один-единственный микрофон, каковой, разумеется, лучше всего записывал самый близкий к нему звук, а тарелки, как водится, повыше барабанов...

Напрашивается вывод: новая версия "Yellow Submarine" хороша для современного рынка и приятна тому, кого раздражает отсталый звук тридцатилетней давности; для битломана же этот релиз - еще одна маленькая возможность уловить ранее не слышанные звуки. И не только ноты, но и упрятанные под музыку разговоры в новом миксе более яркие - речь не только о "Hey Bulldog" (полный кайф!), но и об "Only A Northern Song". Впрочем, не лучше ли просто издать побольше альтернативных дублей битловских песен, не ремикшируя их, а просто ремастировав, а?

Дм. М. Эпштейн

© 2005 музыкальная газета