Helloween
Очень длинная история


Эта история и длинная, и запутанная. Пытаясь разобраться в хитросплетениях биографических данных HELLOWEEN, GAMMA RAY, IRON SAVIOUR, я запутался окончательно и безнадежно и решил разгребать этот исторический завал потихоньку и осторожно, сконцентрировавшись на музыкальных похождениях некоего Кая Хансена, личность которого как раз и связывает упомянутые коллективы, а заодно является одной из самых ярких в истории хэви-метала, хотя сам Кай из гипертрофированной скромности яростно сопротивляется признанию этого факта. Путь Кая начинался по большему счету с HELLOWEEN, вот с них и стоит начать...

Давным-давно, лет эдак двести назад, а именно в 1978 году, один молодой человек немецкой национальности и баварско-швабской наружности, звали его, кстати, Каем Хансеном, являвшийся подающим ба-а-альшие надежды гитаристом-самоучкой и подающим проблески надежды вокалистом, так вот, он встретил некоего Петера Зелека, тоже многообещающего (себе и окружающим) гитариста. Как в свое время роковые встречи Джона и Пола, Мика и Кита взорвали рок-музыку изнутри, так и это безобидное на первый взгляд знакомство стало бомбой замедленного действия. Первоначальным эффектом знакомства стало появление рок-группы под названием GENTRY. Вот когда в землю было зарыто то самое зернышко, из которого вымахала огромная тыква. Да не одна... Как водится, окружающие наивно полагали, что ничего особенно выдающегося на их глазах не происходит, никто не предполагал, что на самом деле это был переломный момент в истории хэви-метала...

GENTRY просуществовали до 1980 года, когда были лихо переименованы в SECOND HELL. Состав менялся чуть ли не ежемесячно, но в конце концов в группе задержались двое других молодых людей: барабанщик Инго Швихтенберг и басист Маркус Гросскопф. Музыка "Второго Ада" существенно утяжелилась, явно под влиянием IRON MAIDEN и JUDAS PRIEST, в те времена начинавших основательно потряхивать этот прогнивший мир. Год спустя случилось очередное переименование группы: новая вывеска звучала так - IRON FIST, скорее всего позаимствована она была из одноименного альбома MOTORHEAD. В 1982 году из состава самоликвидировался Зелек, и группа полгода не могла заполнить образовавшуюся вакансию, вплоть до появления на горизонте Михаэля Войката. Вот именно этого парня им не хватало для комплекта - это был "выстрел в десятку"!

В последний раз было изменено название - наконец-то HELLOWEEN, а символом группы стала узкоглазая тыква, неразрывно ассоциирующаяся с "днем всех святых". В 1983 году HELLOWEEN занимался покорением немецкого андерграунда и работой над первыми серьезными композициями. Результатом концертной активности стало предложение фирмы Noise разместить два трека на компиляции с дивным названием "Death Metal" (о, ирония!). Это был просто исторический релиз, три из четырех представленных на нем групп впоследствии стали суперзнаменитостями. Кроме HELLOWEEN, это были RUNNING WILD и HELLHAMMER (будущий CELTIC FROST), а также канувший в Лету какой-то DARK AVENGER. Именно на этом сборнике впервые прозвучал супербоевик всех времен и народов "Metal Invaders"... Благодаря этому диску интерес к HELLOWEEN возрос многократно.

В конце 1984 года группа проставила подписи на контракте с Noise, и в апреле следующего года вышел первый мини-альбом, просто озаглавленный "Helloween". Пятитрековый диск был принят чрезвычайно тепло, и группа с ходу принялась за сооружение полноформатного альбома. Запись завершилась в октябре 1985 года. Альбом "Стены Иерихона" стал настоящей бомбой! Такой музыки до тех пор не исполнял никто, и теперь немецкий хэви-метал "утер нос" британским зазнайкам!

Казалось, что HELLOWEEN выплыл в широкие воды, но тут обнаружилась существенная проблемка. Кай Хансен заявил, что он больше не в состоянии соединять функции гитариста и вокалиста, и наотрез отказался в будущем что-либо петь. Зря он это сделал... Заместителя ему нашли моментально. Им стал восемнадцатилетний Михаэль Киске, до этого вокализировавший в PROPHECY.

Следующий альбом тыквопоклонников появился в марте 1987 года. "Keeper Of The Seven Keys, часть I". Лично я был дико недоволен новым вокалистом и временно прекратил всякое общение с музыкой HELLOWEEN, переключившись на более агрессивные дела, на трэш-метал. Тут уж не прав был я. Мое разочарование осталось со мной, потому что "Хранитель семи ключей" стал настоящим бестселлером. Германия просто "стояла на ушах"! Ну, наверное, это было неизбежно... HELLOWEEN представил очень быструю и динамичную музыку, очень мелодичное звучание и фантастические вокальные возможности Киске (теперь я это признаю, не тогда). Тексты песен искрились позитивным энергозарядом, и вообще группа сделала мощный рывок во всех отношениях. Первоначально "Keeper" должен был выйти как двойной альбом, но фирма по стратегическим соображениям "зажала" вторую часть. Вышедший в следующем году "Part II" был просто обречен на повторение успеха первой части. Да, это был пик расцвета и популярности HELLOWEEN, отчасти обусловленный действительной широкой популярностью хэви-метала в народных массах.

Группа выехала на первое мировое турне "Pumpkins Fly Free" ("Тыквы летают туды-суды"), и каждый концерт был дьявольски успешен. Атмосферу тех концертов можно ощутить, слушая концертный альбом, записанный в Шотландии в 1989 году, под названием "Live In The U.K.". Это сложно описать словами...

К сожалению, уже под конец трассы начались немелкие проблемы, в результате которых группу покинул ее основатель, ее "крестный отец" - Кай Хансен. Покинул, чтобы основать свой новый проект - GAMMA RAY, со временем достигший сравнимой (если даже не большей) с HELLOWEEN популярности. Место Хансена занял Роланд Грапов, ранее игравший в RAMPAGE. Новый тыквенный альбом "Pink Bubbles Go Ape" вышел в 1992 году. Этому диску трудно что-либо поставить в вину, все там было на нужном уровне, но уход Хансена дал себя почувствовать в нехватке... свободы, полета, характерных для "Хранителей ключей". Просто солидный пауэр-метал...

Год спустя вышел "Chameleon". Лучше бы этот альбом не выходил вовсе... Лучше бы его вообще не было... По крайней мере в дискографии HELLOWEEN. Это был настоящий шок для преданных фэнов. Пауэр-метал-бастион, каким был HELLOWEEN, пал, непонятно зачем. Группа записала поп-рок-альбом и с вершины славы рухнула на самое дно пропасти... Причем с таким грохотом...

Вскоре после этого из состава ушел имевший проблемы с наркотиками Инго Швихтенбергер.

Чуть позже ушел, или же его "ушли", Михаэль Киске. На эту тему до сих пор ходит множество слухов. Среди других такой, что Киске неожиданно для остальных стал претендовать на руководящую роль в группе, что, естественно, вызвало решительный отпор. К тому же отношения Михаэля с тезкой Вайкатом уже давно были весьма шероховатыми.

Гросскопф, Вайкат и Грапов осознавали, что коллектив забрел в тупиковую улочку. Пришлось срочно заниматься заполнением зияющих дыр в составе. Место у микрофона занял Энди Дерис, до того певший в PINK CREAM 69, а барабанщиком стал Ули Куш из GAMMA RAY.

В 1994 году альбомом "Master Of The Ring" HELLOWEEN начал новое восхождение к вершине. Многие считают, что в этом движении группа в тот период не многого достигла. Дериc, увы, был тогда просто не в состоянии заменить харизматичного Киске, а музыке остро недоставало боевитости. Но первый шаг был сделан. Это был единственный оптимистичный акцент. И уж всяко "Властелин кольца" был лучше проклятого "Хамелеона"...

Следующий альбом вышел в 1996 году. "Время клятвы" был посвящен памяти умершего от передозировки наркотической дряни Инго Швихтенбергера. На диске был один безусловный шлягер-боевик "Power" плюс еще несколько отличных вещей. Общее впечатление было очень положительным. Видно было, что HELLOWEEN вышел на верную тропу. После релиза группа выехала на продолжительную концертную трассу, короной которой стала регистрация концертника "High Live". Турне показало, что HELLOWEEN все еще имеет в распоряжении целую армию преданных фэнов, что хорошо слышно на этом "живом" альбоме. Энди многому научился и превратился в задорного шоумена, да и вся группа производила впечатление единого сыгранного коллектива. Следующий альбом заранее анонсировался как "возврат к корням", то есть к стилистике лучших лет HELLOWEEN. Диск пришлось ждать довольно долго...

В апреле 1998 года появился "Better Than Raw" и исполнил все надежды. Без сомнений, этот CD - лучший альбом немецкого квинтета со времен "Keeper...". Лучший ли вообще? Сложно сказать. Однако наверняка несколько композиций могут попасть в историю хэви-метала, наравне со славным "Future World"...

HELLOWEEN еще не сказал своего последнего слова. Вскоре мы послушаем новую порцию позитивных метал-мелодий. Э-э-эх, поскорее б.


Музыкальная газета. Статья была опубликована в номере 39 за 1999 год в рубрике музыкальная газета

©1996-2024 Музыкальная газета