статья


DJ Shaker
Сама интеллигентность

mg93905.jpg (10944 bytes)

Как-то раз, еще в августе, на вечеринке, которая проходила на одном из островов Минского моря, мне удалось побеседовать с очень интеллигентным и приятным человеком, которого в музыкальной среде публика знает как Влада Шейкера (aka DJ Shaker).

В тот раз именно он с несколькими своими единомышленниками выступил организатором мероприятия и, несмотря на холодную погоду, подарил людям несколько приятных и веселых часов на природе, обильно сдобренных красивой и доброй музыкой.

Ниже приведена практически целиком наша беседа, ознакомиться с которой, я думаю, вам будет небезынтересно.

- Расскажи, Влад, как ты пришел к музыке и вообще начал заниматься ди-джеингом?

- Наверное, я не буду оригинальным, если скажу, что так или иначе к музыке и к тому, чем я сейчас занимаюсь, как и любой другой человек в зрелом возрасте, я шел всю свою сознательную жизнь.

Это что касается музыки вообще. Всегда получалось так, что именно к чему-то такому меня тянуло - и когда я был маленьким мальчиком, и когда стал молоденьким подростком еще коммунистических времен, очень слабо (по причине окружения того времени) разбиравшимся и понимавшим, что к чему, и в военном училище, когда я пытался заниматься курсантской дискотекой (можно себе представить, что там получалось). Но то, чего я очень долго ждал, я в первый раз услышал на вечеринках клуба, который назывался F.U. Entertainment. Музыку там крутил DJ Клаус. В принципе, и до того я подобные вечеринки посещал, хотя не так часто. Это были вечеринки, которые вел еще Митя на дискотеке "Без царя в голове". Но там то ли со звуком было не то, то ли мое состояние было несоответствующим, то ли давали накладку мои душевные переживания по поводу развода, который случился приблизительно в это же время... В общем, так получилось, что по-настоящему "вставило" меня на вечеринках F.U. Entertainment, проходивших в Доме литераторов. Ну и с тех пор я понял, что без этого жить больше не смогу. Начиная с Дома литераторов и Альтернативного театра я участвовал в работе F.U. Entertainment и занимался организацией бара (первое время просто как бармен), ну а дальше плавно стал одним из менеджеров клуба.

- А где ты больше всего любишь играть? Я знаю, например, что ты очень любишь играть в чилл-аутах...

- Да. Это моя больная тема... Вообще место, на мой взгляд, по большому счету значения не имеет, да и аппаратура тоже. Главное, чтобы в этом месте собрались люди или хотя бы часть людей (хотелось бы, чтобы это была большая часть), которые будут в состоянии воспринять ту музыку, которая играется. Очень важный момент это совместить то, как ты слышишь музыку, как тебе нравится ее играть и каким образом ты это делаешь, так, чтобы при этом еще и люди танцевали. Наверное, каждый ди-джей здесь со мной согласится...

Вот я, например, сыграл свой первый сет в стиле драм-н-бэйс в Доме литераторов. Это был, как я сам потом это анализировал, один из моих лучших сетов. Но я был на полной "измене", потому что люди не танцевали. Уже потом большинство моих друзей и знакомых мне объясняли, что в это же время в другом зале играли Конь, а потом Ярик. Вот так вот.

- Скажи, что ты раньше предлагал публике и что ты предлагаешь сейчас? Изменились ли твои музыкальные пристрастия?

- Конечно. Это видно по музыке. Начал я с техно. Я думаю, что в первые пару лет редко кто из ди-джеев на сто процентов понимает, что он хочет делать и что он делает, потому что в конечном счете все определяется той музыкой, которую он выбирает.

Итак, как я уже говорил, у меня все начиналось с техно. Вообще тогда это были золотые времена для техно в Беларуси. Его играли самые престижные из минских ди-джеев, такие как Ярик, и даже Митя техно иногда поигрывал... Мне очень нравились немцы, москвичи и питерцы, которые приезжали в те времена в Минск (это были 96-97 годы) и играли техно.

В принципе, даже мой сет, который выпустили I&I Group Records, тоже записан в стиле техно (основная тема на этом миксе - это техно). Там, конечно, есть немножко хауса, есть немножко то ли электро, то ли брэйкбита, но основная тема там техно.

Также очень заболел я после первого посещения "Восточного удара" драм-н-бэйсом и даже набрал целую кучу компактов в этом стиле. А потом даже какое-то время очень часто и очень немало играл драм-н-бэйс. Несколько сетов я сделал для "Радио Стиль", в клубе "Актив" радовал людей игрой такой музыки.

Сейчас я замечаю, что уже немножко успокоился, может, даже постарел, стал немного таким апатичным тихим человеком. И если два года назад мой "внутренний" возраст был от 14 до 17 лет, то сейчас он, я думаю, изменился года на четыре. Да и вообще это как бы и основная тенденция музыки. Потому что если внимательнее посмотреть, то можно заметить, что музыка становится добрее. Это касается и брэйкбитовой музыки, это касается и музыки с прямым битом. Взять, к примеру, хотя бы новый подъем во всем мире такого стиля, как диско, - возврат к чему-то доброму и ненавязчивому. Ведь самое главное для ди-джея - это дарить людям радость, как и для любого человека, который что-то делает для людей. Это всего лишь мое собственное мнение, основанное на результатах наблюдений и бесед с другими людьми. Естественно, что не все считают именно так, и я ни в коей мере не пытаюсь никому ничего навязывать.

- Из всех ди-джеев, которые играют на компактах, мне больше всего импонируешь ты. Скажи, почему ты играешь именно на компактах и не переходишь на винилы?

- Это очень больная тема. Может, кто-то скажет, что я простой как пять копеек, но на самом деле все очень просто. На винилы я не перехожу исключительно из финансовых соображений. А на компакты я стал ориентироваться, вложил стартовый капитал в покупку соответствующей техники из расчета, что в процессе работы ди-джеем я буду потихоньку писать свою музыку, закидывать ее на CD-R и играть вместе с фирменными дисками в сете. Причем я и делал так пару раз. Несколько моих релизов даже успело выйти на кассете I&I Group Records (имеется в виду "Minsk Underground Session". - Прим. автора), хотя настругал я музыки немножко побольше. Но просто лично мне та разящая разница между качественным и отточенным звуком фирменных компактов и музыкой собственного изготовления очень сильно резала ухо. Может быть, во мне до сих пор играет подростковый максимализм, может быть, я до сих пор неуверенный в себе молодой человек. Но лучше, наверное, быть такого рода максималистом...

- Скажи, откуда ты черпаешь музыкальную информацию?

- Я думаю, как и все, - отовсюду понемножку.

- А где-ты в основном приобретаешь компакт-диски?

- В основном пока что в Москве, но, к счастью, открываются новые каналы. Прогресс и у нас на месте не стоит. В первую очередь это возможность заказывать музыку по Internet. И недавно у меня появилась возможность изредка заказывать музыку у знакомых, которые ездят в Польшу и Германию.

- Вот если ты посмотришь на себя со стороны, как ты сможешь описать своими словами, кто же такой ди-джей Шейкер?

- Рыцарь печального образа (шутка). Ну откуда же я знаю? Хотя на самом деле никто лучше нас самих не знает нашу истинную сущность...

- Ну, а с точки зрения ди-джеинга?

- Я натура более созерцательная, нежели "колбасящая". То есть все-таки я в музыке, которую играю, больше уделяю внимания именно музыкальным моментам, и почему-то так получается, что в последнюю очередь думаю о том, как под эту музыку можно будет танцевать. Меня очень увлекают длинные своды, хотя на самом деле диско, диско-хаус, особенно музыка брэйкбитовая, в которой преобладают акустические сэмплы, - это музыка не особо ассоциируемая с длинными сводами (полминуты, минута от силы). Это еще со времен техно пошло. А я, как человек, в свое время игравший техно, очень люблю длинные своды. В игре Ярика меня всегда восхищали длинные своды - по две, по три минуты.

- А какая твоя самая желанная цель в жизни и есть ли у тебя она вообще?

- Может быть, я "обчитался" каких-то непонятных книжек, но мне кажется, что огромной далеко идущей цели перед собой лучше не ставить, потому что, как только мы начинаем ставить перед собой какие-то глобальные цели, мы потихоньку все-таки перестаем быть самими собой, а в таких играх самое опасное - увлечься. На самом деле большинство из нас именно в такие очень неблагодарные игры и играют. Но не стоит забывать, что это не более чем игра: я - ученый, я - музыкант, я-ди-джей...

В самом начале нашей беседы я, помнится, сказал, что музыка, сведение, игра - это все, конечно, хорошо, но не надо забывать о главном - по большому счету живем-то мы не для себя. И чем бы ты ни занимался, ты будешь тратить свое время не зря только тогда, когда ты будешь дарить кому-то радость. Только в этом случае тебя запомнят и захотят увидеть тебя вновь.

- Какова, на твой взгляд, ситуация с вечеринками в Беларуси?

- Я опять же не скажу ничего нового. Наша альтернативная молодежь, которая ходит на вечеринки (позволь я буду откровенным), весьма ленива. Например, альтернативная молодежь или по крайней мере значительная ее часть, которая есть в Москве, какой бы альтернативной она ни была, имеет деньги. И я на сто процентов уверен, что не деньги их находят, а они находят деньги...

- Значит, ты считаешь, что в нашей ситуации с вечеринками в Беларуси виновата сама молодежь, ленивая молодежь. То есть она как-то не стремится к музыке...

- Нет. Она стремится к музыке. Но надо же понимать, что в конце концов все-таки там, где кончается энтузиазм, осуществляется переход на понятия экономики. Так или иначе на одном энтузиазме людей, которые на свои последние деньги покупают пластинки, аппаратуру, организовывают вечеринки, далеко не уедешь. Просто если бы люди, которые этим занимаются, могли выходить хотя бы "в ноль", то ситуация была бы гораздо лучше.

- А у тебя есть творческий идеал? Может быть, какой-то музыкант или ди-джей?

- Ну что касается музыки, стыдно, конечно, ди-джею так говорить... но самая лучшая музыка - это тишина. Поэтому лучше всего - это природа, Вселенная, а Создатель - самый лучший музыкант...

А если быть более конкретным, то мне очень, например, нравились все компиляции и манера сведения Ивана Салмаксова (это что касается его как ди-джея, как музыканта). Но почему- то очень часто бывает так, что люди в творчестве совсем другие, чем в жизни. И, конечно же, обидно, что жизнь уничтожает пионеров движения. Так или иначе те, кто выпустил этого джина, этого змея, оказались в конце концов съедены именно этим змеем. Грустная, конечно, тема, но это факт. Примеры тому есть даже в Минске.

- А кто тебе импонирует из наших минских ди-джеев?

- Мне очень нравится, как играет ди-джей Ярик. Он, в общем-то, один из моих первых учителей. Очень сильный ди-джей - Митя. Очень хороший музыкальный вкус у Бокса. Я думаю, что если иметь в виду пластинки одного какого-то направления, то навряд ли кто-то, кроме него, может похвастаться именно таким ярким подбором. Очень сильная энергетика на вечеринках чувствуется, когда играет Леша Конь. Это его очень сильная сторона.

- И в завершение что бы ты хотел пожелать читателям "МГ", а также тем, кто ходит на вечеринки?

- В первую очередь всем, кто читает "МГ" или журнал "Cool Girl", ходит на электронные вечеринки или в клуб "Юла", я хотел бы пожелать и посоветовать относительно всего иметь свое собственное мнение. Следуйте золотому правилу: доверяй, но проверяй. Это касается и музыки. Если будет именно так, то станет гораздо сложнее из этих людей сделать стадо тупоумных существ, которых только и делают, что загоняют в стойло.

А еще очень важно жить и радоваться жизни, потому что только тот человек, который может радоваться жизни сам, может доставлять радость другим.

Принцесса Монооки

© 2005 музыкальная газета