Полонейчик, Иван
Никите Зайцеву воздали по заслугам


В Минске до конца года одним театром станет больше. Да не простым театром, а музыкальным. И не просто музыкальным, а блюзовым.

Иван Полонейчик стал вдохновителем и организатором сего проекта, ему и ответ держать перед читателями "Музыкальной газеты"...

- Просто делать концерты каких-то музыкантов мне стало уже не то чтобы неинтересно (они будут), а скорее захотелось удивить зрителя чем-то совсем запоминающимся и интересным. И вместе с Никитой Зайцевым, известнейшим питерским музыкантом, мы придумали некое действо, которое бы осталось в памяти надолго, чтобы оно стало событием. Никита и я, большие любители блюза, решили сделать блюзовый "Театр Никиты Зайцева". Почему "Никиты Зайцева"? Потому что основной фигурой в нем станет именно он и проект НИКИТА ЗАЙЦЕВ БЭНД в составе - Зайцев плюс минские музыканты Александр Сторожук (ударные) и Николай Неронский (бас). Как я уже сказал, это будут не просто концерты - вышел музыкант, оттрубил и все, а мы придумали в качестве дебюта три инсценировки.

Первую предложил сам Никита, она называется "Три пары рук", в ней Зайцев будет играть на гитаре, скрипке и рояле, будет читать речитативом свои произведения какие-то, будет петь. Идею спектакля подсказал просмотр концерта Ника Кейва.

Следующая постановка называется "Вниз по Миссисипи". Лет двадцать назад на фирме Мелодия вышла виниловая пластинка, которая почему-то не стала культовой, "Черные блюзы Лэнгстона Хьюза". На ней были записаны выдающиеся советские джазовые музыканты, игравшие блюзы, а знаменитый артист Михаил Казаков читал их речитативом. Прослушав эту пластинку, я стал собирателем американской блюзовой поэзии, собрал очень много текстов Уилли Диксона, Мадди Уотерса, того же Хьюза. А идея второго спектакля пришла при прослушивании блюза Рэя Кудера "Down The Mississippi". Здесь будут и блюзы, и блюзовые легенды, и блюзовые стихи будут читаться, но чтобы было совсем интересно, в постановке примут участие три действующих как бы лица - НИКИТА ЗАЙЦЕВ БЭНД, гитарист минской группы КАЛИ ЮГА Андрей Дементьев и еще один белорусский гитарист, возможно, Леонид Веренич. Сначала один гитарист просто играет какой-то блюз в заданном ему стиле и на фоне игры идет некое повествование (пока не знаю, кто будет читать, может быть, и я), не очень длинное. Потом играет НЗ БЭНД, затем подключается следующий гитарист, опять идет текст. Помимо всего прочего, будут использованы световые эффекты, такие специальные, концептуальные, которые будет ставить в театре совершенно гениальный светоинженер Михаил Кажура.

Третью инсценировку готовит поэт Валерий Мазура.

Говоря в общем, нам хочется, чтобы то, что мы задумали, не просто бы хорошо слушалось, но чтобы это было и хорошим зрелищем.

Из более далеких планов надо сказать о том, что над одним из проектов театра работает Александр Ляпин, выдающийся питерский гитарист. Он и сольно готов сделать какую-то программу, и с группой PUSHKING придумать что-то акустическое. Идея таких спектаклей пришлась по душе гитаристу группы ДДТ Вадиму Курылеву, он тоже там чего-то себе задумался. Чиж не отвергает мысль о том, чтобы сыграть в наших спектаклях. Буду предлагать поработать с нами лидеру группы КРОССРОУДЗ Сергею Воронову...

- В жизни Курылев производит впечатление достаточно флегматичного человека, а вам, насколько я понимаю, помимо чисто профессиональных музыкальных качеств в человеке, нужны еще и качества драматического актера...

- Все эти качества, о которых ты говоришь, с избытком есть в Зайцеве. Это просто потрясающий Актер! Саша Ляпин тоже достаточно артистическая натура. Чиж... Ну, в Чиже вообще сомнений нет... Что касается Вадика, да, он немножко, что называется, натура "в себе", но если его растормошить, чем-то увлечь, я тебя уверяю: Курылев прекрасно справится со всем, что касается мира искусства.

- Театр будет базироваться в Минске и иметь стационарное помещение?

- В Минске. Но постоянного помещения не будет, это было бы и дорого, и технически сложно. Театр станет перемещаться по концертным площадкам города, которые мы будем снимать под каждую конкретную постановку.

- Только ли в Минске публика сможет попасть на ваши спектакли?

- Гастролировать мы, конечно же, будем. Премьера, естественно, состоится в Минске. А позже нас смогут увидеть в Питере, Москве, Даугавпилсе. Это самые ближайшие планы.

- Когда ждать премьеру и сколько спектаклей вы собираетесь играть в месяц?

- Премьера, я очень надеюсь, состоится в конце ноября, как только Никита вылечится и восстановится после болезни, чего мы ему от всей души желаем ("МГ" полностью присоединяется к этим словам. - О\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\'К). Спектакли же намерены играть не реже одного раза в месяц. Хотелось бы, чтобы в идеале это каждый раз была новая постановка.

- Иван Иванович, а сил-то у вас хватит? Театр, организация концертов, школа рок-музыки, интеллектуальное кафе...

- Если бы я работал один, то, само собой, я бы достаточно быстро обломился. Но со мной вместе работают мой брат Виктор, отвечающий за финансы, Елена Чижова, режиссер театра, Миша Кажура, о котором я уже говорил. Надежда Ненашева, директор кафе "Валентина", - человек творческий, то есть помимо того, что на ее плечах лежит забота о своем кафе, в котором мы начали проводить музыкально-поэтические вечера, ее совет нам будет всегда полезен.

Мы хотим, чтобы в нашем театре работали люди, беззаветно влюбленные в музыку, в блюз, может, влюбленные в чем-то и бескорыстно (на первых порах пару месяцев для раскрутки нам, естественно, надо). Трудно начинать, но от трудностей вообще в этой жизни не избавиться. Надо их преодолевать, а то и специально создавать, чтобы интереснее было жить.

- В театре будет звучать только блюз?

- Метала, экстремальной музыки точно не будет, как и панка. Про попсу я уж вообще молчу. Не будет англоязычной минской группы MOJO BLUES, слишком много рисовки в ее лидере Алексее Козловском, рисовки, подменяющей блюз, да и произношение мне его не нравится. А вот его брата Андрея, талантливого гитариста, мы хотели бы видеть у себя в театре.

Мы не отказываемся и от таких направлений, как классический рок, рок-н-ролл, - они обязательно у нас зазвучат, ведь вся рок-музыка начиналась с блюза.

- Помимо постановок по произведениям классических блюзовых авторов, которых вы назвали, намерены ли вы использовать что-то еще из литературного материала?

- Будет Моррисон, это точно. Будет Том Уэйтс (я, правда, не знаю, как классифицировать то, что он делает). Будут, быть может, какие-то малоизвестные широкой публике авторы. Главное, чтобы в текстах была блюзовость, а где ты живешь - в Канаде или в Мозыре, - для меня не важно.


Музыкальная газета. Статья была опубликована в номере 39 за 1999 год в рубрике музыкальная газета

©1996-2024 Музыкальная газета