обзор


V/A
Новое вторжение: красным клином "BA" белых

(c) 1999 "Радио Би-Эй"

18tks/60mins


"Милый друг! Ты держишь в руках уникальное издание... Дело в том, что подержать в руках эту пластинку может далеко не каждый желающий. И это как раз тот случай, когда денежные знаки не играют никакой роли. Просто этот диск, который ты держишь сейчас в руках, выпущен специально для тебя, истинного любителя и знатока прошлого, настоящего и будущего отечественного рок-н-ролла". Узнаете почерк? Я обращаюсь прежде всего к меломанам Минска, Бреста и прилегающей зоны приема "Радио Би-Эй". Для остальных объясню. "Новое вторжение" - еженедельная авторская программа, посвященная отечественной рок-музыке, главным образом ее некоммерческим направлениям. Постоянными авторами и ведущими программы являются Алексей и Наталья Протасовы. Почему г-да Протасовы сосредоточили свой интерес именно на отечественном роке? Во-первых, один из лозунгов "Радио Би-Эй" гласит: "Ни одного непонятного слова!". Во-вторых (и в самых главных), на территории бывшего СССР не слишком много радиостанций, вещающих в диапазоне УКВ/FM, в эфире которых можно услышать что-либо подобное. Само название программы предполагает свободное толкование. Например, вторжение бодрящих, будоражащих душу и тело звуков в ушные раковины меломанов. Или: вторжение в радиопространство отечественных рок-музыкантов - будь то белорусские, российские или украинские - становится привычным.

Данный CD представляет собой своего рода антологию "Нового вторжения". Концепция сборника изложена на буклетике (см. цитату из обращения А. и Н. Протасовых к обладателю CD в начале данной рецензии). Диск предназначался для победителей игры на ориентацию в вопросах из истории отечественного рока. Отсюда 30 экз. - ограниченный тираж для неограниченных людей. География музыкантов, чьи записи содержатся на CD, не очень широка: одиннадцать групп и исполнителей из Питера, три из Минска, две из Киева и, наконец, по одной - из Новосибирска и Бреста. Критерий, определивший репертуар сборника, довольно прост - непосредственные дружеские контакты, установившиеся между музыкантами и ведущими "Вторжения" (авторские права подробно расписаны на внутренней стороне буклета). Приоритет городу на Неве объясняется соображениями качества фонограмм (хотя качество записи федоровской "Светланы", мягко говоря, скорее тянет на кассетное, нежели на компактовое).

CD разбит на три примерно одинаковые части (по 6 треков). Трижды звучит знакомая заставка в исполнении Леши и Наташи Протасовых под аккомпанемент КОРОЛЯ И ШУТА. В начале и в конце сборник обрамлен позывными "Радио Би-Эй". Он построен по принципу non stop в соответствии с радиоформатом. Причем начало композиции не всегда совпадает с началом дорожки на диске, что создает определенные сложности, если вы, например, попытаетесь переписывать на кассету отдельный трек. CD на подобное и не был рассчитан. Открывается сборник композицией группы MAD HEADS "Invasion". Насколько я сведущ в английском языке, название композиции в переводе означает "Вторжение". Не "мэд хэдсы" ли случайно подсказали г-дам Протасовым название программы? Что же касается самих БЕЗУМНЫХ ГОЛОВ, они никоим образом нынче не вписываются в "би-эйевскую" концепцию. Являясь основоположниками украинского psychobilly - географически, но не лингвистически, - "хэдсы" упорно продолжают отстаивать свою позицию: это американская музыка, и петь ее нужно исключительно по-английски. Что они и делают. TEQUILAJAZZZ, "Наливайя". ПИЛОТ, "Самолет". МУЛЬТFИЛЬМЫ, "2+1". САД, "С котом". Как патриот своего города, горжусь вами, дорогие "садисты"! КС, "Таня". НЕЙРО ДЮБЕЛЬ, "Ехала домой". Леонид Федоров, "Светлана". Можно было найти что-нибудь почище. КОРОЛЬ И ШУТ, "Девушка и граф". Непонятно, почему г-да составители забыли упомянуть имя Марины Капуро, спевшей дуэтом с Горшком?.. КУКРЫНИКСЫ, "Это не беда". МАНДРИ, "Романсеро про нiжну королеву". У этой песенки есть все шансы стать хитом далеко за пределами родной Украины. МАШНИНБЭНД, "Тлеть". Антихит, но сделанный с душой. КАЛИ ЮГА, "Золото". Этакая расслабляющая "вечерняя" песенка Юры Горячко. ВИНО, "Бухарест". Мастерское воспроизведение стилистики и атмосферы 60-х. BEGEMOT, "Привычка". ТРОИЦА, "Ягада". Великолепный белорусский фолк! Аутентичное пение. Использование народных инструментов. На мой взгляд, это то, к чему надо стремиться белорусским музыкантам. БРИГАДНЫЙ ПОДРЯД, "Трупы". КАЛИНОВ МОСТ, "Родная". Все бы ничего, да песня уж слишком заезжена.

Таким образом, CD "Новое вторжение: красным клином "ba" белых" отразил путь программ "Экстра-драйв" (начатой на "Радио Рокс" осенью прошлого года) и "Новое вторжение" за период с сентября 1998-го по апрель 1999-го (временные границы весьма условны).

Надежды Леши и Наташи оправдались. Удовольствие от сборника было действительно умопомрачительным - по себе сужу. Чего от всей души желаю и остальным его обладателям. Сгорая от нетерпения, буду ждать следующего диска.

Г. Шостак

© 2005 музыкальная газета