Лайда
Узор имен

1995

12tks/43mins

Хочу заранее попросить прощения у потенциального читателя за цитаты и ссылки, которыми будет изобиловать данная рецензия. С одной из них, пожалуй, и начну.

Роман Неумоев в одном из своих последних интервью сказал о роке: "Это ведь западная культура. Здесь люди занимаются только тем, что перепевают любимых западных авторов один в один либо, наслушавшись тех же любимых авторов, пытаются что-то свое сделать" "Любовь -- венец усилий всех" - интервью с лидером группы ИНСТРУКЦИЯ ПО ВЫЖИВАНИЮ Романом Неумоевым. "О\\\\\\\\\'корок/ОН" (Могилев) #3(13), 1999, с. 50). Подобные высказывания не столь редки среди музыкантов. Можно ли с ними согласиться? Лишь отчасти. С одной стороны, даже музыке КАЛИНОВА МОСТА, который принято сегодня считать одной из самых русских групп, не удалось в полной мере избежать влияния DOORS. С другой... Сама тема "Русский рок и фольклор" достойна диссертационных и монографических исследований в рамках не только музыкознания или искусствознания, но и социологии. Начало этому процессу уже положено (см., например: Н. Мейнерт. "Нужны ли бабушкины сказки?" "Знамя юности", 1989, 5 и 6 сентября; И. Смирнов. "Фольклор новый и старый." "Знание - сила", 1987, N 3, с. 54 - 64; его же: "Время колокольчиков". "Жизнь и смерть русского рока." - М., 1994, с. 97 - 103). Лично мне хотелось бы написать всеобъемлющий труд о ЛАЙДЕ. Возможно, когда-нибудь я и претворю свое желание в реальность. Пока же смею не без категоричности заявить: В ТВОРЧЕСТВЕ ЭТОЙ ГРУППЫ ВЫ, СКОЛЬКО НИ ПЫТАЙТЕСЬ, НЕ НАЙДЕТЕ ЗАПАДНЫХ ВЛИЯНИЙ. Иными словами, ЛАЙДА являет собой отрицательную репрезентацию западного рока. И тем она хороша.

"Узор имен" представляет собой запись одного из акустических квартирников ЛАЙДЫ -- своего рода unplugged. К тому времени состав группы расширился и выглядел следующим образом: Оксана Григоренко -- музыка, ритм-гитара, вокал; Иван Марковский - гитара; Юлия Стерехова - бэк-вокал. Нельзя забывать и о Насте Белокуровой, чьи тексты являются важнейшим слагаемым композиций. Без них создание целостного художественного образа было бы невозможно. Усложнилась и стилистика группы, которую вряд ли представляется возможным определить однозначно. Часть композиций ("Искать тебя", "Угоняли облака", "Поздно (Узор имен)", "Остаться там", "Дыба") я, не углубляясь в дебри лукавых мудрствований, определил бы как акустический арт-фолк-рок. Появление бэк-вокалистки позволило достигать различных исполнительских приемов. Так, например, в композиции "Лететь к Учуру" использован прием подголосочно-полифонического пения, восходящий к русским протяжным песням. Хотите хитов? Пожалуйста, их есть у ЛАЙДЫ (замечу в скобках: это абсолютно не та хитовость, которая имеет хотя бы отдаленное отношение к "Стаканчику бренди" или "Ой, мама, шика дам"). К числу оных я могу отнести "Скоро", "Верви верные" (две эти песни здесь объединены в дилогию), "Стоит ли?", "Ястребом (Песня храбреца)", "Помни его"... Лучшая вещь на данном unplugged -- "К небу ближе не стать".

Фасетное (поверхностное) прослушивание этого квартирника дает эффект, противоположный желаемому, вызывая целую гамму чувств -- от скуки и безразличия до разочарования и раздражения. Восприятие композиций, создаваемых Оксаной и Настей, требует от перцепиента углубленной сосредоточенности. Это наглядный пример явления, некогда описанного корифеем рок-теории Николаем Мейнертом: "...обращение идет не к толпе, а к каждой находящейся в этой толпе личности" (Р. Неумоев. Интервью с Николаем Мейнертом, музыкальным обозревателем газеты "Вечерний Таллин". "Сибирская язва" (Тюмень), 1988, N 1, с. 19).

С увеличением состава ЛАЙДЫ влияние Ревякина на музыку Оксаны свелось к минимуму. Позволю себе высказать гипотезу о том, что Оксана и Настя своими композициями предвосхитили появление "Оружия" -- альбома, записанного КАЛИНОВЫМ МОСТОМ три года спустя. Пути господни неисповедимы.

Спонтанность и лажа -- неотъемлемые элементы подобных квартирников. Зато квартирники обладают другим важным достоинством, а именно -- способностью к созданию живой атмосферы концерта. Так и на данном unplugged в перерывах между исполнениями композиций Оксана легко и непринужденно общается со своим составом и аудиторией. Обнаруживается контраст между композициями, содержание которых никоим образом не располагает к веселью, и тем настроением, той жизнерадостностью, той неиссякаемой энергией со знаком плюс, которую Оксана щедро дарит слушателям -- как имевшим счастье поприсутствовать на этом сымпровизированном концерте, так и сумевшим раздобыть его запись. Большое тебе спасибо, Оксаночка!


Музыкальная газета. Статья была опубликована в номере 36 за 1999 год в рубрике музыкальная газета

©1996-2024 Музыкальная газета