Madness
Один шаг за черту на дороге к MADNESS


Имеющий уши да услышит, а имеющий глаза да прочитает в "МГ" о том, что в жизни любителя нестандартной зажигательной музыки очередной большой праздник приходится на 11 октября 1999 года. Ведь именно в этот день, как гром среди ясного неба, появится в продаже новый, записанный в оригинальном составе альбом непревзойденных корифеев жанра осмысленного развлечения, великолепных MADNESS! И имя ему "Wonderful". Да, это просто чудесно, ведь мы так долго ждали свежей порции радости из источника веселящего безумия!

Каждый раз, когда после своего распада в 1986 году (ребята устали от собственной "звездности") MADNESS предпринимали попытки воссоединения, весь мир задерживал дыхание в предвкушении чуда (нового альбома?), но, съездив в очередной раз на гастроли (кстати, однажды даже посетив Союз Советских), они расходились снова, так и не предложив ничего стоящего своим слушателям. Но сейчас представился как никогда ранее удачный случай для того, чтоб рассказать о том, как все начиналось.

Как это ни парадоксально, MADNESS начинались гораздо раньше, чем в головах нескольких молодых англичан родилась идея образования музыкальной группы. Корни музыки MADNESS - стили ска и рокстэди, родина которых - Ямайка. Когда ее жители услышали рок-н-ролл, то полюбили его всем сердцем. Но когда они стали его исполнять, то получилось нечто, доселе неслыханное, что определило, однако, лицо музыки Ямайки на долгие годы - стиль ска. Ска родил рокстэди, а рокстэди родил рэгги. Все это музыкальное разнообразие и причудливые местные традиции взяли с собой на английскую землю иммигранты с Ямайки в конце 60-х годов.

Несмотря на достаточно мягкую мелодическую основу, ска, рокстэди и рэгги, это все-таки музыка бунта человека против Вавилона обыденной жизненной рутины, против господства материального над духовным, против унижения одного человека другим, что всегда отражалось в текстах песен. Как ни странно, но эта музыка довольно быстро прижилась на берегах туманного Альбиона и иногда даже появлялась в хит-парада. Но ее настоящий расцвет пришелся на конец 70-х, когда в Англии появились достойные преемники бунтарского духа жителей Ямайки - панки. Это может показаться странным для жителей нашей страны, которые уверены, что панк - это грязный оборванец, отличающийся безобразным поведением, которому наплевать абсолютно на все, даже и на самого себя. Но ведь это далеко не так. Корень бунта панков - социальная несправедливость и духовная ущербность современного общества потребителей. И как раз здесь панки очень близки жителям Ямайки в своем бунте.

Большую роль в совмещении музыки Ямайки с панком сыграл англичанин Джерри Дэммерс, организовавший движение "Two Tone". Основным принципом его было совмещение веселого настроения ямайской музыки и ее тематики с энергией и социальными устремлениями панка. На этой волне в 1978-1979 годах в Англии появилось большое число групп, исполнявших новую музыку и исповедовавших "тутоуновский" подход к жизни. Под влияние этого течения попала группа MORRIS AND THE MINORS, ядро которой составляли саксофонист Ли Томпсон, гитарист Крис Формен, клавишник Майк Барсон. В 1978 году к ним присоединяются ударник Дэн Вудгейт, басист Марк Бедфорд и вокалисты Грэм Макферсон (по прозвищу "Саггс") и Чес Смэш, после чего название группы меняется вначале на INVADERS, а затем на MADNESS, в честь известной песни гения ска Принса Бастера.

От других групп, работавших в ключе "Two Tone", таких как THE SPECIALS, THE BEAT и THE SELECTOR, MADNESS отличались своим искрометным чувством юмора не в ущерб мелодизму и разнообразию. Коньком MADNESS всегда было умение ярко и по-новому рассказать простую историю об обычном человеке, заставив слушателя и потанцевать, и посмеяться, и в то же время хорошенько призадуматься.

Конечно же, такой разношерстный коллектив как MADNESS не мог не обратить на себя внимания англичан. Уже первая композиция, выпущенная на сингле в 1979 году, сразу же заняла в английском хит-параде 16-е место (большой успех для первого сингла мало кому известной группы, не правда ли?). Это была песня "Prince", посвященная Принсу Бастеру. Вдохновленные успехом, музыканты в том же году выпускают свой первый альбом "One Step Beyond". А заглавная композиция с него тут же прорывается в английский Тор 10 на 7-е место, сам же альбом оставался в хит-параде целый год и поднялся при этом на 2-е место. Надо сказать, что 1979 год вообще был годом огромной популярности движения "Two Tone" в Соединенном Королевстве и Европе. "Two Tone" породил новую субкультуру на европейской земле), а вернее, адаптировал субкультуру Ямайки, связанную с любовью к музыке ска и рокстэди веселому времяпрепровождению), а имя ей руд бойз (rude boys). Типичный "руд бой" ("грубый парень") того времени выглядел так: обязательное пристрастие к музыке ска и рокстэди, любовь к футболу, очень короткая стрижка, отрицательное отношение к расизму, костюм или легендарные, описанные MADNESS в песне со своего второго альбома, которая называется "Baggy Trousers", мешковатые штаны и небольшая элегантная шляпа. Интересно заметить, что "руд боями" были, как правило, выходцы из рабочего класса. С выходом второго альбома MADNESS стало понятно, что у "руд бойз" появился собственный голос на арене поп-музыки. Этот альбом "Absolutely", как и первый, продержался достаточно долго в английском хит-параде в 1980 году. Но у музыкантов хватало идей и для того, чтобы реализовать как можно большее их число, они принимают решение снять собственный фильм, воплотив в нем свое видение жизни. И вот уже в 1981 году увидел свет фильм "Take It Or Leave It", в котором музыканты MADNESS играли главные роли, а также и новый альбом "Seven", который занял первое место в английском хит-параде, чему способствовала песня "House Of Fun". Идея с фильмом была не нова, но она все же принесла большой успех. В 1982 году MADNESS выпустили свой первый альбом хитов "Complete Madness". И этот факт также говорил о большой популярности группы, ведь если всего лишь после первых трех альбомов выходит сборник, который раскупается на уровне оригинального альбома, то это что-то да значит. Но все же перед музыкантами была еще одна высота, которую предстояло взять: США. Похоже, это обычная проблема для любого английского популярного коллектива: стать популярным в Америке только лишь после пары лет триумфа в Англии. И в этом им помог альбом "The Rise And Fall", вышедший в том же 1982 году. Композиция "Our House" (известная многим и в нашей стране), хит из этого альбома, прорвалась в американский хит-парад в 1983 году, открыв MADNESS дорогу в Америку, куда они и отправились, сопровождая Дэвида Боуи и "Police". Турне было успешным, но несмотря на это, в конце 1983 года группу покинул один из основателей, клавишник Майк Барсон. По моему мнению, именно с этого момента MADNESS начали терять свой шарм, постепенно отходя от ска и рокстэди. В 1983 году вышел очередной сборник лучших песен "madness". Затем в 84-м музыканты вместе с известным английским актером Майком Кейтом записали и выпустили на сингле песню "Michael Caine", после чего организовали собственную фирму грамзаписи. Заметным событием в жизни MADNESS явилось их участие вместе с группами UB 40, GENERAL PUBLIC, THE SPECIALS и PIONEERS AND AFRODIZIAC в записи сингла "Starvation", доходы от продажи которого пошли в фонд помощи народу Эфиопии, пострадавшему от засухи.

Но уже к 1986 году MADNESS начали уставать от собственной популярности и распались, хотя вернее сказать не распались, а разошлись, потому что во многих интервью музыканты не раз утверждали, что это всего лишь временный перерыв. Как видим, все это - правда, в чем нас убеждает факт выхода 11 октября сего года нового(!) альбома, записанного в оригинальном(!) составе. Остается лишь надеяться, что он не уронит, а превзойдет славу прежних альбомов гениальных MADNESS.


Музыкальная газета. Статья была опубликована в номере 34 за 1999 год в рубрике музыкальная газета

©1996-2024 Музыкальная газета