Osimira
“Сектанты” из Могилева


С чего начинается построение жизненной сферы круга? Округа? Побеседуем об этом с людьми, которые и занимаются ваянием вышеназванных форм: Алексеем Маковским (А.М.) - гитара, сопилка, домра, вокал и Андреем Половченей (А.П.) - вокал, флейты, гитара. Тем более что оба этих человека являются авторами музыки и слов белорусского коллектива под названием ОКРУГ СВОБОДНОГО ИСКУССТВА (ОСИ) (г. Могилев).

А.П.: ОСИ зародились в 1988 году как мини-театр. Мы занимались в основном театрально-юморной деятельностью, различными постановками, делали свои программы, участвовали в сборных концертах, фестивалях. Однажды я попросил Алексея написать песню, и он принес ее буквально через два дня. Мы сели за инструменты и начали играть.

- Выходит, в музыку вы пришли достаточно случайно?

А.М.: Нельзя сказать, что случайно, ничего случайного не бывает.

А.П.: Вот как-то так получилось, что мы вступили на этот путь и сразу все остальное ушло. Иногда шутим, что поменяли ориентацию.

- А что для вас музыка сейчас?

А.М.: Это скорее всего как средство наиболее полного выражения себя. Кто-то пишет стихи, кто-то лепит из глины, а мы играем.

- Скажите, а вы видите стержень, то главное, что есть в музыке?

А.П.: Мы крепко завязли в музыке и этому рады, этому сами способствуем. Раньше мы с Алексеем спрашивали друг друга: "Что для тебя музыка?", а теперь поняли, что такие разговоры не нужны, надо просто играть. Мы уже стали музыкой серьезно заниматься, это просто потребность.

А.М.: Музыка, по сути, это те же вибрации. И мы создаем такие вибрации, которые приятны нам. Мы хотим через изменение себя изменить и других в лучшую сторону.

- То есть ваш коллектив ставит перед собой определенные цели?

А.П.: Нет, это получается естественным образом, никаких целей мы не ставим. Если говорить о коллективе, то вот уже года четыре мы играем, а коллектив только зарождается, и он, как, наверное, любой музыкальный коллектив, стремится совершенствоваться и самовыражаться.

- Давайте представим, что развитие - это подъем по ступенькам на вершину пирамиды...

А.П.: Каждая вершина - это начало, подножие новой пирамиды. Развитие идет бесконечно.

- В чем же тогда смысл этого развития, жизни?

А.М.: На этот вопрос никто еще не ответил, каждый ищет свой смысл. И для меня смысл жизни - в жизни.

А.П.: Для меня - в развитии.

- Какими вы себя видите в будущем?

А.П.: Я вижу себя Андреем Половченей.

- А в детстве кем мечтали стать?

А.П.: Я хотел быть астрономом, архитектором, крановщиком. Но все с детства мне говорили, что мне суждено творить, тяга была к этому. Творчество -- это же естественное состояние человека. В каждом оно есть. Но люди это забывают в себе.

- Вы будете музыкантами до конца дней своих?

А.М.: Если нам будет что сказать в музыке, то да. Но на данном этапе даже нельзя сказать, что мы - музыканты. Конечно, для нас все это уже больше чем хобби, но мы не заканчивали консерваторию и не зарабатываем музыкой на жизнь.

- Были ли какие-то явные проблемы вашей совместимости за время совместного творчества?

А.П.: Идет естественный процесс становления, формирования коллектива. Ведь ОСИ - как семья, где рядом живут близкие по духу люди. Но вот мы с Алексеем - как бы ядро коллектива и готовы уже пожертвовать многим ради творчества, а другие пока еще окончательно не определили место творчества в их жизни. Это все очень тонко - сотворчество. А люди пока к этому не готовы. Мы надеемся, что все придет к тому, что вокруг будут люди, которые разделят с нами такие взгляды. А если нет, то... Мы все равно будем дальше идти.

- Не усложняете ли вы себе жизнь совместным творчеством? Никогда не хотелось раскрыться индивидуально?

А.П.: У меня еще очень много проектов разных. Вот один из них лежит не записанным. Но это нисколько не влияет. Я знаю, что если я захочу, то я его реализую. Но мне пока важно проявить себя через коллектив и то, что коллектив проявляет себя через меня. Мы все свободны. Вот был у нас кризис, тогда мы с Алексеем расстались. Но это очень хорошо на нас повлияло. Мы потом собрались вместе совсем на других условиях: "Если хочешь и будешь играть - пожалуйста!". Теперь нету такого: "Нам не нравится, как ты играешь. Уходи". Мы как братья, как семья.

А.М.: И в баню вместе ходим, и в лес за грибами.

- Кроме записи сборника песен "Воздух тишины", чего еще достигли ОСИ?

А.П.: Если брать внешне, то мы вышли все-таки на сцену, ведь раньше играли в основном в маленьких помещениях для знакомых, друзей. Нас вытащил Клайд, как это ни примечательно (Леша хихикает. - От авт.). Это был сборный концерт "Праздник межевых камней-2" в марте прошлого года. Потом - участие в фестивале "Выратавальны круг радасцi", нас стали приглашать на городские мероприятия. Еще одним внешним таким достижением можно считать участие в фестивале "Магутны Божа". То есть сам факт, что мы туда попали, сыграли.

Пластинку можно считать заслугой лишь потому, что она записана, а не потому, что это CD. А в октябре прошлого года мы презентовали альбом "Песни Огня и Земли", который существует пока лишь на видео. Мне удалось сыграть и на фестивале "Лэмковска Ватра" в Польше. Вот это - уровень. Я ощутил свою ценность. Все из обслуживающего персонала делали так, лишь бы тебе было удобно...

А "внутреннее" достижение - коллектив включился в работу. Мы гордимся, что осознали необходимость работать.

- Почему у вас все больше текстов на белорусском языке и фолк-элементов в музыке?

А.М.: Человек всегда тянется к истокам, предкам, корням. И, подобно дереву, без корней человек гибнет.

- Если представить музыкантов как огромную армию, то вам найдется там место как боевой единице?

А.М.: Ощущение такое, что каждый делает свое дело в одиночку, нет объединения.

А.П.: Мы чувствуем, что здесь, в Могилеве, мы - единственный такой коллектив, с такой самобытностью.

- Есть музыка, которая вам не нравится?

А.М.: Любая музыка - это музыка, если она является музыкой на самом деле. Ведь музыка - это нечто неповторимое, что несет скорее положительные эмоции, а когда сплошной грохот и какофония...

А.П.: Все имеет право на существование, все имеет свое назначение в жизни. Вот змеи ядовитые есть. Но дело-то в том, что исполнители занимают свою нишу, притягивают слушателя, который затем не в состоянии воспринимать другую музыку.

- Наркотики, алкоголь, распутство - с этими словами у многих ассоциируется образ рок-музыканта...

А.П.: Тут сыграли свою роль средства массовой информации, некоторые музыканты и многие зрители. Ведь здесь встает вопрос общей культуры. Я не понимаю, например, американцев, которые поглощают пищу плотскую с пищей духовной одновременно. Но тут еще есть одна штука - у обывателя есть стремление заклеймить. Вот мы не пьем спиртного, тут же на нас смотрят как на сектантов.

- Ваше заключительно слово?

А.М.: Всем здоровья и счастья!

А.П.: Большой привет всей группе ПЛАТО.

ОКРУГ СВОБОДНОГО ИСКУССТВА: Алексей Маковский, Андрей Половченя, Олег Новиков (флейты), Павел Власов (гитара), Алексей Половченя (ударные), Андрей Бендасов (перкуссия), Дмитрий Акуленко (бас), Максим Игнатьев (аккордеон).


Музыкальная газета. Статья была опубликована в номере 32 за 1999 год в рубрике музыкальная газета

©1996-2024 Музыкальная газета