статья


Зайцев, Никита
Маэстро электродуши

mg93102.jpg (5506 bytes)

Через два года небезызвестный педагог и музыкант Никита Зайцев опять представит минским поклонникам свою сольную программу. На этот раз в рамках акции "Музыкальная дуэль без проигравших".

Удивительно, как запомнился этот человек друзьям по року своим подростковым периодом. Уже тогда его скрипка вводила в раж старых измученных временем рок-н-ролльщиков с обожженными волосами.

Александр Старцев: "Это были времена многоголосья THE BEATLES и музыкальных подпольных рынков. В нашем питерском кругу два человека точно играли прямой рок. Один из них Рекшан. Этот "двухметровый шкаф" дубасил по барабанам так, как вам и не снилось. Второй - Никита Зайцев - 18-летний подросток со скрипкой в руках".

Что такое прямой рок, со временем забыли. Но уж звучание электрической скрипки теперь вкушают, наверное, все фэны русского рока. И это заслуга его, "маэстро электродуши" Никиты Зайцева.

Два года назад - 19.06.1997 года в минском ДК железнодорожников проходил "Фестиваль хорошей музыки". Вот тогда-то многие белорусские рок-н-ролльщики пошатнулись вместе со своими стереотипами. Речь идет о потрясении, которое получила публика во время сольной программы Зайцева. Для многих он также член семьи ДДТ. Ну, раз так, начнем с этой самой семьи, а там уж...

Никита Зайцев: Юра Шевчук иногда просто добивал меня буквально за минуту до концерта своей коронной фразой: "Ну, Никита, первый звук ДДТ сегодня принадлежит твоей скрипке. Как ты начнешь, так мы и сыграем". Это ж надо - такой груз на меня возлагать. Ответственность эта, конечно, приятная, вот и старался, как мог.

Не считая моей кропотливой работы в группе ДДТ, судьба давала возможность играть с Сергеем Олди (КОМИТЕТ ОХРАНЫ ТЕПЛА).

Потом записали альбом с группой САНКТ-ПЕТЕРБУРГ, но не путайте с киселевским одноименным проектом. Я говорю о команде СП выпуска 1972 года. Ее лидер Владимир Рекшан недавно собрал меня, остальных старичков с важной целью: мы должны были зафиксировать первый студийный материал за 27 лет существования САНКТ-ПЕТЕРБУРГА.

- А что же раньше не фиксировали?!

- Да так...

- Да, тут одним очерком в рок-энциклопедии не обойдешься - вам Книгу рекордов Гиннесса подавай...

- ...

- Никита, вокруг вашей электронной скрипки уже столько легенд! Кто-то из меломанов полностью отвергает электрозвучание этого инструмента, но для большинства фэнов это шедевр, окутанный тайной...

- Жил когда-то на этой земле гениальный музыкант Фрэнк Заппа. В свое время я работа в группе ЦВЕТЫ у Стаса Намина. Это были мои лучшие годы, проведенные на сцене. Я вообще обожаю эту группу. К Намину у людей разное отношение. А Фрэнк Заппа как раз дружил со Стасом Наминым. Они действительно, очень тепло относились друг к другу. Ездили в гости. И вот однажды при очередном просмотре видеоматериала ЦВЕТОВ Фрэнк Заппа увидел, как мучаюсь я с разными датчиками. И далее он со слезами на глазах наблюдал, как Никита Зайцев что-то пластилином прилепляет-мастерит, - знать, больно хитрое звуковое устройство для озвучивания простой скрипки. После этого Фрэнк передал для меня в подарок эту белую электрическую скрипку. Она, как и электрогитара, не имеет деки, а только контур, датчик, который снимает звук, и вход для шнура "Джек". Я до сих пор играю на этой скрипке. Больше ни у кого такого инструмента в Питере не видел.

- Многие музыканты отвергают значимость образования в рок-н-ролльном творчестве. Что об этом думает рок-музыкант, играющий на скрипке?

- Музыкальное образование - это, в первую очередь, музыкальный интеллект, культура. Человек может быть талантлив, но рано или поздно он поднимется до определенного потолка, а дальше... бьется головой об этот навес, выше которого, увы, не прыгнуть. Надо хотя бы самообучаться и видеть рядом с собой не злых конкурентов, а интересных энергичных людей, у которых есть чему иногда и поучиться. Главное в любой творческой работе - присутствие идеи, то, ради чего ты записываешь альбом, готовишь концертную программу или, простите, "фанеру". Хотя, по правде, какую идею может нести в себе фонограмма? Вот мне звонят за пару дней до вашего фестиваля: "Срочно приезжай". И я из тапочек в поезд, где на ходу выстраиваю концепцию столь спонтанного выступления.

Приезжаю к вам на "Фестиваль хорошей музыки-97", а там какая-то группа так спокойненько, без лишних эмоций включает "фанеру" и начинает "работать". Может быть, ребята хорошие, но фестиваль и мертвый звук - вещи несовместимые. Но и в Минске, и в Питере молодых талантов не меньше, чем десять или двадцать лет тому назад. Хотя у них по-прежнему ничего нет - ни инструментов, ни помещений для репетиций.

Неважно, на какой ты скрипке играешь, надо быть мастером своего дела.

Александра РУДНИЦКАЯ

© 2005 музыкальная газета