статья


Beatles, The
Кинодебют

mg92713.jpg (22964 bytes)

35 лет назад, в июле 1964 года, состоялась премьера первого музыкального фильма BEATLES "A Hard Day's Night". Событие это, безусловно, дорого всем поклонникам великолепной четверки. А потому давайте вспомним, как это было...

Свои фильмы были у Элвиса, Клиффа Ричарда, многих других звезд. Почему не у BEATLES? И осенью 1963 года, когда Британские острова захлестнула волна битломании, ливерпульский драматург Алан Оуэн (Alan Owen) засел за сценарий. Проведя с битлами несколько дней, он в общих чертах набросал сюжет, в котором, подчеркнув индивидуальные особенности Джона, Пола, Джорджа и Ринго, предоставил им возможность сыграть - вместе и порознь - в череде комедийных эпизодов, связанных (или разделенных) музыкальными номерами.

Режиссером черно-белой ленты стал тогда еще малоизвестный Ричард Лестер (Richard Lester) (позднее он поставил "Возвращение Робина Гуда" c Шоном Коннери, а также 2-ю и 3-ю серии "Супермена".) Картина снималась в павильонах Твикнемской студии в предместье Лондона. По сути дела от битлов требовалось играть лишь самих себя - участников знаменитой рок-группы, попадающих в различные нелепые и забавные ситуации (которых и так было немало в их жизни).

"Для cмеха" в сюжет был включен лишь один вымышленный персонаж - дедушка Пола МакКартни, этакий 60-летний мальчиш-плохиш (актер Уильфред Брамбелл). Резвый дедушка бегает " по девкам" и клубам, подделывает битловские автографы, ссорится с полицией и - самое главное - пытается разлучить Ринго с группой.

Работа над фильмом началась 2 марта 1964 года. Между прочим, именно в этот день Джордж Харрисон познакомился с манекенщицей Пэтти Бойд (Patty Boyd), через два года ставшей его женой. "Cъемки давались Джону с трудом, - вспоминала Синтия Пауэлл (Сynthia Powell), первая жена Леннона. - В павильон надо было приезжать ни свет ни заря, а он не любил вставать рано. Вместе с остальными битлами Джона отвозил в студию его шофер Билл Корбетт. Ребята возвращались только в 7 вечера. Поклонницы, осаждавшие дом, где мы снимали квартиру, к этому времени приходили в отчаяние из-за долгих часов ожидания. Они бросались на Джона с яростью и напором диких зверей. Девчонки пинали друг друга, царапали и кусали, и если бы не внушительные размеры Билла Корбетта, я бы вряд ли увидела своего мужа живым. Однако предстояло еще открыть входную дверь. Чтобы подольше видеть своего кумира, поклонницы прибегали к своей излюбленной тактике - забивали замочную скважину жевательной резинкой.Тинейджеры силой срывали с Джона шарфы и галстуки, и трудно сказать, какое великое множество этих сувениров он оставил в руках своих фанов. Побитый, исцарапанный и измученный, мой супруг, наконец, вваливался в квартиру и начинал размышлять, стоит ли игрa свеч: "Боже мой, Синтия, мы должны сматываться из этой мышеловки, пока они меня не убили. Я и понятия не имел, что все так обернется. Это какой-то сумасшедший дом..."

Съемки окончилась 24 апреля 1964 года. Премьера картины состоялась в Лондоне 6 июля и 12 августа в США. За океаном с подлинно американским масштабом премьерный показ фильма прошел сразу в 500 кинотеатрах! На премьере картины присутствовали все четверо битлов. "Мы все отправились в кинотеатр - Джон, Пол, Джордж, Ринго, Брайен Эпштейн и я, - писала в своих воспоминаниях С. Пауэлл. - Лондон жил предстоящим событием: улицы были заполнены визжащими толпами подростков. Когда мы приехали, я должна была ущипнуть себя, чтобы убедиться, что это не сон: ничего подобного я не видела никогда в жизни.

Полиция с трудом сдерживала возбужденных до истерики девиц, городской транспорт пустили в объезд. Еще по пути (в кинотеатр) Джон удивлялся, почему мы постоянно попадаем в пробки. " Ребята, что происходит? Почему везде столько народа? Это что, финал кубка?" Он был искренне удивлен, когда Брайен объяснил ему, что все эти люди собрались для того, чтобы увидеть, как BEATLES будут ехать на премьеру своего фильма..."

В родном городе битлов Ливерпуле первый показ картины прошел 10 июля. На улицы вышло 100 тысяч человек - группа появилась на премьере и там.

Критики сравнили кинодебют квартета с игрой братьев Маркс - знаменитого америанского трио комиков 30 - 40-х гг. Юмор фильма действительно незауряден и очень смахивает на черный юмор рассказов и стихов из обоих сборников Леннона. А песни картины стали подлинной классикой поп-музыкального жанра - разумеется, заглавный номер плюс текущий хит "Can't Buy Me Love", а также "I Should Have Known Better", "I'm Happy Just To Dance With You" и, наконец, баллада всех времен и народов "And I Love Her". Отдельно стоит упомянуть инструментальную композицию в исполнении оркестра Джорджа Мартина (напомним, что это продюсер BEATLES), которая звучит в сцене, когда обиженный на коллег Ринго одиноко бродит по лондонским улочкам. В фильме она называется "Ringo's Theme" (музыкальная тема Ринго), а на самом деле является композицией Леннона - МакКартни "This Boy", выходившей на обратной стороне суперхита BEATLES "I Want To Hold Your Hand" в конце 1963 года. Инструментальные композиции даже сочли возможным выпустить на отдельной пластинке (оркестр Джорджа Мартина вообще часто обращался к творчеству группы), но хитом она не стала.

По крайней мере две песни в окончательный вариант ленты не попали. Это "I'll Cry Instead" и "You Can't Do That". Первую можно услышать на фирменной видеокассете "A Hard Day's Night" - она представлена в виде клипа, смонтированного из черно-белых снимков квартета, и идет непосредственно перед началом фильма. Вторая включена в документальную ленту "Making Of A Hard Day's Night", посвященную 30-летию выхода картины (1994), которая также имеется на видеокассете. Картина "A Hard Day's Night" породила массу подражательных музыкальных лент типа "Ferry Cross The Mersey" с участием GERRY AND THE PACEMAKERS, "Where The Boys Meet The Girls" с HERMAN'S HERMITS или "Catch Us If You Can" с DAVE CLARK FIVE, но особым успехом не пользовалась ни одна из них.

Год спустя BEATLES снялись у того же режиссера в фильме "Help!", в 1967-м - в телевизионной картине "Magical Mystery Tour", в 1968-м стали героями мультфильма "Yellow Submarine". В 1970 году вышла документальная лента "Let It Be". Последняя была смонтирована из многочасовых "кусков", отснятых во время битловских репетиций в студии в январе 1969 года.

Леннон сыграл почти эпизодическую роль в антивоенной комедии Ричарда Лестера "How I Won the War" (1967), и на этом его кинокарьера закончилась. Зато Ринго Старр снимался активно ("Candy" 1968, "Magic Christian" 1969, "200 Motels" 1971, "Blindman" 1972, "Caveman" 1981). Часто его партнерами были звезды с мировым именем - Марлон Брандо, Питер Селлерс, Юл Бриннер, Ракуэл Уэлш. Пол МакКартни "блеснул" в кинематографе лишь один раз - в 1984 году он снялся в музыкальной ленте "Give My Regards to Broad-Street", где вместе с ним играли покойная Линда и Ринго с супругой, актрисой Барбарой Бах (Barbara Bach).

Большинство этих картин, недоступных в годы застоя, есть сейчас на видеокассетах. Так что было бы желание...

Игорь МАТВЕЕВ

© 2005 музыкальная газета