Tarkan
Поп-ракета из Турции


Что бы там ни говорили, а мечты сбываются!.. Всего пять лет потребовалось поющему кузнечику Таркану на то, чтобы покорить не только свою Турцию, но и весь мир и стать лицом своей страны на международном конкурсе "Евровидение", не прибегая к услугам английского языка. В благодарность историческая родина лишила его гражданства и грозится привлечь к военному трибуналу за отказ 26-летней поп-звезды отслужить положенные по местным законам полтора года в рядах вооруженных сил. Таркан же живет себе в Нью-Йорке, закончил колледж, здорово теперь спикает по-английски, часто и не без успеха гастролирует по Европе и готовит к записи свой первый англоязычный диск.

Не стоит думать, что Таркана раскрутил у нас заслуженный попсовик СНГ Ф. Киркоров, записав абсолютно бессмысленную перепевку "Sikidim" ("Ой, мама, шика дам"). Если бы Таркан знал русский, у него, думаю, было бы совершенно другое отношение к новомодной идее Киркорова собрать самые популярные на Востоке песни, наложив на их колоритные мелодии простенькие русские тексты (а то и просто перевести, как "Диву", поделив авторство с создателем оригинала!). Но "Sikidim" - это прошлое Таркана (песня впервые вышла на его втором турецком альбоме в 1994 году), а сейчас его визитной карточкой является другой суперхит, также написанный для него королевой турецкой поп-музыки Sezen Aksu, под названием "Simarik" (Избалованный), который стремительно продвигается по всем европейским хит-парадам с весны этого года.

В стране вечнопушистых мехов, добротных кож и солнечных пляжей имя Таркан является одним из самых распространенных. А если прибавить к нему незатейливую фамилию, такую как Теветоглу (Tevetoglu), то и вовсе получается какой-то Сергей Иванов или Майкл Джексон. Но обнаружить себя в капусте на родине предков ребенку все-таки не удалось, потому что его родители 17 октября 1972 года находились в Германии в городке Альцей (Alzey), что неподалеку от Франкфурта-на-Майне, снимали там квартиру и работали на заводе. Их большая семья (у Таркана три сестры и два брата) уже практически полностью ассимилировалась на буржуйской территории, и отец стал классно зарабатывать художником-декоратором, когда вдруг они сорвались с насиженного места и переехали в Турцию. Для 14-летнего Таркана это стало большим сюрпризом, но он еще пребывал в таком возрасте, когда смена обстановки давалось очень легко.

В Турции (а точнее, в городе Карамурзеле) Таркан поступил в музыкальную школу, где самые известные турецкие композиторы поработали над его классическим музыкальным образованием. Затем он продолжил учиться в Стамбуле и с 16 лет уже пел в клубах и барах, чтобы водилась деньга в кармане.

В то же время никак не вписывающиеся в турецкий национальный быт Теветоглу замышляют вернуться в Германию (и Таркан, разумеется, тоже), но тут в развитие событий вмешивается судьба, а вернее, ее посланец владелец самой преуспевающей звукозаписывающей компании Турции Istanbul Plak Ltd сын основателя лейбла Мехмет Согутоглу (Mehmet Sogutoglu), который на основе демо-кассеты, которую показали ему друзья, звонит Таркану и заключает с ним контракт. Позвони он на пару дней позже, талант уплыл бы за границу и в лучшем случае стал бы петь по-немецки в каком-нибудь танцевальном проекте-однодневке.

Мехмет взял под личный контроль карьеру Таркана и стал его продюсером. Артистический талант певца и его пластичность (своим скромным ростом Таркан чем-то напоминает Принца) проявили себя уже во время первых гастролей нашего героя по вполне объятным просторам Турции. Таркан обкатывал сразу два альбома, которые вышли в Турции с интервалом в полгода. Кстати, его дебютный диск "Yine Sensiz" (Снова без тебя) был продан тиражом более 700 000 копий, а его преемник "Aacayipsin" (Ты прекрасна) и того больше - 2 миллиона в Турции и 700 000 в Европе. Таких показателей до него не было ни у одного турецкоподданого.

Естественно, не обошлось без шумихи, тысяч поклонниц, использования охраны и пристального внимания прессы. Симпатичный, но абсолютно не похожий на модель Таркан стал первым мужчиной, фотография которого попала на обложку турецкого выпуска журнала "Cosmopolitan", а местное телевидение и радио затаскали его по интервью. В июне 1994 года музыкант совершил свое первое заграничное турне (естественно, на родину в Германию), и никто в Турции не удивился, что все десять концертов сопровождались аншлагами.

Однако жажда славы очень скоро сменилась некомфортным состоянием в ее слепящих лучах, когда ты все время на виду и не дают покоя папарацци. Поэтому в конце 1994 года Таркан принимает решение отправиться за океан в Нью-Йорк - продолжить свое обучение в "Baruch College" и поднатаскаться в разговорном английском, чтобы стать всемирно известным певцом.

Другой и не менее весомой причиной его переезда было предложение о сотрудничестве со стороны Ахмета Ертегана (Ahmet Ertegun), американца турецкого происхождения, который, если вы не в курсе, основал такую гигантскую компанию, как Atlantic Records. Следя за успехами своего соотечественника в Турции, Ертеган был на 100 процентов уверен, что в Штатах его песни полюбят не меньше.

Впрочем, мировую раскрутку Таркана начали с Европы. В 1995 году он успешно гастролировал по Турции и по всей западной части континента, а двумя годами позже вместе с Sezen Aksu, одной из самых известных турецких поп-музыкантов, композиторов и авторов песен (с которой они постоянно сотрудничают), Таркан спровоцировал такой взрыв интереса к турецкой музыке в Европе, что предварительных заявок на покупку его третьего альбома "Olurum Sana" (Я без ума от тебя) скопилось более полутора миллионов, а после своего выхода диск был продан в одной только Турции тиражом более трех миллионов экземпляров. По итогам 1998 года ассоциация турецких журналистов назвала Таркана "Самым успешным артистом года".

Вот когда пришла очередь показать всю хитовую силу Таркана. С выходом зажигательного сингла "Simarik" в начале нынешнего года этого парня знает весь мир. Успех его творчества кроется во взаимном переплетении восточной и западной культур (европейские танцевальные формулы на основе турецкого народного звучания). Турок, родившийся в Германии и живущий в Америке, просто не может не любить разнообразие. На его последнем "европейском" альбоме "Tarkan" (собранном из лучших вещей с "Aacayipsin" и "Olurum Sana") можно почувствовать усиленную молодостью певца грациозность Офры Хазы и почти альтернативные номера "привет Британии и Америке". Таркан дерзок и непредсказуем, голосист и сексуален, стилен и неутомим. А то, что не без звездной болезни (как показали его российские выступления) и косит от армии, так это просто сейчас модно. А турецкие власти в корне не правы. Под ружье должны вставать только те, кто за эти восемнадцать месяцев станет подготовленным солдатом. А какой из музыканта солдат?! Все равно будет летать в облаках и сочинять что-нибудь вроде "Крошка моя". А ведь мог бы один, а то, и два альбома забомбить. Миллионы людей получили бы море положительных эмоций, расслабились бы, потанцевали, сходили бы семьей на концерт. И был бы полный "шика-дам", потому что каждый должен быть на своем месте: солдат - выступать, а музыкант - служить (то есть, конечно же, наоборот, а то, как у нас получится!). И не было бы дезертиров, а получилась бы одна длинная и очень нужная альтернативная служба.


Музыкальная газета. Статья была опубликована в номере 26 за 1999 год в рубрике музыкальная газета

©1996-2024 Музыкальная газета