статья


DJ Ярик
Ди-джейство - это вид вампиризма… (начало)

- Расскажи, пожалуйста, о том, как ты пришел к электронной музыке и ди-джеингу?

- Когда-то я слушал разную музыку. Был такой период, когда я слушал DEPECHE MODE и хип-хоп, рэп. DEPECHE MODE тогда, наверное, удовлетворял какие-то мои душевные потребности, а рэп был музыкой, под которую я любил танцевать. Я был большим фанатом DM и пытался на всех дискотеках уговорить ди-джеев поставить хоть пару песен DM.

Потом мне попалась в руки кассетная сборка, на которой было записано первое техно. Там были группы PRODIGY, ORBITAL, KLF, U96. Эта музыка меня захватила, потому что она имела электронное звучание (как у DM) и танцевальность (как в хип-хопе). Таким образом, через года два я очень плотно сидел на этой музыке и у меня уже было достаточно большое количество кассет с записями различных коллективов. Это был 1990-91 год.

Потом прошел слух, что есть какие-то люди, которые хотят делать вечеринки, то есть вечеринки, где бы играла электронная танцевальная музыка. Ну и вскоре первая такая вечеринка произошла. Она проводилась в манеже "Динамо". Я так понял, что там было какое-то московское руководство, которое после успеха рэйва в Крылатском ("Gagarin Party") решило попробовать сделать нечто подобное во всех крупных городах СНГ. В Минске был арендован манеж "Динамо", там и прошла первая вечеринка. Однако вместо нескольких тысяч человек из-за плохой рекламы, организации и очень дорогих билетов пришло человек двести, из которых человек 130 вскоре ушло, обнаружив, что они не понимают, что происходит. Я побывал на этой вечеринке. Мне понравилось. Так я и подсел на такого рода мероприятия. Потом появилась организация, которая именовалась FU Entertainment и руководилась известным всем ди-джеем Клаусом. Она занималась тем, что организовывала вечеринки, на которые я и ходил. Мне это дело очень нравилось.

В то время, что такое "ди-джей", никто представления не имел. Просто все знали, что есть такие люди, они где-то достают музыку и ставят на вечеринках кассеты и компакты. Немного позже мы узнали о таком понятии, как микс. Что-то такое микс, я тоже не понимал. Я думал, что это нечто, сделанное на компьютере, то есть какая-то танцевальная сборка, которая играет без остановки (non stop). Технику создания миксов я вообще не представлял и близко...

Потом был такой прецедент. К нам приезжали голландцы. И FU Entertainment проводила вечеринку, на которой играли голландские ди-джеи. Они привезли с собой проигрыватели и пластинки. Тогда, я помню, мы стояли и рассуждали, что очень глупо играть с пластинок, потому что они царапаются, они большие. И вообще зачем это нужно, если есть миксы, то есть нечто там такое на компактах, которое играет само и без остановки. Вот такое было представление о миксах...

Затем, через некоторое время, когда мы встречали Новый год на квартире у каких-то знакомых, там местный кабельный канал показывал "Mayday", видно, была прямая трансляция. Ну и музыка была как раз та, что мы любили и понимали. Мы быстренько подключили к телевизору колонки и усилитель и стали веселиться. Потом веселиться стало уже труднее, и я просто сел смотреть. Смотрю - практически все то же самое, как было с голландцами, - проигрыватели и пластинки. Тогда я стал наблюдать за ди-джеями, что же они там делают. Они почему-то трогали пластинки, туда-сюда их крутили... И закончилось все тем, что в один прекрасный момент я заметил, как ди-джей (эта была, по-моему, Marusha, я за ней особенно следил, потому что она меня удивила - все-таки девушка диск-жокей...) поставил очередную пластинку. Вещь мне понравилась. Потом эта вещь заиграла уже по-другому, а потом, к моему удивлению, Marusha эту пластинку снимает, а музыка продолжает играть... В этот момент я вдруг понял, что что-то на моих глазах происходит, что это не просто так, а ди-джеи что-то такое делают. Я смотрел до конца (до шести утра). В ту ночь я понял одно: что ди-джеи каким-то образом меняют пластинки так, что музыка не останавливается. Каким образом, я тогда так и не узнал.

Тогда я стал интересоваться этим вопросом, смотреть всякие кассеты и понял, что есть такая золотая штука, как питч-контроль, который позволяет менять скорость трека и делать ее равной скорости другого трека, который играет в данный момент в зале. Пользуясь тем, что бит попадает в бит (ну это, конечно, нужно сначала так сделать), можно вещи свести так, чтобы не было остановки, и можно, наоборот, переход сделать выигрышным (грамотные ди-джеи могут сделать переходы такими, что они по напору и по чувственности не будут уступать композиции). Таким образом получается цельный слитный сет. Когда я это понял, я подумал, что очень жаль, что у нас такого нет, - опять-таки информации было ноль.

Затем нам с друзьями удалось съездить в Петербург (просто отдохнуть на выходные). Там мы походили по клубам, и я увидел работу ди-джеев "вживую", а также услышал звук, который дает пластинка. Пластинка, это известно любому аудиофилу, дает звук, который до сих пор непревзойден. То есть любой компакт-диск проигрывает пластинке очень серьезно. Я очень жалел, что в Минске такого нет. Именно тогда я и ощутил, что очень хотел бы заняться микшированием, но смысла в этом не видел, так как не было аппаратуры.

И вот однажды мне пришла мысль сделать питч-контроль в магнитофоне. Я подумал, что если изменять скорость проигрывания кассет, то, в принципе, можно добиться чего-то похожего на то, что делает ди-джей с вертушками. Я нашел еще одного радиолюбителя из соседнего подъезда, и мы переделали два старых магнитофона, которые специально для этого купили по объявлению за очень маленькие деньги. Тогда я начал пытаться свои кассеты как-то микшировать. Через месяца три у меня начались первые попадания по скорости, и я вдруг почувствовал, что что-то уже нормальное происходит.

После этого Леша Кутузов, с которым мы тогда организовали клуб "Тумблер" (Switch Club), сказал, что, наверное, мне уже пора выступить на людях, и таким образом я несколько раз выступал с магнитофоном, но уже как настоящий ди-джей, который не просто ставит музыку, а еще и что-то сводит. Это было достаточно примитивно, но уже что-то было.

Потом прошла другая информация о том, что пластинки - это не нечто необычное и недосягаемое, а вполне реальные вещи, которые продаются в Москве. Ну и я поставил себе целью переделать советские недорогие проигрыватели Вега-110 и купить пластинок. Когда цель была поставлена, через какое-то время она была выполнена. То есть мне переделали проигрыватели, и я привез из Москвы первые 15 пластинок. Вот таким образом я и начал идти по этой дорожке.

- Какую музыку ты играл в первый раз с пластинок? Когда это было?

- Ну, в первый раз у меня был очень маленький опыт по выбору пластинок в настоящем пластиночном магазине. Тогда я пришел в первый раз в магазин "Диск-оксид". Там стояло порядка трехсот или пятисот пластинок. Я пришел и смотрю: люди, которые знают, что к чему, просто берут пластинки и идут к специальному проигрывателю, надевают наушники, методично прослушивают и выбирают то, что им надо. При этом, конечно, помогает знание названий компаний, музыкантов и лейблов, по которым рассортированы пластинки. То есть по названию можно примерно определить, что это за музыка.

Но у меня такого опыта не было. Я пришел и говорю: "Как купить пластинки?" Мне сказали: слушай. Я стал слушать и, естественно, купил разных пластинок. Там были и пластинки в стиле хаус, пару пластинок с техно и несколько с трэнсом. Свой первый сет я построил по нарастающей. Начинал с легкого хауса, затем переходил на техно и на трэнсовой ноте заканчивал. Эти 15 пластинок позволяли сделать двухчасовой сет. И менно таким образом я его и сыграл в кинотеатре "Салют". Там было что-то вроде клуба, который постоянно функционировал. Но поскольку мои проигрыватели не выдерживали громкого звука (сразу начинались наводки), я играл в верхнем зале, где было нечто напоминающее чилл-аут и "маленький" звук. Я помню точно, что через полчаса после начала моего сета люди, которые танцевали, танцевали уже вокруг стола, где стояли вертушки, и смотрели на пластинки, как на нечто совершенно необычное. Меня тогда очень серьезные чувства захлестнули, но тем не менее по технике я был собой недоволен очень серьезно. Я думаю, что первый год-полтора меня частенько посещали мысли о том, что мне, наверное, не судьба стать серьезным ди-джеем, потому что не все получалось так, как хотелось, а я человек придирчивый... Я с этим боролся, боролся, ну и вроде бы поборол.

- Есть ли какие-то определенные факторы, которыми ты руководствуешься, когда выбираешь себе пластинки?

- Когда покупаешь пластинки, то берешь сразу какую-то порцию, во всяком случае обычно так это происходит. То есть ты накапливаешь деньги и уезжаешь куда-нибудь в Питер, в Москву или Варшаву, заходишь в магазин и выбираешь порцию пластинок. Эта порция начинает медленно растворяться среди тех пластинок, которые у тебя уже есть. В свежей партии всегда есть что-то новенькое. Например, какое-то новое звучание, которого ты раньше не слышал. Потом, прослушав все эти новые пластинки, ты уже чувствуешь, чего бы тебе еще хотелось. И уже в следующий раз, когда у тебя есть возможность опять купить пластинки, ты пытаешься, перерыв огромную стопку, найти именно те, звучания которых тебе сейчас не хватает. Так потихоньку ассортимент начинает расширяться, и дело доходит до того, что ты можешь отыграть уже целый сет в той или иной стилистике.

- А что ты за музыку сейчас играешь стилистически?

- На сегодняшний день я отошел от жесткого звучания, которое раньше предлагал, играя техно. В общем-то, я слежу за музыкантами. Все к этому приходят со временем. Все возвращается куда-то назад. Электронная музыка стала революционной именно из-за своего минимализма. Она просто срывала башню. Сейчас же минимализм слегка приелся и стал таким же обычным, как группа ЗЕМЛЯНЕ. Он уже башню не срывает...

Но электронное звучание тем не менее дает широкие возможности, и музыканты, набив руку и став профессионалами, начинают использовать "живые" инструменты или их сэмплы. Музыка приобретает более акустическое звучание. В общем, сейчас электронная музыка звучит, как неэлектронная. В этом и есть ее парадокс.

Я стремлюсь играть именно такую музыку, потому что, на мой взгляд, люди, приходя на вечеринку, должны получить не экстремальное настроение, а очень мягкое и хорошее настроение. Наверное, в той музыке, которую я играю, появилось что-то такое откровенное и позитивное. Я думаю, что это правильный путь, потому что музыка и должна быть такой. Из-за такого подхода я уже затрудняюсь сказать, что конкретно играю. Поэтому на афишах часто пишут просто "freestyle". Основа всего этого - фанк, но могут быть даже хаусовые вставки (буквально пару вещей, но нетрадиционных, с "живыми" инструментами). Также я с большим удовольствием играю хип-хоп, но не очень люблю гангста-рэп, потому что, на мой взгляд, это несколько примитивно. Мне больше нравится хип-хоп тех музыкантов, которые работают над музыкой, а не берут свое с помощью каких-либо революционных текстов, потому что, на мой взгляд, - это не путь. Также я люблю играть трип-хоп... Вообще есть много хороших стилей. Естественно, конечно, сейчас исключены такие стили, как хардкор, трэнс и так далее.

- Изменились ли твои музыкальные пристрастия с того момента, когда ты пришел к танцевальной электронике?

- Очень серьезно изменились. Раньше в музыке я видел нечто, что позволяет оторваться от реального мира. Я мог прийти в клуб, закрыться там и забыть про все остальное, про все, что есть. Теперь же, поскольку я стал относиться к миру более открыто, я понял, что музыка - это не способ уйти от мира, а это часть этого мира. То есть я считаю, что если ты открытый человек, то мир для тебя тоже открыт. Ну и, таким образом, мои взгляды на музыку тоже претерпели серьезные изменения.

Во-первых, это выразилось в изменении концепции построения сета. То есть та концепция, о которой я уже говорил (начать с медленного и закончить чем-то быстрым и подвести людей к тому, что ты хочешь), несколько поменялась. Поменялась она таким образом, что теперь я играю конкретными блоками. А буквально недавно мне открылся еще более серьезный подход, то есть это, наверное, была та ступенька, к которой я шел все эти четыре года.

Раньше, поставив пластинку, я обычно быстро наклонялся к своей стопке, чтобы достать следующую, потому что боялся, что не успею обработать вещь и та, что играет, закончится. Естественно, следующая пластинка выбирается уже та, которая отрепетирована дома, то есть ты знаешь, что она вроде бы сейчас подойдет. Но это не значит, что она действительно подойдет. Сейчас я понял, что после того, как поставил пластинку, надо секунд 20-30 посмотреть на людей, что они делают, и уже исходя из того, как они отреагировали на то, что ты поставил, играть и, руководствуясь именно этим, подбирать следующую вещь. Я понял все это, как это ни смешно, буквально три недели назад. И вот сейчас я просто атакован всеми людьми, которых я знаю. Они говорят, что три недели назад со мной что-то случилось, что опять поменялся стиль игры, причем в очень хорошую сторону. Это нормально...

(окончание следует)

Принцесса Монооки

© 2005 музыкальная газета