обзор


Лiцвiны
Ой, у лузе-лузе...

mg92528.jpg (9990 bytes)

(р) & (c) 1998 Limas

16tks/45mins


В активах этой группы аутентичного фольклора уже было два студийных альбома "Галуб на чарэшнi, галубка на вiшнi" (1992), "Неба i зямля" (1994), а также концертная программа ("5 сакавiка", 1996), разошедшиеся на аудиокассетах. Причем тот live-recording имел хождение и на CDR.

Этот четвертый релиз ЛIЦВIНОУ впервые решено было запустить в тираж и на кассетах, и на компакт-дисках. Причем издательская компания "Limas" в обеих версиях расстаралась и на колоритную обложку, и на содержательный буклет.

Белорусский еженедельник "Культура" как-то охарактеризовал имидж ЛIЦВIНОУ как сценическое воплощение аутентичного фольклора, но, несмотря на это, не стоит искать здесь подобия с эстрадными ансамблями, режущими на сценах сельских клубов разухабистые фолк-обработки. Свое вдохновение и источник пополнения репертуара участники группы ищут в фольклорных экспедициях, в тщательном изучении самых тонких нюансов народного песнопения и музицирования. Не случайно именно ЛIЦВIНЫ удостоились внимания американской фирмы "Ellipsis Arts", чтобы представлять Беларусь (вместе с хором "Унiя") на их шикарном альбоме "Unblocked: Music Of Eastern Europe" (3 CD, 1997).

Особую притягательность, а может быть, символичность для ЛIЦВIНОУ имеют песни, опирающиеся на звучание белорусской дуды - одного из видов европейской волынки: "Грозныя тучкi", "Шабасоука", "Па вулiцы ды па шырокуй", "Ой, у полi стояць два дубочкi" и др. Причем две последние оставили ЛIЦВIНАМ девчата из первого состава группы - Наталья Матылицкая, которая проводила плодотворные записи на Любанщине, и Елена Шевчик, сохранившая уникальное песенное наследие своей семьи.

Восьмиминутный заглавный трек альбома "Ой, у лузе-лузе..." коллектив записал от давнего своего поклонника и фольклориста-любителя Сержука Витушки. В отличие от других песен, где отзывается глубокая, возможно, дохристианская древность, это, пожалуй, образец позднего фольклора. Но богатство мелодических линий, емкость драматургических конструкций вынудили даже газету "Наша нiва" на терминологическое новаторство в отношении этой песни - арт-фолк (по аналогии с масштабными формами арт-рока). Как и раньше, новая работа ЛIЦВIНОУ будит и восторги, и споры, но никогда не оставляет слушателя равнодушным.

Витаут МАРТЫНЕНКА

© 2005 музыкальная газета