Joy Division
Опережая время...


JOY DIVISION во многом определили развитие того, что потом назовут альтернативной музыкой, и повлияли на огромное количество групп, от U2 до NIRVANA. JOY DIVISION предложили совершенно новый подход к музыке. Если панк-группы выделялись своей яростью и энергией, то в музыке постпанковых JOY DIVISION главным была эмоциональность и мрачная экспрессия.

История команды достаточно трагична и коротка, но в то же время насыщенна и динамична. Питер Хук (Peter Hook, р. 13.02.1956 г.) и Бернард Альбрехт (Bernard Albrecht, р. 4.01.1956 г.), он же Самнер, знали друг друга с детства. Они вместе учились в школе в Сэлфорде (одном из районов Манчестера - колыбели британской музыкальной культуры) и, когда в Англии началась эра панк-рока, решили собрать свою группу, не умея играть ни на одном музыкальном инструменте. Первым делом они купили очень популярное в то время руководство по игре на разных видах гитар (под редакцией Палмера и Хьюза), и когда почитали до 27-й страницы, стали подыскивать кого-нибудь с приличным голосом.

Согласно легенде, их долгие и безуспешные поиски вокалиста успешно закончились 20 июля 1976 года во время знаменитого манчестерского концерта SEX PISTOLS в "Lesser Free Trade Hall", где скандально известную группу "разогревали" две местные команды SLAUGHTER AND THE DOGS и, представьте себе, BUZZCOCKS (это был их дебют). Питер, Барни и их школьный приятель Терри Мэйсон (Terry Mason) в очередной раз (для таких культурных мероприятий) столкнулись с одним задумчивым парнем по имени Иэн Кертис (Ian Curtis, р. 15.07.1956 г.), который, как оказалось, был простым рабочим на заводе, поддерживал благотворительные организации и не пропускал ни одного стоящего концерта в Манчестере. На то мероприятия Иэн заглянул вместе со своей женой Деборой (не прошло и года, как они сыграли свадьбу), с которой они вместе росли в Макклесфилде и не так давно переехали в Чэддертон (поближе к Манчестеру). И когда разговор зашел о вакантном месте в группе, Иэну не пришлось долго думать, а их будущий коллектив приобрел не только классного вокалиста, но и неординарного лирика (и местами даже гитариста).

В начале 1977 года группа начала репетировать, но никак не могла разобраться с составом и названием. Первый вариант названия был предложен извне и не был поддержан коллективом (Пит Шелли из BUZZCOCKS, которых очень хорошо знал Кертис, и их менеджер Ричард Бун придумали STIFF KITTENS). Остановились на WARSAW (Варшава), имея в виду песню Дэвида Боуи "Warszawa" из только что вышедшего тогда альбома "Low". Мэйсона взяли ударником, но что-то у него не очень получилось (наверное, книжки подходящей не было под рукой!), и в мае его заменил Тони Тэбак (Tony Tabac), а Мэйсон стал менеджером группы и продержался на этой должности до прихода в июне того же года Роба Грэттона (он работал с WARSAW, JOY DIVISION и NEW ORDER вплоть до своей смерти 15 мая 1999 года от сердечной недостаточности), который был ди-джеем в одном из клубов, где они пробовали выступать.

С Тэбаком группа сыграла свой самый первый концерт в манчестерском клубе "Electric Circus" на разогреве у BUZZCOCKS 25 мая 1977 года и получила первые отзывы в прессе (правда, не самые оптимистичные). Тони оказался не слишком надежным человеком, да и стиль его игры был несколько старомодным для панк-группы, коей пытались представить себя WARSAW. Поэтому через пять недель Тэбака сменил Стив Бразердэйл (Steve Brotherdale, ex-PANIK), с которым группа сделала свою первую демо-запись "The Warsaw Demo" из пяти песен в июле 1977 года. Поначалу музыкантам нравилась агрессивность Бразердэйда, но очень скоро его манера игры перестала устраивать их, и он возвратился в PANIK после неудачных попыток переманить туда Кертиса.

Единственным музыкантом, откликнувшимся на объявление группы о поиске барабанщика, был Стив Моррис (Steve Morris, р. 28.10.1957 г.) из Макклесфилда. С его приходом состав коллектива окончательно сформировался и выступил в октябре на закрытии клуба "Electric Circus", исполнив композицию "At A Later Date", которая летом 1978 года вышла на сборнике "Short Circuit" и стала их первым релизом на виниле.

С декабря 1977 года группа записывала четырехтрековый EP "An Ideal For Living", который вышел только следующим летом на их собственном лейбле Enigma Records тиражом 5000 копий, имел ужасное качество и замысловатое оформление (Барни постарался!) в германском стиле. В октябре он был переиздан другим их лейблом Anonymous с гораздо более чистым звучанием.

В январе 1978 года коллетив сменил название на JOY DIVISION, чтобы избежать путаницы с лондонской WARSAW PAKT, и 25-го числа дал свой первый концерт под новой вывеской. Название JOY DIVISION, взятое из романа Кэрол Сетински (Carol Cetinsky) "Кукольный дом" ("The House Of Dolls"), действие которого происходит в годы Второй мировой войны в нацистских концлагерях, дословно переводится, как "Сектор развлечений", и обозначает помещение для развлечений в лагере, где фашисты насиловали евреек. Из-за этого названия (да и будущего NEW ORDER, в связи с которым приходят на ум преступные идеи Гитлера о "новом порядке") в прессе мгновенно появились необоснованные спекуляции о нацистском влиянии на творчество группы, но журналистам, прежде чем делать выводы, желательно было бы сначала послушать тексты наших героев.

В мае 1978 года JOY DIVISION записали материал для своего дебютного альбома, который должен был выйти на фирме RCA. Один из его продюсеров Джон Андерсон (John Anderson) покрыл панк-роковое звучание слишком толстой "синтетической" оболочкой, считая, что так будет профессиональнее. В результате музыканты отказались выпускать альбом в таком виде, хотя он широко разошелся в форме бутлега под названием "Warsaw".

В январе 1979 года "New Musical Express" сенсационно поместил на свою обложку фотографию Иэна Кертиса. JOY DIVISION впервые выступили на "BBC" в передаче знаменитого радиодиджея Джона Пила (John Peel), запись которой позже вышла в виде альбома "First Peel Session".

Мини-альбом "An Ideal For Living" и концертные выступления привлекли к группе внимание манчестерского журналиста Тони Уилсона (Tony Wilson), который только что организовал лейбл Factory. Он включил две песни группы ("Digital" и "Glass") в одну из первых компиляций лейбла "A Factory Sample", а в июне 1979 года практически на все свои жизненные сбережения выпустил дебютный диск JOY DIVISION "Unknown Pleasures", продюсером которого стал Мартин Ханнетт (Martin Hannett), а обложку оформил Питер Сэвилл (Peter Seville). Оба оставались с группой до самого конца...

Альбом неплохо продавался, но у Factory не хватало средств на его раскрутку. Осенью 1979 года вышли два замечательных сингла "Atmosphere" и "Transmission", принесшие группе популярность в андерграундных кругах. JOY DIVISION начали давать больше концертов, и здоровье Кертиса, страдавшего эпилепсией, ухудшилось. Припадки случались с ним и на концертах. Зрители иногда даже думали, что это часть его неординарного экспрессивного шоу. Иэн посвятил своему страшному недугу незабываемую вещь "She\\\\\\\\\\\\\\\\\\'s Lost Control".

В ноябре 1979 года группа второй раз выступила у Пила и выпустила "Second Peel Sessions", на котором очень выделялась композиция "Love Will Tear Us Apart", посвященная сложившемуся любовному треугольнику (Иэн, Дебора и его любовница-бельгийка Анник Хонор, которая ездила на гастроли вместе с группой с конца 1979 года). Вплоть до ее официального релиза на сингле в апреле 1980 года "Love Will Tear Us Apart" оставалась самой известной нереализованной вещью в Британии, здорово приблизила JOY DIVISION к массовому успеху и позже много раз перепевалась всеми, кому не лень.

В марте был записан второй и более электронный (Барни теперь играл не только на гитаре, но и на синтезаторе) альбом "Closer", который закрепился в первой десятке хит-парада Британии. Группа давала концерты в бешеном ритме. На май было запланировано первое американское турне группы (вместе с переговорами о контракте с Warner Bros.), которое, к сожалению, так никогда и не состоялось: 7 апреля Иэн чуть было не погиб от передозировки наркотиков, а 18 мая вечный отшельник, живший, быть может, только в собственном уютном внутреннем мире, приехал в свой старый дом в Макклесфилде, отправил Дебору ночевать к родителям, поставил кассету с фильмом "Stroszek" (Вернера Херцога) в видик и Игги Попа в магнитофон и покончил с собой. Среди причин его самоубийства называли болезнь, передозировку обезболивающих препаратов и наркотиков, депрессию и недовольство массовой популярностью группы и связанным с этим напряженным графиком выступлений, а также маниакальное желание умереть молодым, как многие из его кумиров.

Бедная Дебора Кертис вынуждена была работать в поте лица, чтобы оплатить долги, которые остались после Иэна, и вырастить их единственную дочь Натали, которой было чуть больше года, когда Иэна не стало. В 1995 году вдова Кертиса опубликовала книгу "Touching From A Distance" о годах жизни с ним.

Вместе с креативным гением Кертиса умер и JOY DIVISION. В июле 1980 года Самнер, Хук и Моррис (вместе с клавишницей Джиллиан Джилберт) организовали группу NEW ORDER, которая отчасти продолжила дело JOY DIVISION, став одной из самых влиятельных инди-дэнс-групп 80-х. Однако это была уже другая музыка, высокотехнологичная и менее депрессивная.

В последующие годы вышли множество сборников, включая двойник "Still" (1981) с массой неизвестных песен, на второй части которого можно было услышать чудом уцелевшую запись последнего концерта JOY DIVISION 2 мая в Бирмингемском университете, видеоколлекции "Here Are The Young Men", "Substance 1977-1980" (1988), "Permanent" (1995) и антология из четырех дисков "Heart And Soul" (1997). В 1992 году Factory Records прекратила свое существование, и права на весь каталог записей группы был продан London Records, на котором записывались NEW ORDER. А 24 мая этого года вышла полная и главная официальная запись концертного выступления группы в Престоне "Preston: The Warehouse 28/2/80" почти что 20-летней давности.


Музыкальная газета. Статья была опубликована в номере 25 за 1999 год в рубрике музыкальная газета

©1996-2024 Музыкальная газета