Бугаев "Африка", Сергей
Сплошные "африканские" эксперименты


Нижеприведенное интервью с Сергеем "Африкой" Бугаевым представляет собой незначительно сокращенную запись прямого эфира, который состоялся на волнах радиостанции "Столица" в рамках программы "Электрическое поле". Эта передача, также как и "Роктава" Сергея Бондаренко и "Ультрасфера" Сергея Максимчука, больше не существует "благодаря" мнению начальства радиостанции о том, что эти программы не вписываются в ее формат. Оставлю это мнение без комментариев. Но надеюсь, что расширение вещания "Столицы" все-таки принесет с собой и новые интересные программы, и новые перспективы для белорусскоязычной станции.

- Сегодня я рад представить в нашей студии человека, который в представлениях не нуждается, потому что даже если кому-то он неизвестен в амплуа художника, музыканта и светского человека, то все знают его по главной роли в фильме Сергея Соловьева "Асса". Поэтому, наверное, я имею право сказать: "Здравствуй, мальчик Бананан!". Здравствуй, Сергей! Какую музыку ты привез в Минск и будешь играть?

- Вообще-то я стараюсь играть экспериментальную музыку, но в данном случае она будет чисто танцевальная, с элементами народной музыки. В основном - то, что называется house music.

- Мой следующий вопрос носит довольно общий характер. В фильме "Асса" есть интересный эпизод, в котором ты общаешься с героиней с помощью трубы. Скажи, у тебя нет желания общаться с современным миром с помощью такой communication tube?

- Я использую все виды communication tube\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\'ов, в частности, сейчас усиленно осваиваю Интернет, и все типы коммуникаций для меня важны и приемлемы. Кроме того, я работаю в Петербурге на радио "Рекорд". Это чисто музыкальная радиостанция. У меня своя программа, которая называется "Три поросенка". Это попытка внести в молодежную среду некий политический аспект и попытаться привлечь внимание молодежи к социальным и политическим проблемам. Я доволен результатом: после полутора лет работы, судя по тем звонкам, которые я принимаю каждую неделю, и по тем акциям, которые мы проводим, молодежь готова не только танцевать на вечеринках, но с какой-то осмысленностью совершать и другие действия, в том числе политические.

- Ты привез в столицу Беларуси фильм "Асса-2", который по задумке будет демонстрироваться в чилл-ауте. Приоткрой завесу тайны: что он собой представляет, как снимался, какую ты исполнил в нем роль?

- Я привез рабочий материал фильма "Асса-2". Дело в том, что в этом году празднуется 10-летие оригинального фильма "Асса", полюбившегося всем по понятным причинам: там участвовали кумиры молодежи, такие, как Виктор Цой, использовалась музыка Бориса Гребенщикова и масса других вещей, за которые люди любят этот фильм. Но тем не менее я предложил режиссеру Соловьеву, когда он мне объявил, что они готовят в Москве чуть ли не в Кремлевском Дворце съездов 10-летие, некую телепередачу в виде фильма, которая бы рассказала о дальнейшей жизни и дальнейшей трансформации тех героев, которые реально участвовали в том фильме, но одновременно чтобы это касалось сегодняшней жизни, сложнейших ее перипетий и так далее. И я написал сценарий. Соловьев согласился работать (это было в июне прошлого года), взял сценарий... Но вы знаете, там у нас случились передвижки, Соловьева сняли с поста председателя правления кинематографистов, и на его место назначили Михалкова. Ну, Михалков решил сделать себе из этого, как всегда, политическую акцию, начал на Соловьева, как это принято, катить бочку. Так что Соловьев был занят для того, чтобы работать над этим фильмом, и я сам поехал на место съемки. Одно из мест съемки - это крымская областная психиатрическая больница #2, которая располагается на берегу Черного моря. Там есть определенная связь с предыдущим фильмом "Асса", где, как вы знаете, убивают главного героя. Так вот, на самом деле его не убивают, он каким-то образом чудом остается жив и оказывается в психиатрической больнице.

- Чем ты занимаешься в настоящий момент, где работаешь?

- Я работаю в нескольких направлениях: прежде всего я занимаюсь художественным творчеством, это выставки, музеи, галереи, художественные ярмарки. Сейчас конкретно я делаю две выставки в Европе (в Брюсселе и в Роттердаме), а также я занимаюсь политикой. Я работаю на депутата Государственной Думы Юрия Петровича Щекочихина, который является членом Комиссии по борьбе с коррупцией в высших эшелонах власти.

- Он "яблочник"?

- Да.

- А в чем заключается твоя политическая позиция?

- В том, чтобы в данный момент поддерживать остатки честных людей в российской политике для того, чтобы следующее поколение людей, к которым я себя отношу, когда мне будет лет сорок или больше, смогло бы серьезно заниматься политикой. А чтобы это происходило не на пустом месте, нам сегодня приходится поддерживать политиков, которых мы лично знаем и которым мы доверяем, и убеждать таких людей, как Борис Борисович Гребенщиков, что есть люди, которых можно поддерживать и на которых можно надеяться.

- Бывал ли ты в Минске и в Беларуси раньше?

- Я в Минске один раз был 2 часа, пролетом, когда должен был сниматься в кинофильме "Иди и смотри". Был по дороге из аэропорта в далекие болота. У меня есть близкая подруга, которая сейчас, правда, живет в Нью-Йорке, а так живет в Минске. Это актриса по имени Алла Клюка, она снимается в различных фильмах и является женой моего друга, который одновременно был продюсером Гребенщикова, когда тот выпускал пластинку в Америке с Дэйвом Стюартом.

- Раз ты приехал в Минск прежде всего как ди-джей, то как давно ты увлекся танцевальной культурой?

- Я бы не сказал, что я увлекся танцевальной культурой, я этот термин как раз не очень люблю, я с ним всячески борюсь, хотя мне приходится выступать и на дискотеках в том числе. Танцевальная культура все-таки носит легкость и определенную беспечность.

- Да, кстати, слово "культура" само по себе - это нечто глобальное.

- Да, а что касается техномузыки и технокультуры - это видимая часть того колоссального айсберга той компьютерной цивилизации, которая в данный момент на земле набирает обороты. И поэтому я в большей степени назвал бы это музыкальной антропологией, то есть изучением надводной части будущей цивилизации через те крошечные ее зачатки, которые сегодня есть; и все, что касается анализа музыки, и все, что с этим связано в свою очередь.

- "Для независимой современной молодежи рэйв - это искусство проникать в пространства, которые ранее не были изучены. Находясь на дискотеке, молодые люди занимаются исследовательской деятельностью". Несмотря на явно иронический пафос этих твоих слов, как бы ты мог их откомментировать сегодня, спустя 3-4 года... и с учетом того, что слово "рэйв" сейчас уже не так актуально?

- Слово "рэйв" в данном случае можно заменить проведением времени перед компьютером, который обладает системой real audio и позволяет вписываться в так называемый "рэйв", который происходит одновременно в нескольких частях земного шара. То есть это общение с себе подобными и радость ощущения тех элементов цивилизации, с которой нам не удастся соприкоснуться, потому что она бесконечно от нас удалена. Как в случае с Советским Союзом: Советского Союза нет, но мы по-прежнему его видим и чувствуем. То же касается некоего будущего стран Советского Союза, которое мы тоже можем предчувствовать. Именно это вселяет определенную обеспокоенность, именно это заставляет принимать участие в социальной и политической борьбе. Это будущее, которое мы начинали строить в свое время с такими людьми, как Цой, царствие ему небесное, или Курехин, который действительно гораздо больше соотносится с понятием свободы и демократии, чем, скажем, президент Ельцин.

Окончание следует.

Павел КАНАШ

Фото Олега ПОДБЕРЕЗНОГО

- Как раз мой следующий вопрос связан с историей. Ты был барабанщиком в группе КИНО, общался с Гребенщиковым, Сергеем Курехиным и многими другими музыкантами и, скажем так, перформаторами. Это были разные личности, разные коллективы или все-таки это действительно была единая группировка, проявлявшая себя в разных ипостасях?

- Скорее было несколько группировок, но что касается такого коллектива, как ПОПУЛЯРНАЯ МЕХАНИКА, то это был такой специфический нарост на теле русской культуры (или даже советской или мировой культуры), который определенным образом всех объединял, вставлял в очень выгодный для всех контекст и давал много сил и энергии для таких типов развития мышления (в том числе музыкального) таким людям, как Цой, как Гребенщиков и, естественно, сам Курехин. Это повлияло на генеалогию людей, которые ответвились от ПОП-МЕХАНИКИ в различных направлениях музыки, искусства и различных форм поведения. Это действительно центральная структура, от которой очень многое зависит по сей день.

- Как ты относишься к поворотам стилистики творчества Бориса Борисовича? В 90-е годы - русская тематика, в прошлом году - сотрудничество с DEADУШКАМИ...

- Люди, развивающиеся в различных направлениях, подготовлены к творчеству, которое для постороннего человека выглядит как что-то противоречащее предыдущему этапу творчества. Если он сейчас занимается ремиксами с DEADУШКАМИ, а раньше занимался стилизацией под русскую народную музыку, в этом нет противоречия, есть лишь дополнение и заинтересованность Гребенщикова электронной музыкой, а она на самом деле была всегда. Я помню период, когда записывался такой альбом, как "Табу": Гребенщиков очень активно искал музыку таких ансамблей, как HUMAN LEAGUE, KRAFTWERK, DEPECHE MODE (они только появились, это был 81-82 год), VISAGE...

- На альбоме "Табу" чувствуется влияние многих стилей.

- Да, поэтому нельзя сказать, что здесь есть какое-то противоречие.

- Как давно ты общался с Борисом Гребенщиковым и вообще поддерживаете ли вы какие-то отношения?

- Поддерживаем очень активные отношения: я занимаюсь разведением кошек, и он недавно приходил ко мне смотреть новый выводок котят и одного котенка даже себе выбрал - Ваську.

- Это какие-то породистые кошки?

- Довольно породистые, такие... лысенькие. Безволосые кошки (не оставляют волос на одежде). Но приходится им шить шубки, потому что они мерзнут.

- Меня впечатлила история с твоим портретом, который написал Тимур Петрович Новиков в начале 80-х годов. Ты не мог бы напомнить, какой резонанс получило это событие? И где этот портрет сейчас?

- Действительно, этот портрет вызвал резонанс по непонятным причинам... Этот портрет, в полный рост, был нарисован моим другом, художником Тимуром Новиковым, и на портрете я был изображен в наушниках от Walkman\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\'a. Тогда такие наушники можно было встретить не настолько часто, а сейчас, наверное, никто и не заметил бы. Рецензия вышла в газете, то ли "Ленинградский железнодорожник", то ли "Ленинградский трубопроводчик". Статья говорила о том, что новое поколение людей идет, ничего не видя перед собой, в наушниках, думая вообще непонятно о чем. Они были правы, кстати.

- Тот же Тимур Новиков был одним из первопроходцев рэйв-культуры. Интересно то, что он в свое время предугадал моду на ремиксы. Теоретически этим вопросом он занимался с начала 80-х, а разработки производил с группой НОВЫЕ КОМПОЗИТОРЫ. В его терминологии он называл это "перекомпозицией". Так вот, Новиков назвал рэйв массовым явлением, родственным хиппи, а самым ярким проявлением - "Love Parade", устраиваемый Вильгельмом Роттегером и его товарищами в Берлине. Ты тоже считаешь это мероприятие квинтэссенцией танцевальной культуры?

- "Love Parade" - это манифестирование того, что обычно проходит в каких-то клубах, в статической ситуации, на неподвижной площадке. Здесь же - какое-то движение, то есть слияние рэйва с какими-то типами демонстраций, другой формой поведения.

- Новиков сделал акцент на архаических пластах психики, которые вызывают какие-то реминисценции, и человек чувствует себя на рэйве, на массовом мероприятии в чуть-чуть первобытном состоянии.

- Совершенно верно, это архаические формы проявления бессознательного поведения. Вообще все, что касается музыки и танцев, это явление массового психоза, объект нашего внимания и изучения, потому что по сей день никто внятно не сказал, что все это значит и откуда это берется. (Здесь Африка немного углубляется в дебри фрейдизма. - Авт.).

- Когда ты в одном из своих интервью упомянул постановку "Анны Карениной", которую осуществил с Новиковым и где сыграл главную героиню, то назвал ее плодом своего времени, экспрессионизмом, выражением многого через малое. (И в то же время это было "баловство и развлекательные мероприятия"). Насколько уместен экспрессионизм в наше время? Кажется, уже некого эпатировать, но все-таки артистический жест - это развлечение или можно кого-то чему-то научить, изменить мир в лучшую сторону?

- Ну тогда и Родина наша по-другому называлась, и флаг был совершенно другого цвета, и песни мы пели другие тогда, и за эти песни нас по-другому наказывали...

- Но все-таки экспрессионизм остается экспрессионизмом?

- Да, но в нашей ситуации все приобретает несколько вульгарные формы. То есть, с одной стороны, все политики осознали, что они и есть главные актеры, что они и есть телеведущие и так далее, но тем не менее они недостаточно изящно продумали свою роль. Поэтому мы обречены наблюдать за выступлениями не очень профессиональных актеров и, с другой стороны, - за выступлениями не очень хороших политиков.

- Но если касаться искусства и именно артистов от искусства, а не от политики, то, может быть, все же остаются таланты...

- Безусловно, остаются - в концептуальном искусстве. То есть в искусстве, которое не реализуется в виде картин, в виде песен и в виде чего-то еще, а реализуется в виде каких-то поступков, которые тем не менее относятся к сфере художественной деятельности. Вот, например, Олег Кулик: человек, который выступает в роли собаки, кусает людей... С одной стороны, это хулиганское и бандитское поведение, а с другой - он действительно заостряет тот широкий спектр проблем, которыми страдает сегодняшнее общество, в частности, в России.

- Раньше о тебе можно было услышать (и увидеть) намного больше и чаще, чем сейчас. С чем это связано? Просто улеглась волна ажиотажа вокруг всего нестандартного, провокационного, не вписывающегося в систему или просто отнимает время работа, семья?

- Если раньше приходилось действовать в пределах того, что называется СНГ, то теперь сфера деятельности перекинулась и на другие территории. Скажем, приходится провести 2-3 месяца в году в Соединенных Штатах, в Западной Европе, для того чтобы достойно использовать шанс, появившийся у нас в связи с теми дорогостоящими переменами, которые связаны с так называемой демократизацией общества. То есть приехать, полноценно пожить в обществе, узнать те сложности и проблемы, которые у них имеют место, и каким-то образом на них отреагировать, но не поверхностно и "провокационно". Да и семья. У меня несколько кошек и котов - это и есть моя семья.

- Я упоминал "Love Parade". Так вот, ты наверняка знаком с Вестбамом. Что это за человек? Расскажи о нем.

- Это хороший парень, такой молодой немецкий бюргер. Сейчас слегка потолстел. Он много делает, старается, и он не один: компания "Wall Spirit" диктует в Германии моду на "Love Parade", на "Mayday". Много чего там происходит. В Берлине отстраивается район новых министерств, которые переедут туда в начале XXI века, - там один из небоскребов должен быть посвящен технокультуре... Мы с ними познакомились лет 10 назад: в Риге выступала ПОП-МЕХАНИКА и одновременно - Westbam. После этого мы выпустили с ним несколько пластинок, и достаточно интересный концерт прошел в Германии: ПОП-МЕХАНИКА совместно с ансамблем EINSTUERZENDE NEUBAUTEN.

- Давай поговорим о том, что сейчас происходит в Питере. Какая музыка играет в клубах?

- Я, наверное, не самая правильная личность для того, чтобы спрашивать у меня об этом... Я как раз борец против клубов, я не люблю, когда накурено, надымлено...

- А в каких ты клубах играешь?

- В разных, раньше был хороший клуб "Тоннель". Сейчас есть клуб "Мама", но мы там пытаемся насаждать новый тип клубных вечеринок. Мы их проводим днем, и в процессе проигрывания музыки ди-джеями (обязательно "вживую", но не только на пластинках) люди читают свои тексты, посвященные тем или иным проблемам, либо поэты читают свои стихи, и все это - несколько другой тип вечеринки. Кто хочет, может танцевать, но нет тупой загрузки танцевальным типом психоза. Мы с друзьями издаем журнал "Кабинет"...

- А он распространяется достаточно широко? Его могут купить те, кто хочет?

- Сейчас он издается широко, его продают везде в "Академкниге". С этого года мы начали издавать его большим тиражом. Раньше, естественно, это был абсолютно андерграундный журнальчик. Он довольно быстро распродается (не будем скромничать). У нас уже есть своя категория потребителей, которые по возможности являются и писателями. Это довольно интересный круг людей.

- Кто входит в редколлегию?

- Разные люди, такие как Виктор Мазин, Алеся Туркина, уже упоминавшийся Тимур Новиков. Есть и довольно известные, как Славой Жижек - писатель-философ из Словении, из круга ЛАЙБАХ. Масса людей, одним словом.

- Ты знаком с Брайеном Ино. Я знаю, что он несколько раз приезжал в Питер. Какое впечатление производит этот человек?

- Я мог бы сказать, это близкий друг, но вы можете подумать... Он жил в Петербурге полгода, у нас с ним была совместная мастерская. Мы с ним делали несколько совместных проектов, чисто экспозиционных, выставочных. Он, как известно, занимается музыкой как скульптурой. То есть его работы - это такие светозвучащие инсталляции. Мы с ним совершили одну уникальную поездку на Крымский полуостров, там мы посетили порядка десяти психиатрических больниц, выступали перед психически больными, - это одна из неизвестных сторон жизни Брайена Ино в России. Там мы играли странные концерты и читали лекции для больных, но и сами больные могли подходить и играть на маленьком синтезаторе "Suzuki", который Брайен брал с собой. На нем написано очень много музыки, в том числе кусочек к фильму "Traispotting". Недавно вышла новая пластинка Брайена Ино, базирующаяся на этом нашем опыте общения с больными, на их мелодиях, которые они наигрывали. А я за эти полгода пронаблюдал весь процесс создания музыки одного из выдающихся продюсеров рок-музыки. Речь идет о Брайене Ино, который не только ввел в употребление понятие "эмбиент", но также был исполнителем в ансамбле ROXY MUSIC, продюсером нескольких альбомов Дэвида Боуи, двух-трех альбомов U2... Я его долго уговаривал привезти U2 в Питер, но это даже не финансовые, а чисто технические проблемы, потому что у них огромный экран, который обслуживают 200-300 человек технических специалистов, которых в России, к сожалению, столько не набрать. Хотя полтора-два года назад это было реально, U2 нам не удалось сюда заманить.

- В какой области сейчас находятся твои вкусы? То, что ты играешь, и то, что слушаешь, - это одно и то же? Каковы твои предпочтения (лейблы, артисты)?

- Перечисление займет слишком много времени... Я слушаю иногда стилистически противоположную музыку, которая производится различными народами стран мира (это этническая музыка, суфийская, индийская, тибетская, азербайджанская, армянская и так далее), и с другой стороны - это компьютерная музыка.

- В конце традиционный вопрос: творческие планы?

- Творческие планы - очень обширные. Поучаствовать в Венецианском биеннале. Это самая главная художественная выставка, которая проводится раз в три-четыре года, и в данный момент я прикладываю усилия, чтобы в ней поучаствовать. И еще - чисто экспозиционные проекты галерейно-музейного плана.


Музыкальная газета. Статья была опубликована в номере 22 за 1999 год в рубрике музыкальная газета

©1996-2024 Музыкальная газета