обзор


Blur
13

mg92124.jpg (9014 bytes)

(p) & (c) 1999 EMI Records Ltd.

13tks/66mins


Все ждали, гадали, а он все равно получился другим. С одной стороны, это на все сто процентов BLUR: легко узнаваемая мелодика, скрежет гитар Коксона, вопли Элбэрна и так далее. Но, с другой стороны, все совсем по-иному. Новая сторона многостороннего музыкального таланта группы, говоря языком энциклопедий.

Кому-то может показаться все это чрезвычайно наигранным и чужим, не свойственным BLUR, но ведь на самом деле все это было в них с самого начала. Ведь в 1989-90 годах они играли не что иное, как арт-панк, а слушали не что иное, как SONIC YOUTH. Это потом их причесали, умыли, дали хорошие инструменты, научили чисто играть (послушайте ранние записи на японском сборнике "Special Collectors Edition" 1994 года). Но постепенно все вернулось на круги своя. После, на мой взгляд, незаслуженно разгромленного альбома 1995 года "The Great Escape", сопровождавшегося вспышками войны с OASIS, они попытались начать сначала. "Blur" получился очень интересным, неожиданным, но все-таки в значительной мере компромиссным. Стивен Стрит, который продюсировал все альбомы группы, все же сдерживал музыкантов. Об этом свидетельствуют вторые стороны синглов к альбому, которые продюсировали сами музыканты. Взять "Swallows In A Heatwave" из "M.O.R." или "Bustin' And Dronin'" из "Song 2". Тем не менее работа была началом возврата к истокам, о чем явно свидетельствовали "Essex Dogs", "Chinese Bombs", "Theme From Retro" и другие песни.

В этом смысле "13" является продолжением "Blur". Причем не просто продолжением, а скорее развитием темы. На этот раз они были вольны сотворить все что угодно, чем и не замедлили воспользоваться, усадив в кресло продюсера Уильяма Орбита, оказавшегося столь же безумным, сколь и они сами. Теперь доминируют длинные сложные песни, невероятные аранжировки которых порой походят на самые сумасшедшие творения PINK FLOYD или любимцев BLUR - SONIC YOUTH. Они ("Battle", "1992", "Caramel") создают доминирующее настроение альбома - невероятную тоску и грусть. Меланхолия "Trailer Park" и "Mellow Song", вопли агрессии в виде "Bugman" и "B.L.U.R.E.M.I." тоже не особо оптимистичны, а отчаяние "Swamp Song" и "Trimm Trabb", которое в конце концов срывается на неистовый рев гитар, и вовсе никакой радости в себе не несут. В некоторой степени разряжают альбом заглавная полушутливая "Tender" и мелодичная поп-песенка "Coffe & TV" в исполнении Грэма Коксона. Своего рода подведением итогов размышлений и переживаний всех песен, главная тема которых - расставание Элбэрна с Джастин Фришманн, является "No Distance Left To Run" с ее доброй и открытой грустью. Следует отметить и очень интересные небольшие инструментальные проигрыши без названия, не значащиеся отдельными треками, расположенные между многими песнями. Они создают какую-то очень интересную, даже чуть загадочную атмосферу.

В итоге "13" получился просто великолепным. Он чрезвычайно грустен и потому, должно быть, придется по вкусу поклонникам RADIOHEAD. Впрочем, следующий альбом таким не будет, так как личная жизнь Дэймона уже налажена и даже написаны новые, веселые песни. Просто, как сказал он, не успели их записать. Ничего страшного, "13" настолько хорош, что можно об этом не жалеть. Один из лучших альбомов года как минимум.

Д. Безкоровайный

© 2005 музыкальная газета