S.P.O.C.K.
Осторожно: пришельцы!


Похоже, эти парни так и войдут в историю, как самая знаменитая шведская синти-поп-группа нынешнего тысячелетия. Вместо того, чтобы играть в войнушку в детстве, они взахлеб читали фантастику, слушали KRAFTWERK и DEPECHE MODE и не могли оторваться от телевизора, когда по нему транслировали знаменитые "Звездные войны" и легендарный "Стар Трек". Поэтому неудивительно, что одиннадцать последних лет их космический корабль с порядочным числом пассажиров на борту очень часто покидал нашу гостеприимную планету и возвращался только для дозаправки и набора на борт новых пилотов и попутчиков.

Если верить чудом уцелевшим секретным документам, то эта группа впервые собралась на вечеринке по случаю очередного дня рождения обыкновенного Киберноида (Cybernoid), а в простошведсконародии просто Финна Альбертссона (Finn Albertsson), которого зашли поздравить его старые друзья Эдди Бергтссон (Eddie Bergtsson, р. 23.12.1962 г.)) по прозвищу Captain Eddie B. Kirk и Александр Хофман (Alexander Hofman, р. 23.10.1967 г.), он же собранный из космической пыли Андроид (Android). Эти двое играли в команде SOFIA ANTENN и решили сделать ему особый подарок. Они написали пять песен на своих синтезаторах и исполнили их под бурные аплодисменты Киберноида и всех гостей. Соблазн стать частью общего дела был настолько велик, что Киберноид присоединился к своим товарищам практически мгновенно. Они стали выступать вместе в общественных местах и назвали свою группу MR. SPOCK. Однако долго это название не продержалось из-за проблем с кинокомпанией "Paramount Pictures", владевшей правами на использование этого имени. Американцы запросили слишком высокую цену, и ребятам пришлось переименоваться в S.P.O.C.K. (Star Pilot On Channel K).

В 1990 году группа заключила контракт с танцевальным лейблом Accelerating Blue Fish и записала свой первый сингл "Silicon Dream", который был отштампован на виниле тиражом 510 экземпляров и сразу же стал клубным хитом. Несмотря на то, что Эдди отказывался долгое время участвовать в концертах вместе с группой, на ранних записях S.P.O.C.K. он был главным музыкальным гуру коллектива, в то время как Андроид писал большинство текстов.

За пределами Швеции группу узнали в следующем году, когда вышел альбом-посвящение DEPECHE MODE "I Wish I Was Famous - A Swedish Tribute To Depeche Mode", для которого S.P.O.C.K. сделал классный кавер "Ice Machine". Их взяли на заметку, и в конце 1991 года ребята получили приглашение съездить в турне с легендарной канадской электрогруппой PSYCHE, а в начале следующего года после грандиозного концерта в Готенбурге они подписали контракт с более весомым лейблом Energy Records, на котором вскоре вышло два их новых сингла "Never Trust A Klingon", ставший одним из величайших андерграундных хитов в Германии, и переработка классической "White Christmas".

Наконец появился их дебютный альбом "Five Year Mission", подведший итог их пятилетнего пребывания на нашей планете и выстроенный в духе "Стар Трека" ("Charlie X", "Mr. Spock\\\\\\\\\\\\\\\' Brain"). В нем можно было найти такие классические электронные вещи, как "Time Machine" и "E-lectric", много несложных лирических зарисовок и много юмора, что не очень характерно для синти-попа (если забыть о PET SHOP BOYS). Этот альбом, кстати, очень неплохо распространялся в СНГ.

Начиная с 1993 года Эдди стал постоянно появляться на сцене со своей группой, и это добавило им уверенности, когда S.P.O.C.K. гастролировали по Швеции и Германии. К сожалению, в начале следующего года группа вошла в полосу внутренних противоречий, и Киберноид покинул их космический корабль. Ему на смену небеса послали нового пилота Йогана Биллинга (Johan Billing, р. 18.08.1973 г.) по прозвищу Гомороид (а позже Полароид, Астероид, и, наконец, Пластероид). Параллельно стал развиваться сольный проект Астероида Mr. Data.

Тут же в шведскую прессу просочилось информация, что НАСА собирается организовать и спонсировать первый в истории человечества концерт S.P.O.C.K. в открытом космосе, но слухи, естественно, не подтвердились, и нашим героям вновь пришлось играть на Земле на MTV Unplugged, что, согласитесь, тоже неплохо для молодой шведской группы.

В начале 1995 года состоялась премьера первого видеоклипа группы на первый сингл "Astrogirl" из нового альбома "Alien Worlds", что взял понемногу от всех синти-поп-команд, которые повлияли на S.P.O.C.K.. Жаль, что мало кто понял юмор музыкантов. Зато сам сингл был признан лучшим по итогам года в Швеции, а группа отыграла незабываемое европейское турне из сорока концертов, некоторые из них транслировались на всю нашу галактику.

К концу этого года группа покинула Energy Records, и лейбл отдал дань их сотрудничеству релизом совершенно ненужного двойного сборника "A Piece Of The Action" со всеми их синглами, самыми абстрактными ремиксами и несколькими неиздававшимися треками. После этого коллектив поселился на радиоволне, транслируя из города Люнда специальное шоу, посвященное проблемам освоения космоса и поиску новых форм жизни. Попытки заинтересовать своими научно-фантастичными идеями какую-нибудь звукозаписывающую компанию оказались безуспешными, и ребята решили открыть свой лейбл, назвав его SubSpace Communications.

После двух месяцев бессловесного общения с компьютерами и микшерами и обкатки некоторых новых песен на вечеринке, посвященной "Стар Треку", которая проходила в Финляндии, S.P.O.C.K. вновь избирают местом своей дислокации планету Земля и запускают ракету с альбомом "Assignment: Earth". Когда DEPECHE MODE услышали один из синглов этого альбома на шведском телевидении, они назвали его бесспорным хитом!

И вновь турне "Earth Orbit\\\\\\\\\\\\\\\'97", песни из которого были оформлены в первый концертный альбом группы. Бедному Андроиду его сценические трюки стоили переломанной руки и шести швов на ноге, но они гастролировали до конца года. Но не он покинул их в трудную минуту, а все тот же блуждающий Капитан Эдди, который занялся раскруткой двух новых проектов (ADMIRAL и PAGE), но часто помогал S.P.O.C.K. в студии.

Опять залетные музыканты... И вот на корабле появляется мистическая фигура Кристера Хермодссона (Christer Hermodsson) a ka Crull-E, который, кстати, тоже присутствовал на том памятном дне рождения Киберноида в 1988 году, и простая как пять крон натура Йохана "Yo-Haan" Мальмгрена (Johan Malmgren), в прошлом вокалиста, клавишника и автора песен синти-поп-трио ELEGANT MACHINERY. К тому времени "Assignment: Earth" уже стал электронным альбомом года в Швеции, а S.P.O.C.K. отпраздновали свое 10-летие записью сингла "Speed Of Light", где вовсю разыгрался Crull-E, у которого оказался композиторский талант ничуть не хуже, чем у адмирала Эдди.

Далее группу покинул Пластероид (в группе его явно использовали не по назначению!), заведовавший электронными спецэффектами, но группа не оказалась в космическом вакууме. С помощью новых звуковых идей Crull-E они записали в начале этого года первоклассный свежий альбом "S.P.O.C.K.:1999". Его название любезно позаимствовано ими из одноименного фантастического телесериала, и Андроид не перестает в последнее время шутить, что их следующий альбом должен обязательно выйти через два года и называться он будет не иначе как "S.P.O.C.K.: 2001 - Space Odessey".

Как бы то ни было, ребята классно поработали на этот раз. Их новые серебристые космические костюмы, разработанные Аннели Бертилссон из группы CAT RAPES DOG, с которой S.P.O.C.K неоднократно гастролировал в прошлом, при участии Андроида, очень похожие на те, что использовались в фильме "Contact", как нельзя лучше отвечают их музыке, текстам и имиджу.


Музыкальная газета. Статья была опубликована в номере 21 за 1999 год в рубрике музыкальная газета

©1996-2024 Музыкальная газета