статья


Solex
“В Настоящем я использую Прошлое, чтобы создать Будущее...”

mg92106.jpg (6828 bytes)

Мы сравнительно недавно начали рассказывать вам о шикарных, забавных, стильных и трогательных поп-исполнителях новой, независимой волны музыкантов. По мере возможностей для знакомств с вами мы стараемся отбирать только самых-самых, наиболее интересных и волнующих, на наш взгляд, инди-поп-звезд второй половины 90-х, которые существуют и активно творят в альтернативной чартовому поп-мейнстриму музыкальной Вселенной. Сегодняшний наш рассказ о голландском проекте SOLEX является очередным звеном в этой переливающейся всеми цветами радуги цепочке экзотических исполнителей. Однако наверняка самые внимательные из вас помнят, что в прошлом мы уже успели представить на страницах "МГ" мини-очерк о Elisabeth Esselink и ее детище SOLEX. Но сегодня, в преддверии выхода нового альбома артистки, пришло время более основательно потоптаться вокруг да около композитора и исполнительницы броской и нестандартной поп-музыки, способной не только загипнотизировать и очаровать поклонников трип-хоп-пирожных, lo-fi техно-булочек или постпанк-пудингов, но и нежно и снисходительно погладить по головке самых непримиримых и агрессивных противников "этой проклятой попсы".

Вначале немножко истории... Одно время Elisabeth Esselink пела в культовой голландской гитарной нойз-банде SONETIC VET, но ее не покидало чувство, что в составе этой группы она не сможет полностью реализовать себя, и поэтому девушка решила сформировать собственный проект. Все музыкальное оборудование отважной дебютантки состояло тогда из случайно купленного на аукционе восьмитрекового магнитофона с небольшим набором саунд-эффектов и старенького сэмплера, с помошью которых она записала несколько песен. Но особенно важно то, что Elisabeth является владелицей маленького музыкального секонд-хэнд-магазинчика в Амстердаме (Koningsstraat, 52), что открывает ей доступ к аудио-мусору любого возраста и стилистики: именно сведенные воедино обрывки музыки с подержанных CD составляют основу песен музыкантши: "Достаточно сложно создать нечто действительно очень хорошее на базе чего-то очень плохого".

Она записала демо-кассету и отослала несколько ее экземпляров различным звукозаписывающим компаниям. Откликнулось пять лейблов, среди которых наиболее симпатичным начинающей артистке показался Matador Records (PIZZICATO FIVE, JON SPENCER BLUES EXPLOSION, YO LA TENGO, LIZ PHAIR, GUIDED BY VOICES, KHAN). В марте 1998 года в Европе и Америке был выпущен первый альбом SOLEX "Solex Vs. The Hitmeister": "The Hitmeister - это вымышленный персонаж, который преследует всех музыкантов. Кто-то выигрывает, а кто-то проигрывает. The Hitmeister - это своего рода перекресток. Вы можете продать свою душу шоу-бизнесу или делать то, что вам действительно нравится". Вскоре последовал и японский релиз диска. Запись получила восторженные обзоры в таких изданиях, как "The Wire", "Melody Maker", "NME".

Первый сингл SOLEX назывался "Solex All Licketysplit", и видео к нему снималось в Чикаго. А свои первые европейские гастрольные туры Elisabeth провела в компании CORNELIUS, CORNERSHOP и THE NOTWIST. Название каждой песни на альбоме содержит внутри себя слово "Solex". "Solex" - это марка миниатюрного мотороллера, который сегодня производится в Франции. Таким же именем Elisabeth назвала свою кошку: "Потому что она не такая шумная, как ее мама Harley"...

Elisabeth любит PAVEMENT и David Holmes, ненавидит рациональный подход к написанию музыки, обладает соблазнительным изнеженным девичьим голоском, иногда с ярко выраженным riot grrrls-акцентом, имеет несомненный лирический и музыкальный талант, а также хорошее чувство юмора. Возможно, что, прослушав "Solex Vs. The Hitmeister", вы поблагодарите Elisabeth за один из наиболее диковинных альбомов прошлого года. В нем она отталкивается от низкобюджетного синтетического drum-n-toys саунда, выстраивает вокруг него поистрепавшиеся, выцветшие под действием времени лупы, скользкие и изысканные гитарные сэмплы, постоянно присутствующие спотыкающиеся хип-хоповые или drum-n-bass биты и переменчивые по настроению, счастливо-грустные вокалы...

Как вы уже, наверное, догадались, обобщенный результат таких инъекций не является традиционным трип-хопом, drum-n-bass или lo-fi... Что же это тогда такое? Музыка SOLEX представляет собой своего рода "кубик Рубика", яркие цветные грани которого как будто символизируют разнообразие инвентированных музыкальных стилей (электроника, джаз, брейкбит, экспериментальный поп, свинг, lo-fi техно, ретроделика...), оригинальность положенной в основу идеи, стильное исполнение, подвижность, развлечение, досуг... Артистка из музыкального вторсырья пробует построить хрупкий и непрактичный, но красивый мостик от ленивой и томной поп-музыки 40-50 годов в мир германских синтезаторных инноваторов 90-х (OVAL, QUARKS, MOUSE ON MARS). Также в коротких песнях SOLEX прослеживается некоторая спиритическая связь с творчеством буйных BABIES IN TOYLAND и нежных THE CARDIGANS. Elisabeth просто пытается в деталях озвучить посредством своей музыки некоторые странные ситуации: не реальные истории, а короткие скетчи, "сэмплы" из историй: "Мне нравятся смешные ситуации с небольшими изгибами".

Возможно, интимная и слегка спятившая музыка SOLEX покажется вам новаторской, чему есть свое объяснение - ведь только в последние годы подобная продукция стала регулярно попадаться на глаза счастливым меломанам благодаря усилиям таких лейблов, как Matador Records, Monika Enterprise, Asphodel, Touch, Mille Plateaux, City Slang, Domino Recordings, Kitty-Yo, Thrill Jockey... Однако приятно, что музыка SOLEX, с замечательным эффектом прочищающая уши слушателя от всякого ненужного аудиохлама, сегодня актуальна, модна и в меру популярна. В мае SOLEX вместе с BLUR и STEREOLAB пригласили поучаствовать в шоу культового британского радио-ди-джея John Peel (мастер отмечает свое 60-летие серией концертов), в июне артистка даст два концерта в Лондоне всесте с BOWS и STEREOLAB, далее последует выступление на июльском "Roskilde Festival" в Дании, и в сентябре Elisabeth присоединится к дружному семейству лейбла Matador, который будет праздновать свой десятилетний юбилей в Нью-Йорке и Лондоне. В настоящий момент Elisabeth продолжает записывать песни для второго альбома SOLEX "Pick Up". Релиз оного запланирован на сентябрь 1999 года.

Далее мы предлагаем вашему вниманию эксклюзивное интервью с Elisabeth Esselink, подготовленное нами посредством email 24.05.99.

v: Что для вас процесс создания музыки сегодня и год назад? Произошли ли какие-либо принципиальные изменения в вашем подходе к написанию песен?

E: Да, некоторые изменения произошли после того, как я перешла с 8-дорожечной аналоговой на 16-дорожечную цифровую запись, которая гораздо лучше. Сейчас я могу легко редактировать песню. В новом альбоме я использовала больше live-сэмплов и меньше сэмплировала с компакт-дисков. На дебютном альбоме я всегда начинала трек с сэмплированного лупа, и на этот раз я начинала с него, но также добавляла в исходный расклад завершенные партии ударных. Кроме того, я по-прежнему использую сэмплы с очень плохих CD.

v: Как часто улыбка появляется у вас на губах, когда вы слушаете музыку? И, возможно, есть артисты, музыка которых заставляет вас даже смеяться?

E: Не очень часто... Я тщательно выбираю музыку для прослушивания; существует много групп и записей, которые мне нравятся, и есть лишь немножко последних, которые я действительно люблю... Я не слушаю музыку, которую не люблю. Смеяться я могу только над содранной музыкой. Я думаю, что это возмутительно... THE OFFSPRING, сдирающие Obladi-Oblada, или все эти подделки под NIRVANA либо кукурузные хип-хоп/ритм-н-блюз-банды. Yikes!!!

v: Большинство музыкальных критиков говорят, что музыка SOLEX имеет корни в трип-хоп-сцене, где звездами являются PORTISHEAD и Bjork... В то же самое время сегодня часто раздаются голоса о том, что трип-хоп мертв... и что пришло время для чего-то нового... Что вы думаете о "смерти трип-хопа" и как по-вашему, что это за "новая музыка", которую мы скоро все услышим?

E: Я думаю, что трип-хоп никогда не был жив. Это излишний жанр. Я не думаю, что найдется группа, которая скажет: "Эй, люди, мы трип-хоп-команда!!!". PORTISHEAD исполняют угрюмую музыку со множеством рэгги-элементов, Bjork также имеет похожий материал. На моем дебютном альбоме, возможно, есть одна-две песни в подобном духе. Но я не думаю, что это причина называть все это музыкальным жанром.

v: Мне известно, что в настоящий момент вы работаете над новыми песнями для вашего второго альбома. Пожалуйста, опишите развитие стиля SOLEX со времени релиза диска "Solex Vs. The Hitmeister"? Как бы вы отрекламировали ваши новые песни перед аудиторией потенциальных русскоязычных фэнов?

E: Благодаря новым технологиям и моей продюсерской роли свежие треки очень хорошо записаны. Песни очень запоминающиеся, и люди, которые уже слышали некоторые из них, говорят, что новые песни просто прилипают, вонзаются в голову. Я также думаю, что это очень интернациональная запись. Она выполнена не в английских, американских или голландских традициях, в ней присутствуют влияния со всего мира.

v: Название вашего нового альбома - "Pick Up". Какой смысл вы хотели вложить в него?

E: "Pick Up" - это краткое и запоминающееся название. Таковы и новые песни. Оно также связано с тем, как одни люди подцепливают (снимают) других людей.

v: Вы получаете персональный отклик на вашу музыку от людей, которые слушают ее на CD или во время концертов? Какова была наиболее странная реакция на вашу музыку со строны почитателей SOLEX?

E: О да, я получаю много email-ов, а после шоу я продаю свои собственные майки. Так что люди постоянно подходят ко мне. А наиболее странной реакцией было email-сообщение, отправленное кем-то на лейбл Matador. Парень сказал, что моя музыка ему очень нравится, но что она будет намного лучше, если он спродюсирует следующую запись, сделает все ремиксы и напишет песни и лириксы. Это, наверное, должно было означать, что я должна играть его песни на местной деревенской ярмарке...

v: Что более важно для вас в песнях: маленькие детали или же песня как единое целое?

E: Конечно же, песня как одно целое. Если песня хорошая и имеет соответствующее настроение, то неважно, когда что-то в ней звучит паршиво или не вписывается в мелодию. Подобные вещи часто имеют важное значение и делают запись веселой. Иногда у меня есть действительно хороший сэмпл или луп, но их недостаточно, чтобы сделать хорошую песню. Если не добавить другие ингридиенты, то сэмпл сам по себе становится бесполезным. Я работаю очень интенсивно. Я ищу хорошие сэмплы, которые подходят друг другу и делают песню красивой.

v: Когда вы используете сэмплы других команд, вы помещаете их в песни без каких-либо модификаций или же обрабатываете их и превращаете в нечто определенно новенькое, прежде чем добавить в песенную структуру?

E: Это зависит от сэмпла. Обычно я использую очень короткие сэмплы, и поэтому никто не может узнать их. Также я часто использую эффекты, чтобы сделать сэмплы более подходящими моей музыке. На альбоме "Solex Vs. The Hitmeister" есть сэмплы, переигранные моими знакомыми музыкантами. Я сделала это, чтобы избежать проблем с авторским правом.

v: Вы находите большую часть вашего музыкального вдохновения в Прошлом, Настоящем или Будущем? Чувствуете ли вы себя комфортно, проживая на стыке двух тысячелетий?

E: В Настоящем я использую Прошлое, чтобы создать Будущее. Меня не волнует проблема перехода в следующее тысячелетие. По крайней мере, пока мой компьютер функционирует и самолеты продолжают летать...

v: Вы считаете музыку SOLEX развлекательной, easy listening музыкой?

E: Она развлекательная, но не легкая. Я понимаю это. Некоторые песни имеют трудные ритмы и структуры. Но музыка SOLEX в отличие от метала, гранджа или кроссовера не слишком востребована.

v: Вы не могли бы нарисовать портрет поклонника музыки SOLEX?

E: Арт-студенты, геи и технологические фрики. Также среди фанатов много музыкантов.

v:...Вы прогуливаетесь по оживленной улочке европейского города и заворачиваете в маленький клуб... где слышите песню SOLEX... Что вы себе скажете в этот момент?

E: "Нет!!! Только не ЭТО!!" Честно говоря, когда это произошло со мной в последний раз, то я даже не узнала свою песню... Кто-то похлопал меня по плечу и сказал: "Эй, это SOLEX... опять".

v: У вас есть группа SOLEX, вы заботитесь о кошке по прозвищу Solex, а есть ли у вас план купить настоящий мотороллер Solex?

E: Я жду, когда завод Solex подарит мне и группе мотороллеры Solex!! Они ведь получают благодаря нам много бесплатных упоминаний в прессе и на телевидении.

v: Каковы ваши отношения с другими артистами Matador Records: как между близкими друзьями или просто как между партнерами по лейблу?

E: Матадоровские группы постоянно пересекаются между собой на фестивалях, во время турне или в офисах компании. Я никогда не видела среди участников матадоровских команд придурков или сук. CORNELIUS - очень хорошие люди, они такие милашки. Shan из CATPOWER - куколка. SLEATER KINNEY, YO LA TENGO, ребята из THE FUCK - все они классныеl!!!

v: Какие надежды вы возлагаете на альбом "Pick Up"?

E: Хотелось бы продать побольше копий альбома, чтобы получить больше денег для турне и инвестиций в мою студию. Я бы хотела пожить некоторое время в Нью-Йорке, открыть там хорошенький секонд-хэнд CD-магазинчик...

v: Большое спасибо за интервью. И напоследок еще один вопрос: продолжите, пожалуйста, фразу: "Мужчины -..."?

E: The Men are Plural!!


Дискография SOLEX: CD "Solex vs. The Hitmeister" (1998, Matador Records), CDS "Solex All Licketysplit" (1998, Matador Records), D-EP "Randy Costanza" (июнь 1999, Matador Records), CD "Pick Up" (сентябрь 1999, Matador Records)

DJ Commando LABELLA

© 2005 музыкальная газета