обзор


В Черном
Хорс

(p) 1992 студия Водолей

8tks/35mins


Если тщательно порыться в глубинах постсоветского "Магнитоиздата" (чем, собственно, и занимается ваш покорный слуга), можно найти немало суперинтересного, сверхнеобычного, экстраординарного.

К числу таковых относится альбом дуэта В ЧЕРНОМ (ныне проект ЛАЙДА) в составе Оксаны Григоренко (музыка, акустическая гитара, вокал) и Насти Белокуровой (тексты), названный по имени языческого бога Солнца. "Очень удивительная судьба у этого альбома оказалась, - вспоминают участницы проекта. - Записывали мы его на студии в Южноукраинске (Николаевской обл. - Прим. авт.) ночью, летом 92 года... "Хорс" был популярен в местных кругах. Но в 93 году был украден вместе с вещами из камеры хранения на вокзале города Москвы. Больше мы о нем ничего не слышали вплоть до того времени, как он появился у Кати Борисовой (обозреватель журнала "FUZZ". - Прим. авт.)". Одна из копий записи оказалась у главного редактора южноукраинского самиздатовского рок-альманаха "Идиллия" Игоря Кириенкова и была им переслана автору настоящих строк.

Творчество данного проекта убедительно опровергает высказывание Мандельштама "Искусство живет ворованным воздухом": проводить какие-либо аналогии бесполезно. Да и незачем. По сути, сей проект является типичным представителем романтического направления в русском роке 90-х гг. Погружение в сферу сказочно-фантастических образов, заимствованных из фольклора, их трактовка в лирико-психологическом аспекте, ярко выраженное эмоциональное начало - все эти качества позволяют говорить о проекте как о продолжателе романтических традиций в искусстве. Показательны и выразительные средства: безраздельное господство минорного лада, что целиком и полностью отвечает общему настроению альбома, свободная трактовка музыкальной формы, определяемая смысловым содержанием, динамические и темповые изменения, использование речитативно-декламационных оборотов и цезур (коротких пауз для взятия дыхания), как бы разрывающих сплошную ткань фразы, - все это способствует более полному и глубокому раскрытию художественного образа. Интонационными истоками в музыкальном плане, очевидно, послужили русский фольклор и городской бытовой романс. При этом Оксана никоим образом не прибегает к прямому цитированию: ей удается создавать мелодии, по складу близкие к народным.

Отдельно следует сказать и о другом важном слагаемом композиций - текстах. Настя Белокурова населила свою поэтику образами, не лишенными мистики. Для нее характерны необычайная музыкальность самого стиха, мастерское оперирование архаизмами, экспрессивно-эмпатийное отношение к героям. Автор демонстрирует превосходное владение искусством метафоры и эпитета.

Общо стилистику "Хорса" можно определить как сплав фолка и авторской песни. Но после первого же прослушивания альбома убеждаешься в недостаточности и поверхностности такой характеристики. Каждая композиция имеет свою конкретную жанровую определенность: например, "Бес" и "Охота" - сложные баллады, по уровню выразительности и психологизма сопоставимые разве что с шубертовскими. Эпическое, драматическое и лирическое начала выступают здесь в органическом единстве, давая неограниченную свободу для полета творческой фантазии. "Сказка" - сложное композиционное построение повествовательного склада, в котором проявились тончайшие колористические находки - неожиданные тональные переходы и аккордовые сопоставления как средства, с максимальной полнотой передающие смену эмоциональных состояний. "Колотлива дорога" - великолепный романс-элегия, отличающийся широко распевной мелодией с мягко округленными фразами. По настроению он очень близок знаменитому вальсу из первой симфонии П. И. Чайковского "Зимние грезы" и романсу "Зимняя дорога" Г. В. Свиридова/А. С. Пушкина. Композиция "Из-за лесу..." построена по принципу контрастности: ее первой части, дающей обрисовку зимней природы, противопоставлена вторая, предопределяющая неизбежность конца зимы; в заключительном эпизоде оптимистический образ приближающейся весны обретает черты реальности. Обращают на себя внимание средства драматургической выразительности - общее нарастание звучности, расширение диапазона мелодии, ускорение темпа. "Мельница" представляет собой удивительное по необычности и красоте сочетание жанровых черт романса, элегии и баллады. "Леший" - трогательный, взволнованный, душещипательный рассказ о трагической судьбе лесного духа, проникнутый горячим сочувствием авторов к главному герою. Заглавная песня "Хорс" привносит элемент патетической приподнятости и звучит как бы финальным жизнеутверждающим аккордом ко всему альбому.

Нельзя не отметить и прекрасный вокал Оксаны Григоренко, и ее навыки игры на гитаре, благодаря которым аккомпанемент не сводится лишь к простому сопровождению, а служит еще одним важным драматургическим средством. И, конечно же, камерность исполнения: в "электрическом" варианте эти композиции просто не прозвучали бы.

Томас Стернз Элиот как-то сказал: "Стихи должны нравиться до того, как мы понимаем, о чем они говорят". То же самое можно, не впадая в преувеличения, сказать о песнях Оксаны и Насти. И хочется искренне верить в то, что "Хорс" еще выдержит не одно официальное издание и несомненно будет замечательным подарком всем думающим людям - ценителям Настоящего Искусства!

Г. Шостак

© 2005 музыкальная газета