статья


Petty, Tom
Без жалости к сердцам и гитаре

mg91809.jpg (12298 bytes)

Как и многие другие дальновидные американские рок-группы, которые были уверены, что их молодая родина еще не доросла до правильного восприятия их музыки, TOM PETTY AND THE HEARTBREAKERS начали свою блистательную карьеру с завоевания старушки Европы. Расчет оказался правильным, и вскоре весь мир рукоплескал новым героям рок-н-ролла. Когда это впервые случилось, вашему покорному слуге было каких-то 2-3 года, но я все-таки попытаюсь охватить все ключевые моменты развития карьеры Тома Пэтти и его товарищей (пусть даже со слов других), потому что уверен: хорошую качественную музыку никогда не поздно услышать и оценить.

Поворотным моментом в своей жизни Том Пэтти (Tom Petty, р. 20.10.1953 г. в Гэйнсвилле, Флорида) всегда считал свое знакомство с божественной музыкой Элвиса Пресли, впервые услышанной им в кинофильме "Follow That Dream" (1962). Уже потом он стал отъявленным битломаном (в период "британской оккупации" американских чартов) и с 13 лет играл на гитаре, которую мама специально заказала для него по каталогу "Sears", в школьно-гаражной команде EPICS, чья любовь к битлам воспринималась ребятами слишком серьезно (они подражали ливерпульской четверке буквально во всем).

После окончания школы вместе с гитаристом Майком Кэмпбеллом (Mike Campbell, р. 1.02.1954 г. во Флориде), с которым его связывало общее увлечение творчеством Брайана Уилсона, Вуди Гарти, THE BYRDS и Боба Дилана, Пэтти организовал свою собственную группу под названием MUDCRUTCH. Ребята в равной степени использовали каверы и собственный материал, так что очень скоро они стали одними из самых популярных рок-коллективов Флориды. Когда же рубашка бродячих музыкантов стала им мала, они приняли стандартное на старте карьеры решение: в 1973 году, забив под завязку различным хламьем, жратвой и выпивкой свой вэн, с 37 долларами на всех они отправились в Оклахому (в город Тулса), где один не самый именитый, но все-таки лейбл (Shelter/ABC Records, выпускавший на то время альбомы STEPPENWOLF и THREE DOG NIGHT) худо-бедно пообещал им контракт, после того как их начальству понравилась кассета с демо MUDCRUTCH, записанным ребятами в гостиной родительского дома Тенча. А когда офис Shelter переехал в Лос-Анджелес, MUDCRUTCH поплелись за ним. Не понятно только, когда Пэтти успел жениться на своей Джейн (кстати, сейчас у них уже две довольно взрослые дочки Ким и Адрия).

Но первое же коммерческое фиаско сломало парней. После провала их дебютного сингла "Depot Street" группа рассыпалась, и следующие несколько лет Пэтти шлифовал свои новые песни вместе с автором и исполнителем Леоном Расселом и продюсером Денни Корделлом. Его прекрасное владение гитарой и живой интерес к кантри, фолку и блюзу родили тогда на свет то, что впоследствии стало его фирменным стилем.

MUDCRUTCH воссоединились (практически в том же составе с несколькими новичками) в Лос-Анджелесе в 1975 году и взяли себе новое название THE HEARTBREAKERS. В состав вошли гитаристы Том Пэтти и Майк Кэмпбелл, клавишник Бенмонт Тенч (Benmont Tench, р. 7.09.1954 г. в Гэйнсвилле), ударник Стэн Линч (Stan Lynch, р. 21.05.1955 г. в Гэйнсвилле) и басист Рон Блэйр (Ron Blair, р. 16.09.1952 г. в Мэкон, Джорджия), которого в 1982 году заменил Хови Эпстейн (Howie Epstein) из Милуоки. Как фронтмен своей группы и вокалист а-ля Роджер МакГуинн Пэтти смотрелся здорово. Его никогда и никто не называл красавчиком, но в обаянии ему не было равных. На Shelter это прекрасно понимали и побыстрее засунули ребят в студию, чтобы уже в 1976 году выпустить их дебютный одноименный альбом.

"Tom Petty & The Heartbreakers" не смог впечатлить Америку с первого захода по двум причинам. Во-первых, их сразу же приняли за панков (кожаные куртки и короткие, но громкие песни), которых американцы, мягко говоря, недолюбливали, глядя на то, как SEX PISTOLS измываются над британской королевой. А во-вторых, их малюсенький лейбл даже при всем своем желании не смог бы устроить ему достойную раскрутку. И кто знает, попали бы когда-нибудь они в эфир лос-анджелесских радиостанций, если бы не благоволение некоего Джона Скотта, промоутера ABC Records, которому очень понравилась их дебютная работа.

Группа высадилась в Старом Свете, где все, что похоже на THE BYRDS и THE BAND, обязательно находило своих поклонников, в конце того же года и привезла домой необходимый задел бурных оваций и лестных отзывов об альбоме и их модной европейской рок-формуле, чего с избытком хватило, чтобы растормошить спящие Штаты. И уже через год их переизданные синглы "Breakdown" (без нее и поныне не обходится ни один концерт Пэтти) и "American Girl" (которую Пэтти посвятил своему кумиру МакГуинну с его знаменитым "Рикенбакером" и которую Роджер услышал по радио и подумал, что это его собственная песня, но он про нее забыл) и сам альбом получили совершенно другие оценки.

Того же они надеялись достичь и со своим вторым диском "You're Gonna Get It", но их ждало еще одно разочарование в своих соотечественниках, которые опять же в отличие от европейцев (а там альбом стал "золотым") не захотели слушать смесь новой волны и классического американского рок-н-ролла Западного побережья "Listen To Your Heart" и "I Need To Know", новых синглов группы. Проблем также добавила продажа Shelter Records крупному лейблу MCA Records, который стал активно вмешиваться в творческий процесс TOM PETTY AND THE HEARTBREAKERS (TPATH). Пэтти не раз открыто возмущался на этот счет, и вскоре состоялось судебное заседание по вопросу расторжения их контракта. После долгих разбирательств судьи присудили победу Тому и его группе, которая из-за скудного финансирования оказалась банкротом, и ребята (скорее всего дабы насадить кровожадному монстру звукозаписывающего бизнеса) решили пошутить и подписали контракт с Backstreet Records, лейблом, чьи записи распространял MCA.

Их третий альбом "Damn The Torpedoes" записывался по-прежнему в безденежье, но благодаря его мультимиллионному продажному успеху и феноменальной живучести в хит-парадах (его смогли сбросить только PINK FLOYD сами знаете с чем) Пэтти и Ко не только получили приличные деньги за прекрасно выполненную работу, но и вышли на мировой уровень популярности. А в самих США их доморощенный неокантри-рок поствьетнамской и уотергейтской тематики получил наконец заслуженное признание.

Однако суперзвездность не избавила ребят от очередных распрей с MCA, когда их дистрибьюторы попытались содрать с их поклонников на доллар больше за каждую копию их следующего диска "Hard Promises" (9,98 долл. вместо обычных 8,98). Фанаты Пэтти выступили с протестом в ответ на такую спекуляцию, а сам Том чуть было не изменил название этого альбома на "8,98" (пусть попробовали бы они тогда продать его за большую цену!), но MCA вовремя отступил.

"Hard Promises" и его последователь "Long After Dark" были чуть похуже "Damn The Torpedoes", но их продажи держались на хорошем уровне. Пэтти и его команда одними из первых попали на MTV со своим концептуальным (в стиле "Безумного Макса") видеоклипом "You Got Lucky", а в 1981 году Том исполнил дуэтом со Стиви Никс композицию "Stop Draggin' My Heart Around", видеоролик которой также имел большой успех на новом кабельно-спутниковом музыкальном канале. Кроме того, Пэтти был в числе тех людей, которые вдохновили легендарного Дэла Шэннона вернуться на сцену, и продюсировал его альбом "Drop Down And Get Me".

После мирового турне 1983 года TPATH взяли долгожданный творческий отпуск, в течение которого Том разрабатывал концепцию для своего первого сольного альбома о тех местах, где он вырос, что в конечном итоге превратилось в шестой студийный альбом его группы. Остальные работали в различных студиях вместе с Бобом Диланом, Доном Хенли и EURYTHMICS. Труднее всего было вновь собраться вместе в студии Пэтти, которую он оборудовал прямо в своем доме. "Southern Accents" долгое время переписывался. Однажды после прослушивания очередного варианта раздосадованный Том со злости вмазал по микшеру и затем еще ударил кулаком в стену. Бедные его косточки! Они, конечно же, не выдержали, и ему пришлось долгое время носить железные пластины-"смычки" для того, чтобы правильно срослось. Казалось, что карьере гитариста Тома Пэтти пришел конец, но наш герой все-таки оправился, и то, что он сочинил, стало феноменальным автобиографичным альбомом. Критикам ничего другого не оставалось, как признать, что Пэтти не просто добрый старый рокер...

TPATH a очередной раз подтвердили свой высший класс концертных выступлений летним турне, во время которого они отыграли несколько раз на филадельфийской сцене благотворительного рок-марафона "Live Aid" (в том числе вместе с Бобом Диланом на "Farm Aid"), и выпустили двойной концертник "Pack Up The Plantation (Live)" a комплекте с длинноформатным видеофильмом. В том же 1985 году неизвестные спалили дом Тома Пэтти.

Неожиданно сотрудничество с Диланом продолжилось для Пэтти, когда он стал главным приглашенным музыкантом во время дилановского мирового турне 1986 года. Том написал несколько песен в дуэте с Бобом и играл на его альбомах. Взамен Дилан стал соавтором композиции "Jammin' Me", которая вышла на следующем альбоме TPATH "Let Me Up (I've Had Enough)". В этой работе можно было увидеть Пэтти таким, какой он есть на самом деле. Как и Пол МакКартни, Стиви Уандер и Принц, Том предельно открыт перед слушателем, когда рифмует свои эмоции, и это очень редкое качество.

Тем не менее "крушители сердец" и их лидер вновь подошли к той черте, когда следовало бы передохнуть (об этом красноречиво свидетельствовало название альбома), что они и сделали. Вот тогда-то и родился один из самых звездных рок-проектов всех времен и народов под названием TRAVELING WILBURYS, собравший вместе Боба Дилана, Роя Орбисона, Джорджа Хариссона, Джеффа Линна и Тома Пэтти. Идея супергруппы была зарыта в земле до тех пор, пока обстоятельства не вынудили этих знаменитых людей собраться в одном месте.

Шел 1988 год, и Джордж Харрисон, открывший продюсерский талант фронтмена ELO технически более продвинутого Джеффа Линнна и записывающий вместе с ним свой новый альбом, искал свободную территорию для репетиций. Ничего подходящего, кроме как гараж Боба Дилана, ему найти не удалось, а туда часто наведывались Том Пэтти и Рой Орбисон. Так получилось, что большинство из них на тот момент валяли дурака, и к великой радости поклонников рок-н-ролла они решили объединиться под вывеской TRAVELING WILBURYS, каким-то сверхъестественным образом договорившись о разграничении обязанностей и делении ролей. Сольник Хариссона как-то незаметно превратился в их дебютный платиновый диск "Volume I", а через два года вышел их второй альбом, не менее платиновый, мистически названный альбом "Volume III" (после чего фэны категорично, но в шутку потребовали выпустить пропущенный "Volume II"), но уже, естественно, без Роя Орбисона, который умер от сердечного приступа незадолго до начала студийной работы. Тот факт, что Пэтти на равных правах работал с рок-легендами, которые были на два поколения его старше, говорил о его бесспорном таланте.

Между двумя альбомами TRAVELING WILBURYS, как в сэндвиче, оказался столь долгожданный первый сольник Тома "Full Moon Fever", a записи которого ему помогал Майк Кэмпбелл (альбом сводился в его гараже ко всему прочему), а продюсировал работу Джефф Линн. Все получилось прекрасно у этой команды (разве что сказывалось остаточное влияние WILBURYS на Тома). Композиции подчеркивали индивидуальность Пэтти как сольного исполнителя. Благодаря трем потрясающим синглам "I Won't Back Down", "Runnin' Down A Dream" и особенно "Free Fallin'" диск продержался 34 недели в первой десятке "Биллборда" и стал трижды платиновым.

Подобный успех ожидал и новый альбом "Into The Great Wide Open" отдохнувших друг от друга TPATH e сыгранной продюсерской команды Пэтти/Кэмпбелл/Линн, хотя приятная спонтанность, которая сопровождала все последние альбомы с участием Пэтти (без THE HEARTBREAKERS), куда-то исчезла. Его заглавный трек в доходчивой форме раскрывал секреты раскрутки звезд по-американски (если помните, в видеоклипе к нему раскручивали Джонни Дэппа), а второй сингл "Learning To Fly" Том написал под впечатлением от военных действий в районе Персидского залива. В том же 1991 году в продаже появился новый видеофильм "Take The Highway", запечатлевший отрывки из двух самых крупных концертов, которые дали TPATH a Ieeaiaa e ?aii, и пути музыкантов вновь разошлись после того, как в 1993 году они окончательно рассчитались с MCA альбомом своих лучших вещей с двумя новыми песнями "Mary Jane's Last Dance" (в клипе Пэтти танцует с трупом Ким Бэсинджер) и "Something In The Air" (кавер THUNDERCLAP NEWMAN), который только в Штатах был продан тиражом более четырех миллионов экземпляров.

Том Пэтти подписал новый контракт с Warner Bros. и в 1994 году записал свой второй сольник "Wildflowers", который вместе с Пэтти и Кембеллом продюсировал знаменитый Рик Рубин. Этот альбом получился наиболее самодостаточным из всех работ Тома и вновь вернул музыке Тома некую интимность, присутствовавшую в его ранних произведениях и утерянную в конце 80-х и в период сотрудничества с Линном. "It's Good To Be King" и "You Don't Know How It Feels") помнят, надеюсь, все, и в целом второй альбом Тома был выдержан в такой же полуакустической манере с сохранением всех традиций хороших рок-балладных записей. Он был продан трехмиллионным тиражом.

Появившийся в следующем году ретроспективный бокс-сет на шести компакт-дисках мог ввести в замешательство любого поверхностного любителя TPATH, знавшего их только по синглам. Команда Пэтти убила наповал таких поклонников, продемонстрировав свою приемлемость едва ли не всех музыкальных стилей, где гитара находится в своей тарелке, во многом благодаря тому, что только половина из всех 92 треков, оказавшихся на "Playback", выходила на их предыдущих альбомах, а 27 песен вообще никто никогда не слышал.

В тандеме с этим объемным сборником ребята представили на суд зрителя длиннющий видеофильм со всеми (!!!) клипами, которые они когда-либо снимали (от "Here Comes My Girl" 1979 года, когда не было MTV и подобным ему каналов, до "Into The Great Wide Open" 1991 года и "Mary Jane's Last Dance" 1994 года, который был назван "Best Male Video" на церемонии награждения "1994 MTV Video Music Awards").

Возрождение TPATH состоялось в 1996 году, когда Пэтти потребовалась помощь его товарищей во время записи звуковой дорожки к кинофильму Эдварда Бернса "She's The One" с участием Дженнифер Анистон. С одной лишь заменой (Стэна Линча на Стива Ферроне) ветеранам мелодичного пауэр-рока удалось получить от записи саундтрека столько удовольствия, как никому другому, и, как многие отмечают, он стал полноценным альбомом группы. Это и неудивительно, ведь за свою 25-летнюю карьеру они никогда не занимались столь специфической музыкой! Может быть, только поэтому пять из пятнадцати оказавшихся на диске песен вы не услышите по ходу фильма (оригинально, не правда ли?!). Девять из них являются полновесными песнями, остальное - короткие инструменталки, фоны и каверы Люсинды Уиллиамс ("Change The Locks") и Бека ("Asshole").

Что же касается нового альбома TOM PETTY AND THE HEARTBREAKERS "Echo", который появился в продаже в середине апреля, то, мне кажется, столь мощного и одновременно сенсуального рок-н-ролла мы вряд ли еще услышим в этом году. Спродюсированный Пэтти, Кэмпбеллом и Рубином, этот диск открыл новые грани таланта одной из самых влиятельных рок-групп последнего двадцатилетия и продолжил ее славные традиции, которые всегда строились на честности и прагматизме.

А в заключение я хочу сказать, что деятельность Тома Пэтти и его коллег никогда не заканчивалась аренами, студией и клубами. Они активно участвовали в благотворительных акциях в поддержку ветеранов Вьетнама, больных СПИДом и поддерживали деятельность "Гринпис" (в 1989 году Пэтти отказался выступать в Нью-Джерси, когда местные власти запретили "зеленым" установить большой агитационный плакат в фойе зала и им пришлось умерить свою прыть, после чего концерт все-таки состоялся). И вообще они классные человечные парни с открытым сердцем и многогранным талантом. За все это 28 апреля 1999 года альбома TOM PETTY AND THE HEARTBREAKERS получили собственную звезду на "Алее Славы" в Голливуде и стали 2133-ми в общем списке знаменитостей, которые были удостоены подобной чести.

Дискография
1976 "Tom Petty & The Heartbreakers" 1978 "You're Gonna Get It" 1979 "Damn The Torpedoes" 1981 "Hard Promises" 1982 "Long After Dark" 1985 "Southern Accents" 1985 "Pack Up The Plantation (Live)" 1987 "Let Me Up (I've Had Enough)" 1989 "Full Moon Fever" (Том Пэтти соло) 1991 "Into The Great Wide Open" 1993 "Greatest Hits" 1994 "Wildflowers" (Том Пэтти соло) 1995 "Playback" (6CD box-set) 1996 "Songs And Music From The Motion Picture 'She's The One'" 1999 "Echo".

Андрей БАРАНОВСКИЙ

© 2005 музыкальная газета