статья


DJ Янис
Первый ди-джей Союза

- Звания "первого" я удостоился потому, что был первым на территории СССР, кто встал за вертушки, которыми до сих пор пользуются ди-джеи. Это было в 1988 году, а до этого, с 1979 года, я ди-джействовал другими известными способами. С 1979-го я играл музыку на бобинах, в конце 80-х годов, когда начал спадать "железный занавес", я познакомился со способами ди-джействования на Западе и с тех пор играю на пластинках. Хотя, знаешь, у меня в жизни был переходный период: в результате бурного вхождения в обиход технологии компакт-дисков, возможности записи на CD, я стал работать на них, и это дало большой прорыв, так как появилась возможность использовать дорожки, которые до этого не использовались. Я много играл российской танцевальной музыки в то время. Но все дело было в том, что технология игры на компакт-дисках развивалась столь стремительным образом, что работать с компакт-дисков стало дурным тоном, поэтому пришлось вернуться к пластинкам, хотя я ощущаю, что очень не хватает именно российской танцевальной музыки.

- Для вас есть понятие моды в музыке? Вы стремитесь играть модно?

- Каждый период времени определяется какой-то модой, хотя ди-джейский почерк сохраняется неизменным на протяжении многих лет. Это можно сказать о ди-джее Груве, например, о ди-джее Компасе, о тех, кто начал давно играть. Я узнаю их почерк сразу, и мне не нужно видеть, кто стоит за пультом, я узнаю их стиль сразу.

- Вашу манеру кто-то перенимал?

- Грув меня называет своим учителем, многие ди-джеи старшего поколения признаются в том, что были обворожены моей манерой играть на вертушках. Они смотрели, присматривались, интересовались и впоследствии сами становились ди-джеями.

- У вас есть своя школа?

- Была ли идея организовать свою школу? Нет, не было. Ведь я сам нигде не обучался, схватывал все на лету, и остальные ди-джеи тоже нигде не обучались и схватывали все на лету. С этой точки зрения школа не нужна. Но действительно у человека должны быть какие-то способности: умение ощущать музыку, умение ощущать настроение людей в зале. А остальное уже дело техники.

- А то, что вы были первым...

- Ну, это накладывало определенную ответственность. За мной следили, длительный период времени я являлся в своем роде законодателем моды, стилистики, и до сих пор ди-джеи старшего поколения с удовольствием приходят на мои гастроли в Москве. Старшее поколение приходит послушать, что же Янис сейчас играет, ведь мне нечасто приходится ездить в Москву по определенным причинам. Но и я, конечно, тоже с удовольствием слушаю, как играют старики. В их манере играть и в их музыке можно открыть много новых идей и много новых направлений. Ди-джей своей игрой отображает уровень потребности в данный период времени. Можно не знать, что сейчас происходит в Москве, но можно послушать пару-тройку ди-джеев, чтобы узнать, что происходит в Москве, Питере, другом городе.

- Что для вас заключается в понятии "стиль"? Что важнее - подбор пластинок или способы их микширования?

- Конечно, подбор пластинок важнее, потому что микширование здесь - это дело техники, то есть это не играет существенной роли. Дело в том, что ди-джей является не только личностью, отыгрывающей пластинки, но и тем инструментом, который преподносит музыку авторов потребителю. Является связующим звеном, и от того, как он работает, как он преподносит музыку, зависит, как люди воспримут композиции авторов, и наоборот. Ди-джей в своем роде является катализатором.

Катя МАЙ

© 2005 музыкальная газета