Ur'ia
Космополит с любовью к Родине


"Худрук ПАЛАЦА Юра Выдронак ушел из группы. Он больше не сотрудничает с КРЫВI. У него собственный проект".Наслушавшись таких сплетен и внутренне содрогаясь от предстоящей встречи с этим "неуживчивым эгоистом", звоню с просьбой об интервью. Получаю согласие и приглашение зайти... в один из кабинетов Белорусского университета культуры, где размещается студия минской группы ПАЛАЦ. "Как, разве бурные волны шоу-бизнеса не раскидали весь дворец по кирпичикам?" - думаю, уже считая ступени. У-у, все оказалось гораздо интереснее!

- Покайся, на кого ПАЛАЦ покинул?

- Я не группу покинул, а сцену. То есть иногда я работаю на сцене, но чаще - и в особо ответственных местах - сам сажусь за пульт отрегулировать звук. Так что с группой все в порядке. Вот только что мы приехали из Литвы: есть такой Каунасский фестиваль новых направлений фольклора. Принимали нас почти как BEATLES. Первые два дня в закрытом фестивальном зале народ сидел. На ПАЛАЦЕ он поднялся. Не говоря уже про условия: номера-люкс, каждый вечер ужин, переходящий в завтрак...

(Я украдкой обернулся: на доске за спиной вразброс написаны города и даты. Достойный списочек, надо сказать, - с десяток белорусских концертов и просто так и на фестивалях, Калининград, Польша, где-то летом даже (сплюньте!) Штаты...).

У ПАЛАЦА сейчас больше гастролей, чем несколько лет назад. Есть такое понятие "энергетическая ценность". У многих музыкантов с возрастом, со стажем группы энергетика теряется. Много альбомов, много музыки, а когда смотришь концерт, то видишь - что-то уже не то, не так. В нашем случае, по крайней мере пока, все по-другому. С опытом работы наша энергетическая ценность улучшается. Я думаю так хотя бы потому, что наша энергетика понятна всем. Ее, ну и нас, конечно, всегда хорошо принимают.

- И что, за всю историю группы не было ни одного "мертвого" концерта?

- Совсем "мертвого" ни одного. Другое дело, было одно выступление, атмосфера которого не понравилась нам самим. Это был концерт в Люблине, как раз в тот день, когда Россия ввела войска в Чечню. Нам вежливо хлопали, но прием был холодный...

- Дотошные критики подсчитали, что у ПАЛАЦА выходит по альбому в два года. Последний - "Дорожка" - был в 97-м...

- Да, ПАЛАЦ сейчас пишет новый альбом, абсолютно непохожий на то, что было сделано до этого. Это полностью live-альбом с очень интересной спецификой. До этого мы много пользовались сэмплерно-секвенсорной поддержкой. Я не считаю, что это плохо, это здесь у нас такая местечковая традиция. Журналисты принимают работу электроники за фонограмму. Мне это напоминает истории с деревенских свадеб, на которых каждый из нас играл раньше. "Древние" ревербираторы были ленточными. И вот этот ревер крутится, а какой-нибудь местный - рога в землю - подходит, видит это и заявляет: "О, яны ж пад фанаграму играюць!" Разгадал тайну.

Вот для DEEP FOREST или для ENIGMA сэмплеры - это что? Необходимость, единственный выход? Это же сама музыкальная ткань, сам материал. Представляю, что бы с ними сделала наша пресса при таком местечковом подходе... Мало того, что наши журналисты никуда не ездят, так они еще и не разбираются в особенностях работы современного музыканта. Из-за этого приходится выслушивать массу глупых вопросов.

- Ну я-то тебе глупых вопросов не задаю. Давай поговорим о вещах умных и достойных. О группе КРЫВI, например...

- "В твоих речах я ощутил насмешку"... Эта тема для меня не больная, как многие думают, а закрытая. Что-то неосторожное промелькнуло в одном из моих предыдущих интервью, так что в ближайший год я не стану распространяться по поводу КРЫВI.

- Да мне сто лет не нужно знать, в какой именно момент к тебе пришло решение оставить КРЫВI! Настолько же мало интересуют финансовые вопросы, из-за которых обычно и начинаются разлады. Мне бы даже не про саму группу, а про ее идею послушать...

- Тогда начинать надо не с КРЫВI. Дело в том, что идея создания ПАЛАЦА была идеей не одной группы, а некоей субстанции. Люди приходят и уходят, на этой базе создаются какие-то еще проекты... Все эти эксперименты происходят, конечно, в области модернизации фольклора. Это не просто выезд на гастроли - заработать денег и разойтись. Это экспедиции за фольклором, это какая-то аура, общение с другими музыкантами. Все это просто выходит за рамки одной группы. Я считаю, что это хорошо... (Короткий обоюдный смешок). Группа КРЫВI тоже создавалась на базе ПАЛАЦА - может быть, как наиболее значительный концертный проект. И до сих пор у нас продолжается если не совместная работа, то общение. Ведь просто так ничего не рвется, если была заложена хорошая серьезная основа. Рвется либо по форс-мажорным обстоятельствам, либо когда это было изначально плохо сделано.

- Форс-мажор в твоем понимании - это что?

- Наверно, бомбежки НАТО... Кстати, по поводу финансов. Здесь прямая зависимость. Больше денег - больше возможностей реализовать себя. Какие-то проекты, новую музыку. Зависимость самая прямая. Больше денег - можешь записаться не в Минске, где почти нет нормальных студий, а, скажем, в Мюнхене. Меньше денег - сам понимаешь...

- То есть ты утверждаешь, что бухгалтерия не способна повлиять на отношения в группе?!!

- Мы - костяк ПАЛАЦА - начинали как друзья. В общем, ПАЛАЦ - это клуб. Клуб очень старых друзей, лет по десять-пятнадцать, а то и больше. Но каждый человек получает по жизни разную информацию. Это как в семье: со временем вкусы членов меняются, и другим надо их учитывать, чтобы нормально жить.

Творческие люди существуют как бы в двух измерениях. Обычная повседневная жизнь полна диссонансов (вот это да! Даже здесь влепил музыкальный термин! - М.И.), и ты должен делать так, чтобы не обидеть, не обмануть других. Кто-то живет рядом, и ему должно с тобой нравиться. Естественно, ты не всегда живешь как хочешь. А в искусстве я всегда делаю то, что я хочу. У меня нет рамок, нет обязаловки. Я делаю то, что мне интересно. Искусство - это пространство. К тому же я буквально чувствую, что ДОЛЖЕН это делать. Такое вот ощущение кармы... Это совсем нелегко, но это в кайф!

- Вот ты и "сдал" сам себя! Выходит, КРЫВI в какой-то момент стали для тебя обязаловкой?

- Когда люди расстаются, то причин всегда больше, чем одна. Честно говоря, у меня просто нет времени анализировать эту ситуацию.

- Наконец о том, что ты сейчас делаешь.

- Меня заинтересовала идея передвижения к нам много тысяч лет назад племен из Индии и Гималаев. Это очень древняя индоевропейская культура, которая трансформировалась в Древние Рим и Грецию, а кое-что дошло и до нас, до Великого княжества Литовского, и так далее. Я занялся более глубоким анализом и стал искать параллели из той древней культуры, нынешней культуры того региона и культуры всего мира. Я ищу перекрестки ладов, вывожу их философию и математику. Ведь по музыкальным ладам сегодня определенно можно сказать больше, чем по летописям. Музыка сохраняется гораздо дольше, и в одной песне могут поменяться пять-шесть языков, а лад останется.

- Это же труднейшая работа!!!

- Здесь профессионализм и знания сочетаются с интуицией, это очень долгий и сложный процесс. Но главный смысл не в работе, а в открытиях. Я когда-то работал с песнями южной Беларуси и параллельно слушал напевы румынских горцев. Я был поражен тем, что у песен одинаковый лад и много других общих признаков. Потом я узнал, что Великое княжество Литовское - под названием Стара Лютва - возникло примерно в одно время в очень разных местах, например, в Трансильвании и на нашей Новогрудчине. А следы индийского санскрита можно отыскать сегодня, в современных языках, в том числе и здесь у нас. Я в последнее время работал с очень многими культурами, в первую очередь восточными: тибетской, китайской, индийской. И с культурами горцев Европы.

- Это, надо понимать, выльется в альбом... Что ты сегодня можешь рассказать о нем?

- Впервые вещи на альбоме и в концертом исполнении будут кардинально разниться. Работа идет под псевдонимом, оставшимся от КРЫВI: Франц. Будет ли это ФРАНЦ + КАКОЙ-ТО ТАМ БЭНД - еще не знаю. Можно будет услышать и тибетские горны, и восточную перкуссию, и пение монахов, и санскрит, и египетские мелодии. Со всем этим будет пересекаться наша белорусская основа.

Альбом выйдет к осени, и не хотелось бы торопиться, потому что работа крайне интересная и сложная. Материал очень непростой. Быстро делаются только похожие друг на друга вещи. Если на альбоме будет ситар, то - я подумал - почему бы на концерте не сыграть то же на гитаре? То есть поискать новые звуки и формы исполнения. Не обязательно расписывать все по нотам или схемам. Надо чувствовать - духом, интуицией. Даже средний музыкант, если он загорится идеей, сможет создать что-то совершенно новое. Плюс ко всему я планирую вытянуть на сцену костюмы, которых еще никто не видел.

- Как давно идет работа? Есть ли у программы рабочее название?

- Сначала всегда создается рабочая идея, а потом приходит название. Возможно, чтобы оно не диктовало условий, не "подтягивало" музыку.

Воплощение проекта в звуки идет с прошлой осени. Частично - как краска, как дополнение - это было и в ПАЛАЦЕ, и в КРЫВI. А сама идея живет еще с детства, когда мне в первый раз приснилась удивительная музыка, которую я до сих пор пытаюсь воплотить...

Любой другой сказал бы, что у Юры конкретно поехала крыша. Я же шепчу: "Какие они молодцы!" и скрещиваю пальцы, чтобы у них все получилось.


Музыкальная газета. Статья была опубликована в номере 17 за 1999 год в рубрике музыкальная газета

©1996-2024 Музыкальная газета