Roots, The
Хип–хоп — и никакой «фанеры»!


Black Thought (Tariq Trotter) — вокал/тексты; ?uestlove (Ahmir–KhalibThompson) — ударные; Malib B (Malik Abdul–Basit) — вокал/тексты; Hub (LeonardHubbard) — бас–гитара; Kamal (Scott Storch) — клавишные; Rahzel The GodfatherOf Noyze — перкуссия, голосовые эффекты.

Как известно, хип–хоп с самого рождения игнорировал "живое"звучание. Негры, как правило, были людьми небогатыми и редко могли себепозволить купить профессиональную аппаратуру, кроме пары подержанных вертушек,посредственного микрофона и пары колонок. Но все–таки в истории "черной"музыки были примеры великих "живых" групп (например, STETSASONIC),в состав которых, помимо рэпперов, ди–джеев и танцоров, входили настоящиемузыканты. В 90–е годы таких групп мало, но они есть, и вы можете считатьсвои познания в современном рэпе недостаточными, не побывав на их концертах(между прочим, они всегда начинают их с нарезки самых крутых старошкольныхвайбов, чтобы детишки знали, откуда пришел рэп).

Встречайте — ярые противники "фанеры" и просто самая неординарнаярэп–команда THE ROOTS. Они начинали в 1987 году, когда у двух школьныхдрузей Black Thought и ?uestlove (они учились в Philadelphia High SchoolFor Creative Performing Arts) было огромное желание заняться рэпом, ноне было средств, чтобы приобрести ди–джейские аксессуары (даже "секонд–хэнд"–установки,микшер, микрофон и тем более пару десятков пластинок). Тогда они решилиработать под ударную установку ?uestlove и перерабатывать популярные раймытого времени, которые, кстати, в основном и строились на применении драм–машины(ERIC B. AND RAKIM "Eric B. Is President" и т.п.). Black Thoughtочень любил импровизировать речитативом, а его друг из очень музыкальнойсемьи (мать и отец ?uestlove играли в таких группах, как LEE ANDREWS иHEARTS) с двух лет барабанил.

На День святого Валентина в 1989 году они впервые выступили в своейшколе, а затем перебрались на улицы родной Филадельфии в надежде привлечьпобольше народу и заработать сотню–другую баков в день, исполняя A TRIBECALLED QUEST "Scenario", BLACK SHEEP "The Choice Is Yours"и другую уличную классику.

Познакомившись с басистом Hub и рэппером Malik B, они организовали рэп–группуFOREIGN OBJECTS (переименованную позднее в RADIOACTIVITY, затем в BLACKTO THE FUTURE и SQUARE ROOTS, а после проблем с одноименной рэгги–группойставшую просто THE ROOTS) и перебрались в клубы, где стали настоящим открытием,молва о котором донеслась даже до Нью–Йорка. Когда в 1993 году их группувыбрали представлять Филадельфию на специальном хип–хоповом концерте вГермании в рамках 22nd Moers Music Festival, THE ROOTS собственными силамирешили записать свой дебютный альбом для распространения его за границей.Они организовали лейбл–однодневку Remedy Records и записали альбом "Organix".Когда их прекрасно приняли в Германии и затем предложили участвовать впрестижном Montreaux Jazz Festival в Швейцарии, у ребят уже закончилиськопии их альбома, и это было самым приятным для них, потому что они впервыепочувствовали силу "живой" музыки, свою значимость и уже в каком–тосмысле авторитет в альтернативных рэпперских кругах.

По приезде на родину их ожидали внимание прессы и соперничество мэйджор–лейбловза возможность подписания контракта с ними. Победил Geffen Records, и вначале 1995 года на нем вышел первый официальный альбом THE ROOTS "DoYou Want More?" с саксофоном Стива Коулмэна и голосами знаменитойКассандры Уилсон и Shorty No Mas (прославившейся своим сотрудничествомс DE LA SOUL), после андерграундного триумфа которого Black Thought, ?uestloveи кампания поняли, что им, в общем–то, ни к чему ди–джейские аксессуары,о которых они так мечтали в прошлом. Их стиль и без того оказался вне конкуренциидля сэмплированного "мертвого" хип–хопа середины 90–х, а составвскоре дополнился клавишником Kamal и перкуссионистом–виртуозом RahzelThe Godfather Of Noyze, которые здорово отыграли на этом альбоме и успешнопроявили себя во время его обкатки (THE ROOTS, между прочим, выступалина второй по величине сцене фестиваля "Lollapalooza" летом 1995года).

Вообще их перкуссионист — это признанный феномен. В детстве он также,как и его будущие одногруппники, был слишком беден, чтобы купить музыкальныеинструменты, и потому его главным инструментом стал собственный рот. Занесколько лет Рахзел превратился в виртуозного вокального перкуссиониста(эту артистическую форму впервые представили легендарные Biz Markie и DougE. Fresh), и его услугами стали пользоваться такие гранды рэпа, как Coolio,Grandmaster Flash & THE FURIOUS FIVE и LL Cool J.

Примечательно, что диск "Do You Want More?" начинался с композициипод номером 18, что явно вводило в замешательство поклонников группы, длякоторых он стал первым знакомством с THE ROOTS, хотя те, кто знал о существовании"Organix" и его 17 композиций, сразу все поняли. Эти два альбомавзаимно дополняли друг друга и выдавали "на бис" джаз–фанк–рэпвысочайшего качества. Никто не мог обвинить этих негров в плагиате илив монотонности. И эта их универсальность была заложена еще в их названии,которое говорит, что им нравятся все музыкальные стили и направления, ипренебрегать одним во имя чистоты другого они не собираются (да от нихникто и не требовал выдавать сырой занудный хип–хоп под драм–машину, какэто было раньше).

Впрочем, по прошествии менее чем двух лет они доказали своим третьимальбомом "Illadelph Halflife", что необязательно в каждом предложенииупотреблять фразу в духе "keepin’ it real", достаточно простобыть органичными и последовательными, быть самими собой и помнить, откудаты пришел, уважать старых друзей. И первый сингл "Clones" (которыйпо сути стал первым большим хитом–гимном группы) с этого диска вчистуюзаткнул всех тех, кто не верил текстам этих нигеров. Здесь они рассказалио своем уличном детстве и отдали дань всем четырем элементам хип–хоп–культуры(ди–джеингу, графити, танцам и рэпу). После этой записи поклонники гангста–хардкори ритм–энд–блюза приняли их за своих, и вряд ли могло быть иначе. Над этимальбомом трудилась в поте лица вся семья THE ROOTS (Dice Raw, M.A.R.S.)плюс к этому Q–Tip (A TRIBE CALLED QUEST), голос которого слышен на треке"Ital (Universal Side)", Common Sense (ныне просто Common) на"Universe At War" и два парня из Филадельфии (Bahamadia на "PushUp Ya Lighter" и Scratch на "? vs. Scratch"), а также D’Angelo,Raphael (TONY! Toni! Tone!) и куча известных джазовых музыкантов.

Но время неумолимо течет, и в начале этого года THE ROOTS вновь появилисьв поле зрения со своим свежим опусом "Things Fall Apart", выпущеннымих новым лейблом MCA, и одним из гвоздей сезона новым синглом "YouGot Me" с Эрикой Баду.

Для этой весьма концептуальной работы ребята взяли название из одногоиз романов Чинуа Алчебе, главный персонаж которого — предприимчивый торговец,возвратившийся домой в Нигерию из длинного путешествия. Его народ принялхристианство, и теперь ему предстоит коренным образом изменить свое понятиео вере, что, несомненно, наложит отпечаток на всю оставшуюся его жизнь.THE ROOTS нашли в этой истории много схожего с развитием хип–хопа, которыйизменил сознание черного человека, где бы он ни жил (в Нью–Йорке, Лос–Анджелесеили Филадельфии). Негры стали интересоваться своими корнями (rootes) ипрославлять родные города в своих записях (в Филадельфии, кстати, родилосьочень много черных гениев: Schoolly D, Jazzy Jeff & The Fresh Prince,Cash, Tragedy, Marvelous, Steady B и THREE TIMES DOPE). Мир перестал дляних делиться только на черных и белых, богатых и бедных. Но все не могутбыть Джорданом!.. Каждый должен найти свое место в жизни...


Музыкальная газета. Статья была опубликована в номере 14 за 1999 год в рубрике музыкальная газета

©1996-2024 Музыкальная газета