статья


Springsteen, Bruce
Неисправимый американец



В 1974 году, сразу после того, как молодой Спрингстин выстрелил двумявеликолепными рок–альбомами, критик журнала "Rolling Stone" ДжонЛандау написал: "Я уже вижу будущее рок-н-ролла. Имя ему Брюс Спрингстин".Брюс тогда еще не был широко известен за пределами Штатов, но следующие20 лет в истории мировой рок–музыки действительно прошли под его диктовку.Он достиг уровня популярности короля пластики Элвиса Пресли и чудо–интеллектуалаБоба Дилана и сумел совместить в своем творчестве импульсивность и интеллигентность.Многие готовы поставить ему памятник только за альбом "Born In TheUSA", но настоящий Спрингстин гораздо глубже тех коммерчески ориентированныхзаписей, которые назовет каждый уважающий себя рок-н-рольщик при упоминанииоб этой легендарной личности.

Карьера этого замечательного во многих отношениях человека, которогофэны с незапамятных времен называют Боссом, всегда была построена на дикихконтрастах как в стилистическом плане, так и в плане качества и цельностиальбомов. Но, несмотря на все взлеты и падения, Брюс всегда был непредсказуемым.

Брюс Спрингстин родился 23 сентября 1949 года в городе Фрихолде (штатНью–Джерси) в семье среднего достатка. Как и миллионы подростков своеговремени, он болел рок–н–роллом с тех самых пор, когда Элвис впервые выступилна знаменитом телешоу Эда Салливана. "Когда мне было 9 лет, — вспоминаетБрюс, — я не мог себе представить человека, который бы не мечтал статьЭлвисом Пресли". Но такой человек существовал и, более того, каждыйдень общался с парнем. Это был его отец, который не только не хотел бытьЭлвисом, но также никогда бы не позволил своему сыну посвятить свою жизньслужению музыке. Их противостояние породило позже множество разнообразныхлегенд и очень долгое время питало вдохновение зрелого Брюса, в результатечего появились на свет не самые жизнерадостные его композиции "AdamRaised A Cain" (78), "Independence Day" (80) и "WalkLike Man" (87).

Наконец настал тот день, когда 16–летний парень организовал свою первуюгруппу под названием THE CASTILES, и Спрингстин–младший резво погналсяза своей мечтой. После непродолжительного периода обивания порогов "OceanCounty Community College", в стенах которого он впервые почувствовалсебя поэтом (журнал, который издавала библиотека колледжа, даже напечатална своих страницах несколько его стихотворений), Брюс менял команду закомандой (EARTH, STEEL MILL, DR. ZOOM & THE SONIC BOOM), снискав славуэдакого Джими Хендрикса из Нью–Джерси, перед тем как собрать BRUCE SPRINGSTEENBAND — прообраз будущих E STREET BAND (группа была названа в честь улицыв городке Белмар в Нью–Джерси, где они репетировали в доме родителей клавишникаДэвида Саншеса), с которыми он выступает и поныне.

В 1972 году его чуть было не забросила судьба на Запад (в Калифорнию),куда переселилась его семья, но увлеченный любимым делом Спрингстин вернулсяна Восточное побережье к старым друзьям и подписал пробный контракт с малоопытным,но перспективным, как все о нем отзывались, музыкальным продюсером, менеджероми текстовиком Майком Эппелом (Mike Appel), которому помогал его партнерДжим Критекос (Jim Cretecos). С помощью Эппела он получил аудиенцию у легендарногоадминистратора лейбла Columbia Records Джона Хаммонда (John Hammond), тогосамого Хаммонда, который когда–то открыл талант Боба Дилана и обессмертилсвой лейбл, обеспечив его контрактом с одним из влиятельнейших музыкантовХХ века. На самом деле Хаммонд на дух не переносил Эппела, но Брюс емуочень понравился, и на Columbia решили подарить миру еще одного Дилана.

Впрочем, Спрингстин оказался строптивой лошадкой и отказался записыватьсвой дебютный альбом "Greetings From Asbury Park, New Jersey"без своей группы, в которую входили басист Гэри Таллент (Gary Tallent),гитарист Стивен Ван Зандт (Steven Van Zandt), клавишники Дэнни Фидеричи(Danny Federici) и Дэвид Саншес (David Sancious), саксофонист Кларенс Клемонс(Clarence Clemons) и ударник Вини Лопез (Vini Lopez). Альбом продавалсяс трудом, но критики увидели потенциал Брюса, и его второй альбом "TheWild, The Innocent & The E Street Shuffle", вышедший всего через10 месяцев, выглядел намного сильнее и родил на свет классику рока 70–хтрагичные "Incident On 57th Street" и "Rosalita", атакже сырую версию "Asbury Park Fourth Of July (Sandy)", мастерскиперепетую впоследствии THE HOLLIES. Сразу же после выхода этого диска BRUCESPRINGSTEEN BAND были переименованы в E STREET BAND, и Брюс повел их засобой в дорогу, чтобы позже такие люди, как журналист и критик Джон Ландауи все–все–все, смогли по достоинству оценить его, как великолепного гастрольногомузыканта, возможно, лучшего за всю историю рок–н–ролла.

Неудивительно, что Спрингстин и Ландау вскоре очень сблизились, и Брюспредпочел Джона чересчур амбициозному суетливому Майку Эппелу, когда делодошло до продюсирования его третьего альбома. "Born To Run" началжизнерадостный цикл в творчестве музыканта, апогей которого пришелся наего самый знаменитый альбом "Born In The USA". "Born ToRun" стал прорывом для Брюса к мировой славе, и его фотографии замелькалив престижных изданиях (его захотели видеть на своих обложках "Time"и "Newsweek").

Далее последовало его первое мировое турне, в течение которого прессаотслеживала все его шоу, но дома его ждал конфуз. Как только "BornTo Run" стал прилично продаваться, дали о себе знать пару пунктовиз контракта с Эппелом, который Брюс тогда подписал почти не глядя, — оразделе доходов и авторских правах на его песни. Брюс попытался разорватьконтракт, а Эппел в свою очередь подал в суд на Ландау, с которым Спрингстинпо первому договору не имел права работать без участия Эппела. Эти разбирательствавырвали Брюса из студии на целых два с половиной года, зато, когда в 1978году появился его новый диск "Darkness On The Edge Of Town",он полностью контролировал свою карьеру, а Ландау теперь уже совершенноофициально работал его менеджером и продюсером.

Этот альбом демонстрировал очередную трансформацию Брюса. Из юноши–идеалистаон превратился в очень наблюдательного эмоционально–зрелого реалиста, ауличный музыкант уступил место всеми уважаемому рокеру, умеющему держатьв напряжении по три и даже четыре часа многотысячные арены.

Теперь у Спрингстина были все регалии суперзвезды рок–н–ролла, но всееще не было по–настоящему коммерчески успешного альбома, коим стал егопятый диск–двойник "The River", еще более напористый и разноплановый."Hungry Heart", "Fade Away" и "The River"рисовали в воображении слушателя живописные ландшафты провинциальной Америки(сыном которой Спрингстин всегда считал себя), стало больше баллад и меньшебанальностей.

Через два года появился совершенно противоположный по звучанию акустическийальбом "Nebraska" с более унылым звучанием и суровыми темами(заглавный трек, например, рассказывал историю о серийном убийце ЧарльзеСтарквезере). Здесь Брюс практически отказался от услуг E STREET BAND изаписывал все "unplugged" (под гитару).

Но его товарищи недолго отдыхали, потому что их заслуги при записи 12–миллионника"Born In The USA", родившего семь (!!!) синглов, побывавших впервой десятке хит–парадов практически всех стран мира, трудно было переоценить.Около трех лет этот шедевр не покидал американских и британских чартовблагодаря своей потрясающей энергии, целостности и актуальности тем (пост–Вьетнам,холодная война, проблемы малых городов). Спрингстин записал альбом в лучшихтрадициях белой протестантской музыки Штатов (Боб Дилан, Джонни Кэш), показавобратную сторону знаменитой американской мечты.

К сожалению, вместе с последним покупателем этого выдающегося дисказакончилась эра Брюса Спрингстина как новатора, и последующие записи выходилиреже и давались ему все труднее и труднее. Находясь в пике своей популярности,он женился на актрисе–супермодели Джулианн Филлипс и выпустил (на пятиальбомах) концертник "Live 1977–1985", который дебютировал на1–м месте "Биллборда", даже несмотря на дороговизну таких покупок(удивительно, если учесть, что Спрингстин, как и Дилан, является рекордсменомпо количеству бутлегов). Его новый альбом "Tunnel Of Love" проделалто же самое в Британии и Америке благодаря огромному количеству предварительныхзаявок и был по–своему хорош и очень романтичен. Спрингстин вновь пустилсягастролировать со своей командой, но "благодаря" тому, что газетыраздули до криминала его близкие отношения с бэк–вокалисткой Пэтти Скиалфа(Patti Scialfa), по возвращении жена устроила ему темную и подала на развод.Похоже, Брюса это не очень расстроило. В 1990 году Пэтти родила ему первогосына Эвана (Evan), а через год они поженились, позже подарив жизнь ещедвум отпрыскам, Джессике и Сэму.

Окончание следует.

Андрей БАРАНОВСКИЙ

Период творческого молчания явно затянулся, и, как бы замаливая грешки,в 1992 году Спрингстин синхронно выпустил аж два альбома "Lucky Town"и "Human Touch". Но публику ждало разочарование. Великий рок–н–рольщикстал тихим и покладистым, замкнутым в собственных и семейных заботах, далекимот глобальных проблем. Записанные без E STREET BAND, которых Брюс покинулв 1989 году, эти две работы напоминали обычный ничем не примечательныйпоп–рок, которого он с брезгливостью короля избегал в прошлом. Но уже в1993 году с выходом ныне классической баллады–сингла "Streets Of Philadelphia"(из саундтрека к картине " Philadelphia" c Томом Хэнксом), закоторую он получил "Оскар" и четыре статуэтки "Грэмми",Спрингстин реабилитировал себя и решил напомнить нам, какое классное рок–наследиеон оставил после себя, выпустив сборник своих лучших песен с четырьмя новымикомпозициями, записанными на радость фэнов вместе с E STREEET BAND.

В том же 1995 году он неожиданно вернулся к звучанию "Nebraska"в своем новом студийном диске "The Ghost Of Tom Joad", которыйбыл назван лучшим фолк–альбомом года, и вновь подчеркнул свою непредсказуемуюнатуру, отыграв в небольших театрах и залах свое первое акустическое турне,которое вернуло его в стан концептуалистов после коммерческого популизма"Born In The USA" (далеко не всегда многомиллионные тиражи альбомовсвидетельствуют в пользу их артистической исключительности!).

А 10 ноября 1998 года (ровно через 12 лет после выхода "Live 1977–1985",единственного в истории американских чартов бокс–сета, который дебютировална 1–м месте, между прочим) вышел в свет второй большой сборник из 66 композицийСпрингстина (56 из которых ранее не издавались, а 10 выходили на би–сайдахего синглов). Он охватил неизвестные доселе стороны своей 26–летней блистательнойсольной карьеры, которая стала причиной того, что 15 марта 1999 года имяБрюса Спрингстина было навечно занесено в Зал славы рок–н–ролла.

Нынешний год также стал свидетелем официального воссоединения Спрингстинаи E STREET BAND в оригинальном составе (заметим, что еще в конце 70–х Лопезаи Саншеса заменили Рой Биттан и Макс Вайнберг, а потом пришел и гитаристНильс Лофгрен). Теперь они усиленно готовятся к своему первому за последние10 лет турне с абсолютно свежим материалом. Гастроли начнутся летом, ав середине апреля Брюс выпускает слегка модернизированный урезанный и дополненныйвариант своего прошлогоднего бокс–сета под названием "18 Tracks".

Вот и все, что сегодня я хотел поведать вам об этой легендарной личности.Более подробно о прошлом Брюса и о многих известных и неиздававшихся егопеснях вы можете прочитать в книге "Bruce Springsteen: Songs"(300 страниц, стоит около 50 долларов), внутри которой можно найти многораритетных фотографий, написанные рукой Спрингстина тексты песен, лирикувсех издававшихся его альбомов (включая "Tracks") и краткие комментариик каждому диску.

Андрей БАРАНОВСКИЙ

© 2005 музыкальная газета