Adam F
Кое–что о развитии современного драм–н–бэйса и личности Adam F


Краткое лирическое отступление

Драм–н–бэйс обрел новый саунд. После двух лет тьмы лидеры сцены зановооткрыли для себя фанк, что вывело его из долгого идейного застоя.

Временами казалось, что драм–н–бэйс уже мертв, что его холодное телоуже закопано на глубине двух метров под грудой заезженных идей и непомерныхэгоистических потребностей ди–джеев, продюсеров и промоутеров. Наблюдалсязначительный упадок возможностей самой драм–н–бэйс–сцены. Объемы продажпотихоньку сокращались, закрывались клубы и лейблы. Звуки грохочущих "сольников",перекатывающихся басов и унылых атмосфериков уже вышли из моды...

Впрочем, не везде было так. Андергруандное сообщество, всегда оченьчуткое к музыкальным трансформациям, в отличие от своего куда более коммерциализированногоalter ego в лице музыкальной индустрии, потихоньку начинает возвращатьсяк корням драм–н–бэйса, то есть к фанку. Конечно, это уже не тот фанк, которыйсуществовал двадцать лет назад. Новый фанк — это современное видение ивоплощение старых идей, которые, как оказалось, выдержали–таки проверкувременем. Нарождающееся течение вобрало в себя все лучшее, что могло взятьиз уже закостеневшего классического драм–н–бэйса, и присовокупило к этомутеплое и живое фанковое звучание, которое целиком изменило стиль. Столпыдрам–н–бэйсовой сцены называют новое звучание liquid funk или afro–funk.И сегодня уже совершенно ясно, что в любом случае будущее не за консерваторами,а за теми, кто учится на ошибках своих предшественников, умеет анализироватьи выделять все плюсы и минусы уже существующих музыкальных формаций и экстраполироватьиз всего этого новое, ни с чем не сравнимое звучание, в которое, кромепереработанного опыта, вкладывается настроение, душа музыканта, что создаетдействительно сильные "вибрации" (vibes) на чувственном и подсознательномуровне.

Если обратиться к истокам и проследить развитие драм–н–бэйса, беря заточку отсчета не джангл и не харкор, а брэйкбит, который является дедушкоймногих современных стилей, использующих ломаную ритмику, можно совершенноточно сказать, что привело к столь сильному кризису в классическом драм–н–бэйсе.Дело в том, что появился брэйкбит с легкой руки ди–джеев хип–хопперов/рэпперов,использовавших многочисленные вставки из старых фанковых винилов, совмещаявсе это со скрэтчингом и сильным акцентом на ритмику. И брэйкбит, и хардкор,и джангл, и драм–н–бэйс пытались сохранить в себе дух старого фанка, смешиваяего сексуальную назойливость с холодными технологиями современности, чтородило ряд гибридных форм.

Фанк всегда имел мощную и неразрывную связь с сексом. И когда–то, накаком–то этапе своего развития, драм–н–бэйс просто утратил эту наследственнуюсвязь, что заставило его все больше и больше погружаться в церебральноезвучание. Музыканты стали отдавать предпочтение запрограммированным барабаннымтрекам, а не сэмплингу, как это делалось ранее, и вместе с этим разорваласьта ниточка, которая помогала сблизить "живую" музыку (с ее накаломэмоций) и электронный саунд, рафинированный, холодный и синтетический.

Конечно, электронное звучание имеет свои прелести. Существует ряд талантливейшихмузыкантов, которые холодность превращают не в минус, а в плюс. Но драм–н–бэйскак стиль слишком незатейлив, чтобы компенсировать вышеприведенные недостатки.Когда–то за счет сложной полиакцентированной ритмики это получалось. Сейчасэто просто уже не ново и всем приелось.

Adam F

Одним из самых ярких представителей новой волны драм–н–бэйса или luquidfunk является уже достаточно известный любителям электронной музыки AdamF, рассказ о котором и пойдет далее.

По словам самого Adam F, он не имел никакого отношения к современнойтанцевальной музыке вплоть до начала девяностых. Его ранние музыкальныеувлечения были весьма разнообразны. Он слушал и классическую музыку, исовременные, модные на то время группы разнообразной стилистики. Перваяподружка Адама открыла для него мир "черной" музыки. Именно вэто время он послушал таких гигантов, как Stivie Wonder, Marvin Gaye, ArethaFrunklin. Чуть позже увлечения Адама склонились к фанку, джазу и такиммузыкантам, как Herbie Hancock и Bob James.

Вскоре от роли слушателя Адам потихоньку перешел к роли создателя. Первымимузыкальными инструментами, на которых он научился играть, были пианинои перкуссия. К слову, отец Адама, известный глэм–рокер Alvin Sturdust,практически не оказал никакого влияния на творческий путь сына. Еще в детстверодители Адама разошлись, и он видел своего отца после этого, может, разили два. Несмотря ни на что, Адам решил связать свою жизнь с музыкой иупорно взялся за дело.

Многим кажется, что на Западе стать музыкантом гораздо проще, чем унас. Мол, там все есть и все дороги открыты. Позволю себе с этим не согласитьсяи привести пример Адама, который вынужден был целый год работать продавцомв магазине игрушек для того, чтобы накопить денег на свой первый синтезаторKorg M1 и четырехтрековую портастудию. "Синтезатор и портастудия былисоставляющими моей первой экспериментальной лаборатории по работе со звуком.Я делал все ритмы вручную, просто наигрывая их на клавиатуре синтезатора,после чего отбирал самые удачные и интересные. Это было очень забавно",—– вспоминает Адам.

Некоторое время спустя он осваивает Atari 1040ST, программу "Notator" и берет у друга взаймы сэмплер. "Я точно не знал, что смогусделать с сэмплером. Тогда для меня это был ужасно сложный аппарат со множествомвозможностей. Вначале я просто работал с лупами и битом, однако потом потихонькустал вникать в методики работы и начал использовать его все больше и больше."

Когда Адам почувствовал, что уже приобрел достаточный опыт работы ссинтезатором, сэмплером и компьютером, он присоединяется к фанковой группев роли клавишника и второго вокалиста. И все, быть может, так и продолжалось,если бы Адам вскоре не встретил нужного человека в нужное время. Этим человекомбыл Sacha, владелец лейбла Dee Jay, сателлита Lucky Spin.

Именно Sacha познакомил Адама с работой в студии и представил его ключевымдеятелям электронной танцевальной сцены, что было весьма необходимо начинающемумузыканту для того, чтобы его треки крутились в клубах. "Я знал Sachaеще со школьной скамьи и не видел его очень давно, пока однажды не столкнулсяс ним случайно на улице. Он был очень удивлен, что я еще не слышал хардкори другие стили современной танцевальной электронной музыки, и поставилмне пару–другую треков. Я весьма заинтересовался этими новыми направлениями,потому что они действительно звучали по–новому. Раньше я тоже пытался смешатьнесколько стилей и получить что–то свежее и интересное, но то, как этобыло подано в данном случае, поразило меня, и я стал экспериментировать.Это было как глоток свежего воздуха в уже достаточно затхлой атмосфере."

Первая запись Адама в новой стилистике называлась "Sea Of Destiny"и была издана на Lucky Spin. Записывалась она дома у Sacha с помощью сэмплераAkai S1000, шестнадцатиканального микшера, синтезатора и нескольких эффект–процессоров.Было продано 800 экземпляров релиза. Затем последовала еще одна работа"Light Years", изданная также на Lucky Spin в начале 1994 года.

После такого достаточно многообещающего начала Adam F заключает контрактс лейблом Section 5 и издает там свой первый действительно драм–н–бэйсовыйсингл "Criminal Active", в котором использовался сэмпл из фильма"Criminal Minded". Следующим был сингл "Lighter Style ‘95",который вышел также на Section 5.

"После выхода "Criminal Active" я стал встречать небольшиерецензий на него в маленьких андерграундных журнальчиках, и мне было оченьприятно, что появилась хоть какая–то обратная связь с прессой и музыкальнымсообществом."

Середина 95–го стала для мистера F переломным моментом. Три его сингла"Circles", "Aromatherapy" и "F–Jam" простовзорвали танцполы клубов.

Как раз незадолго до этого Адам занялся поиском чего–то нового, не знакомогослушателю. И трек "Circles" стал самой главной находкой. ПервоначальноАдам сделал несколько копий этой работы и раздал знакомым ди–джеям, чтобыпосмотреть на их реакцию. Как это ни странно, но запись не вызвала большогоинтереса. Тогда спустя шесть месяцев Адам вернулся к этому треку и добавиллегко запоминающийся и яркий сэмпл, который взял из композиции Боба Джеймса"Westchester Lady". Этот сэмпл изменил все. Всего лишь один сэмплсделал "Circles" одним из самых популярных драм–н–бэйсовых трековна то время. "Я слушал первоначальную версию "Circles" вмашине, после чего поставил диск с фанковой классикой, и заиграла песняБоба Джеймса. Мне всегда нравилась эта композиция, и я внезапно заметил,она была в той же тональности, что и "Circles". Тогда я решилнемного поэкспериментировать. Я вырезал сэмпл из этого трека, слегка растянулего по времени и обработал эхом. После этого я немного реаранжировал "Circles",и получилось то, что получилось." Комбинация брэйкбитового влияния,джаз–фьюжна семидесятых, красивых синтезаторных аккордов, труб и флейти фанковые элементы — вот что такое "Circles".

Далее Адам стал действовать по уже отработанному плану. Он отдал записьGrooverider и Ray Keith, и спустя несколько дней его телефон разрывалсяот звонков. "Мне стало звонить множество людей. Они задавали мне одини тот же вопрос: "Почему ты не давал мне этого раньше?" А потомпозвонил DJ Hype и сказал, что трек ему очень понравился." До этоговремени Адам не относился к "Circles" серьезно. Он считал, чтоэто просто красивая и милая композиция. Однако "старшие товарищи"убедили, что это действительно большой шаг вперед для стиля в целом. "Мнебыло очень приятно наблюдать, как люди в клубах просто начинали улыбаться,когда звучал "Circles". Вскоре этот трек стал хитом для ди–джееввсех стилей. Он попал в британскую двадцатку лучших композиций и был признан"синглом года" в 1996 году на Hardcore Dance Awards.

За "Circles" последовал трек "Aromatherapy". "КогдаLTJ Bukem послушал "Aromatherapy", он позвонил мне и предложилвыпустить его на Good Looking Records, но, к сожалению, у меня тогда былконтракт с Section 5 и я не смог принять предложение. Несмотря на это Bukemи Fabio играли этот трек постоянно."

Сингл "F–Jam" вообще стал нонсенсом в мире драм–н–бэйса, потомучто он практически целиком был сыгран "вживую", что до этоговремени не практиковалось. "Мне просто захотелось сделать что–нибудь"живое". Я играл на перкуссии и клавишах, нашел бас–гитаристаи трубача. Вокальные сэмплы сделал MC Conrad. Все получилось действительноживо и интересно. Goldie этот трек очень понравился..."

После выхода "F–Jam" Адам неожиданно попадает в автомобильнуюаварию и выбывает из строя на три месяца, которые пролежал в больнице.После этого несчастного случая Адам делает композицию "Metropolis",которая очень сильно отличалась от всего того, что делал до этого Адам."Goldie просто ради эксперимента прошелся по своим знакомым и проигралим мой трек, после чего всегда спрашивал: "Как вы думаете, кто этосделал?" Никто не назвал меня..." Мрачный, но очень красивый"Metropolis" позволил слушателю исследовать темные стороны драм–н–бэйса.

Удачная участь последних трех релизов позволила Adam F заключить оченьвыгодный контракт с лейблом Positiva, на котором он и издает свой дебютныйальбом "Colours". "Colours" исследует новые музыкальныетерритории и содержит в себе элементы джаза, фанка, фьюжна, диско, брэйкбита,джангла и черт знает еще чего. Так или иначе, альбом просто замечательный.Он слушается на одном дыхании. Духовный настрой композиций в альбоме "Colours"постоянно варьируется. Компакт начинается с треков в стиле фанк, постепеннопереходя в легкий порхающий драм–н–бэйс, после чего идет приятная acid–jazzконцовка. Все три удачливых сингла "Aromatherapy", "Colours"и "Metropolis" вошли в альбом.

В отличие от других электронных музыкантов Адам считает необходимымболее активно и обширно использовать синтез возможностей "живых"музыкантов и электронной музыкальной техники, компьютеров. Это придаеткомпозициям ровное слаженное звучание, но оставляет "живые" эмоции,чувства (уникальное приобретение, свойственное только "живой"музыке). Именно такой подход является идеальным решением для музыки будущего.Он позволяет расширить круг слушателей и сделает музыку более привлекательнойи качественной.

В "Colours" очень широко используются гармонии, присущие прогрессив–року,джазу, вокальные сэмплы, которые ценят любители соул–музыки. В создании"Colours" также участвовали Roni Jordan, Tracy Torn (из EVERYTHINGBUT THE GIRL) и Grooverider.

Совсем недавно, по информации Astralwerks, дебютный альбом Adam F былпризнан "Альбомом года" по версии MOBOS Awards.


Музыкальная газета. Статья была опубликована в номере 13 за 1999 год в рубрике музыкальная газета

©1996-2024 Музыкальная газета