статья


Culture Club
Карма хамелеона

mg91109.jpg (10770 bytes)

Начало в "МГ" №10

Наступили самые кошмарные дни жизни Боя Джорджа. Пресса начала настоящую охоту за уликами, подтверждающими его наркотическую зависимость. Особенно постарались бульварные издания типа "Sun" и "Daily Mirror", которые стали публиковать заметки с рассказами близких друзей Джорджа о том, какой он есть на самом деле. Многие из них были такими же законченными наркоманами и хронически нуждались в дополнительном финансировании, поэтому суммы от 8000 до 100 000 фунтов, которые предлагали им газетчики, воспринимались как спасательный круг.

Положение Джорджа еще более ухудшилось после передозировок наркотиками двух его друзей (Марка Волтира и Майкла Рудецки, который должен был продюсировать первый сольник Боя Джорджа), в смертях которых никто его не обвинял, кроме его самого. Но все же под давлением агрессивно настроенной прессы полиция арестовала Джорджа за хранение и употребление наркотиков. На судебное слушание по его делу Бой явился накачанным метадоном (аналогом героина) и на всякий случай держал в кармане пакетик гашиша. Огромная толпа его орущих фэнов скопилась под окнами здания суда, а одна девушка даже специально прихватила с собой около 16 000 долларов (она заложила собственный дом, чтобы заплатить за кумира в случае, если его освободят под залог). В итоге Джордж заплатил штраф 250 фунтов за употребление наркотиков, а дилеры, у которых он постоянно отоваривался "зельем", получили по 4 года каждый.

Джордж и его новая любовь Майкл Данн покинули после этого Лондон, и в Монсеррате Бой все–таки приступил к записи своего дебютного диска "Sold". А через три дня после того, как осудили его дилеров, вышел его первый сольный сингл "Everything I Own" (кавер старой песни BREAD), который получился на удивление классным и даже возглавил британский хит–парад. В 1987 году им было записано еще три успешных сингла, столько же вышло и в следующем. Газеты писали о чудесном воскресении Боя Джорджа из мертвых, но до полного выздоровления было еще очень далеко. Он принимал антидепрессивные таблетки, которые прописал ему его знакомый доктор Блюм, но каждый раз, когда оказывался в клубах, не мог устоять перед соблазном нажраться экстази и других доступных легких наркотиков, поэтому все еще выглядел непривычно сонливым. Наконец его личному терапевту удалось убедить его лечиться стационарно. Джордж добровольно прошел курс лечения, занялся йогой и сел на жесткую диету. И уже через месяц он очистил свой организм, поправил нервную систему, у него появились новые друзья и цели в жизни.

Ему незачем теперь было скрывать свою гомосексуальность. Первым делом он решил поставить на свое место Маргарет Тэтчер, которая от имени партии консерваторов развернула массированную антигей–кампанию. "Детям, которых по идее должны были учить уважать традиции и моральные устои общества, — кричала Железная Леди, — объявили, что их неотъемлемым правом может быть гомосексуализм. Где это видано?!". В ответ на это заявление премьер–министра Великобритании Джордж написал песню "No Clause 28", ссылаясь на статью закона, запрещающую пропаганду гомосексуальности.

Несмотря на то, что Бой чувствовал себя гораздо лучше, его следующий альбом "Tense Nervous Headache" полностью раскрывал его физическое и эмоциональное состояние на период 1988 года, но, как и третий "Boyfriend", не выпускался в США. Впрочем, в 1989 году Virgin все–таки отважился выпустить второй американский альбом Джорджа "High Hat" (названный в честь очень любимых музыкантом высоких шляп), но, страхуясь, составил его из лучших треков "Tense Nervous Headache" и "Boyfriend". Музыканту вновь пришлось держать экзамен на зрелость, но он чувствовал: что–то потеряно, хотя и не знал, что именно.

Новой вехой в жизни и творчестве стало открытие его собственного лейбла More Protein Records, который менее чем за год собрал под своим крылом целую армию молодых талантливых танцевальщиков (Eve Gallagher, Lippy Lou, Amos). Сингл команды E–ZEE POSSE (во главе с открытым Боем Джорджем белокожим рэппером MC Kinky) "Everything Starts With An E" стал большим клубным хитом 1989 года, а сам Джордж организовал новую группу JESUS LOVES YOU, хотя это была вовсе не группа, а новая вывеска для музыкальных экспериментов Джорджа О’Дауда, который попросил называть себя Анжелой Даст (Angela Dust). Но все это случилось после знаменитой поездки Джорджа и Майкла Данна в Индию.

Харе Кришна

Спасаясь от негативных впечатлений, накопившихся за последние годы, они уединились на древней земле Кришны. Боя всегда интересовали древние религии, он почувствовал там колоссальное единение с природой и самими собой, а когда Майкл отправился назад в Англию, Бой продолжил свое путешествие, добрался до Непала и увидел убогость западного материализма по сравнению с восточной простотой. Он стал убежденным вегетарианцем и вместе со своим нью–йоркским другом Найаной (Nayana) посетил Radha Kund, священное озеро, которое по приданию питают все реки и моря нашей планеты. Там он написал великолепный гимн Кришне "Bow Down Mister" и по возвращении в Лондон стал совершенно другим человеком, убежденным буддистом и редким философом.

Все композиции, написанные в этот период (в том числе "After The Love" в соавторстве с Джоном Моссом, с которым они помирились, и Мосс публично признал свои близкие отношения с Джорджем), были в первом альбоме JESUS LOVES YOU "The Martyr Mantras". Помимо "Bow Down Mister", в хитах ходили "Generations Of Love" и "Sweet Toxic Love", композиторский талант Боя использовал синтезаторы, гитары, ситары и даже экзотический восточный хор, а самое главное, что слова и мелодии были полны свободы, чего так долго добивался человек–хамелеон по имени Джордж О’Дауд.

Новая жизнь

1992 год принес ему первый успех в Штатах. Заглавный сингл из саундтрека к оскароносному фильму "The Crying Game", спродюсированный PET SHOP BOYS, попал в первую десятку лучших синглов "Биллборда", а дуэт с Prince Be (из PM DAWN) "More Than Likely" еще больше укрепил его позиции в Новом Свете, демонстрируя его профессиональный рост. В 1993 году вышла в свет компиляция "At Worst... The Best Of Boy George And Culture Club", а годом позже JESUS LOVES YOU записали свой второй и менее заметный альбом "Devil In Sister".

Новым увлечением Джорджа стал ди–джеинг. Из тяжелого труда он превратил его в престижную профессию, стал хорошо получать за свою работу, и на всех самых известных сборниках середины 90–х можно было найти его "скрежет". В ночь на 1 июля 1997 года, когда Гонконг переходил под юрисдикцию Китая, грандиозная вечеринка, которую вел DJ Boy George, собрала на одной танцплощадке более 4000 человек, и Джордж был очень горд оказанной ему чести стать главным свидетелем и участником одного из самых громких исторических событий конца XX века.

А в 1995 году появился его последний на данный момент альбом "Cheapness & Beauty", которым он отдал дань трем самым большим кумиром его юности (Дэвиду Боуи, Марку Болану и Игги Попу), выдвинув на первый план панк–глэм–роковое гитарное звучание и проблемные тексты (от "Evil Is So Civilised" об убийствах на гомофобной почве, захлестнувших Америку, до "II Adore", реквиема погибшему в 1992 году от СПИДа другу Стиву Хьюзу), написанные в соавторстве с гитаристом Джоном Темисом (John Themis). По сути этот альбом стал своеобразным саундтреком в автобиографии Джорджа "Take It Like A Man", написанной вместе со Спенсером Брайтом. Эта книга появилась в продаже одновременно с альбомом и стала пользоваться заслуженной популярностью, потому что была написана очень откровенно и с юмором.

Бой Джордж с тех пор стал регулярно появляться на страницах различных изданий со своими заметками касательно самых злободневных проблем и сел за написание своей второй книги. Кирк Брэндон, один из его бывших любовников, проиграл очередной судебный процесс, призванный заставить Джорджа молчать о своих любовных приключениях. Их взаимоотношениям Бой посвятил целую песню "Unfinished Business" на своем альбоме 1995 года (с фотографиями и иронической подписью под их фотоснимком) и отвел специальную главу в автобиографии. Суд поверил Джорджу, и тот день стал большим праздником победы движения в защиту прав геев.

А в феврале 1998 года произошло долгожданное воссоединение CULTURE CLUB. Три месяца они гастролировали по Америке, в то время как основные музыкальные телеканалы мира транслировали специальные передачи, посвященные группе. А в конце лета на Virgin Records был выпущен двойник CULTURE CLUB "Greatest Moments", первая часть которого запечатлела их предыдущие победы (плюс две новые вещи "I Just Want To Be Loved" и "Some Strange Voodoo"), а на второй они отчитались о только что закончившемся турне.

Сейчас их дальнейшая судьба как группы не ясна. Но будем надеяться на то, что еще в этом тысячелетии Бой Джордж и CULTURE CLUB все–таки порадуют нас своими новыми песнями, тем более что сейчас, как видно, героин, прозак и экстази им не понадобятся.

Андрей БАРАНОВСКИЙ

© 2005 музыкальная газета