статья


Vacuum
Чисто русский проект

В Минске фирменный альбом шведской группы VACUUM не достать. В лучшем случае в руки попадается "пиратская" российская "лицензионка" не существующего на самом деле "Hits Of VACUUM’99". Удивительно другое: продавец в крупнейшем варшавском магазине музыкальной сети "Empik" на мой запрос удивленно покачал головой: "Niestety, nie wiem o czym chodzi...". Что означает одно: до Европы VACUUM не добрался. А в это время в России альбомы VACUUM продаются миллионными тиражами, уже в который раз здесь проходят аншлаговые гастроли группы, и релиз второго альбома группы до его презентации в Европе появился именно в России. Так что же, VACUUM — чисто русский проект?

Идея вывести в первые ряды популярности группу, тексты песен которой были бы "не про это" (не про страстную любовь), пришла в голову экс–участнику некогда популярной шведской группы ARMY OF LOVERS Александру Барду. Так после распада "любовников" в 1996 году образовался VACUUM. Хотя сам проект — концепция, написание музыки, подбор участников — начался по инициативе Барда еще в 1994 году. "Я хотел, чтобы это была настоящая группа, которая могла бы выступать "живьем" и в которой хотя бы один из участников мог бы петь!!!"

VACUUM — а это лидер–вокалист Маттиас Линдблом, клавишница Марина Шипиченко и автор всех композиций и продюсер Александр Бард — записали на сегодняшний день уже два альбома, хиты из которых не раз занимали первые позиции в международных чартах (Швеция, Италия, Россия, Украина, Эстония, Турция). Концепция Барда создать не просто группу, а целый проект снова сыграла. На смену эксцентричным и откровенно кичевато–попсовым ARMY OF LOVERS, призванным в первую очередь пропагандировать воспеваемую ими сексуальную революцию, и параллельному проекту NORDIC BEAT, к которому присоединились такие популярные шведские исполнители, как ACE OF BASE, Dr.Alban, Leila K., пришел эстетский и более высокого художественного уровня VACUUM и огромный проект виртуального Parallel Word VACUUM, призванный заполнить этот самый вакуум между музыкантами и их фанатами.

Образ обаятельного вокалиста VACUUM — Маттиаса Линдблома — задумывался именно как удочка, на которую должны были клюнуть будущие фэны: притягательная внешность эдакого белокурого сексапильного викинга с неопределенной секс–ориентацией и узнаваемый уже после первого прослушивания сочный бархатный баритон. До карьеры в VACUUM Маттиас был членом мало известной даже в Швеции группы CEYCAMORE LEAVES. На место лидер–вокалиста он был выбран Бардом (музыкальной интуиции которого можно доверять: все предыдущие его проекты так или иначе "выстреливали" в хиты) более чем из 60 претендентов. Но та безоглядная эксплуатация Маттиасом своего голоса, которая сейчас имеет место, может закончиться в лучшем случае переходом его в менее широкую голосовую палитру, в худшем — потерей голоса. Петь на одних связках, полагаясь только на свое чувство голоса, музыкант с будущем не может себе такого позволить.

Стиль, к которому по задумке должна была принадлежать музыка VACUUM, характеризуется как "симфонический синтез–поп" и позволяет четко выделить в своей структуре элементы симфо–рока, синтез–попа 80–х и дэнсинг–мьюзик 90–х. Композиции VACUUM с текстами о спутниках далеких планет, магических буддистских мантрах и нобелевских лауреатах действительно создали серьезную конкуренцию хитам вроде "I am Barbi". Хотя, прослушав два существующих ныне альбома VACUUM, нетрудно заметить, что в последнее время группа стала все более тяготеть именно к ритмам танцевальной музыки и поп–стилистике. Реальное подтверждение тому, например, отказ группы от работы с Московским симфоническим оркестром, как это было во время записи дебютного альбома "The Plutonium Cathedral", а также отказ от сотрудничества с талантливым перкуссионистом и басистом Андре Феррари, участие которого в записи вносило живую ритмичную энергию в ледяной минималистский vacuum sound. При записи второго альбома "Seance At The Chaebol" музыканты вполне обошлись силами суперсовременных синтезаторов. Музыка приобрела облегченный вид и, понятно, стала более популярной...

Карьера популярности VACUUM вообще парадоксальна. Даже пробыв некоторое время в шведских топах с синглом "I Breathe" на самой заре своей истории, сегодня VACUUM вряд ли станет частым ответом на вопрос, заданный шведу: "Ваша самая любимая шведская группа?". Можно сказать, что трио постигла судьба косметики "Oriflame": о том, что это "made in Sweden", знают немногие шведы. VACUUM — группа экспортного варианта. Первая мощная вспышка популярности VACUUM за границей была отмечена в Италии, затем в Турции, Греции и наконец... в России. В июле 1998 года VACUUM занял первую строчку хит–парадов российских радиостанций. За пару месяцев в России было продано около 2 миллионов копий альбомов VACUUM, более 90% из которых — "пиратские". Как раз один из ярчайших примеров проявления "русской смекалки": воспользовавшись доверчивостью владельцев официального сайта группы, разместивших в Интернете доступные для пользователей рекламные плакаты группы, звуковые треки и даже видеоклипы, естественно, помеченные "все права зарегистрированы", ловкие дельцы с постсоветского пространства растиражировали все это в "пиратском" варианте и несметным количеством. А в память о былой популярности в СССР ARMY OF LOVERS еще и выпустили всю продукцию VACUUM под вывеской этой самой группы. Наверное, самая наглая подделка альбома VACUUM попалась мне в руки в "фирменном" музыкальном магазине в Одессе: альбом VACUUM "Seance At The Chaebol" мало того, что продавался как соответственный альбом ARMY OF LOVERS, так еще и с пометкой "На терiторii Украiны всi права захищено"!.. Понятно, каково было удивление музыкантов, узнавших, что они стали N1 в Эстонии, тогда как в этой стране ими было продано всего 50 фирменных копий альбомов...

Может быть, не одна любовь к России, но еще и стремление воочию доказать не только звуковые, но и визуальные отличия VACUUM от ARMY OF LOVERS заставляют музыкантов группы с периодичностью в два месяца приезжать в Россию с турами. Собственно, как и на печально в этом признаваться, нынешний питерский концерт останется не самым лучшим в списке российских выступлений VACUUM.

Концерт продолжительностью всего 40 минут, сопровождение вокала солиста дабл–треком, исполнение только давно известных хитов и явная неготовность группы держать во внимании зал на 4,5 тысячи мест — повод для размышления. И если обычно живое выступление котируется поклонниками выше, чем прослушивание диска или просмотр клипа, то в случае с питерским концертом VACUUM этого явно не произошло. Продаваемые в холле альбомы группы за 450 рублей (более $20) расходились гораздо активнее до, нежели после концерта. Честно говоря, я покидала "Октябрьский" тоже несколько разочарованная. Ожидаемого "современного шоу, сочетающего эффекты суперсовременной звуко– и светотехники с элементами театральной атмосферы", я не увидела...

Может быть, в отсутствии должного разогрева кроется причина не слишком удачно проведенного, на мой взгляд, питерского концерта VACUUM? Молодой питерской команде ПИЛОТАЖ — очень стильной, музыкально образованной, в меру одаренной и с достаточной верой в собственную исключительность — парой–тройкой авторских композиций удалось растормошить, но никак не разогреть зал. Да, аншлаг был. И поклонницы, как полагается, со слезами и визгом рвались на сцену целовать вокалиста. Но та часть зала, которая находилась дальше 6–го ряда, больше напоминала телезрителей, сидящих дома у голубого экрана: эффекта присутствия на шоу группы– лидера европейских хит–парадов не получилось.

Да и вообще, собственно, и шоу–то никакого и не было. Помнятся световой театр у "роллингов", до миллиметра вымеренные световые эффекты на концертах Каас, завораживающие и настраивающие на обостренное восприятие звуков. Тут же — ничего подобного. Статичный свет, статичные фигуры музыкантов...

Явно сказывалась замена на двух новых участников — молодых, никому не известных клавишников, взятых в состав за несколько недель до тура, — идеолога VACUUM Александра Барда: харизматичной личности, привлекавшей к себе повышенное внимание экстравагантными одеяниями и наклонностями и подстегивающего остальных членов группы к "держанию планки". VACUUM стал выглядеть как самая обычная тинейджерская группа. И публика на питерском концерте собралась большей частью соответственная. Не перспективная. Будь некогда, скажем, у QUEEN в поклонниках только 15–летние девочки, обожающие Фредди Меркьюри только за смазливое личико, а не атомный голос, после его смерти о QUEEN, может быть, никто уже и не вспомнил бы. Девочки вырастают, выходят замуж и в конце концов начинают слушать, а не смотреть музыку. Есть все симптомы того, что VACUUM перестают именно слушать... Хотя слушать пока еще есть что...

Люди не машины, хотя и у тех, и у других бывают поломки и сбои. Я по–прежнему с удовольствием слушаю альбомы VACUUM: музыку эстетического наслаждения. И надеюсь, что VACUUM решатся–таки повторить подвиг ARMY OF LOVERS и посетят Беларусь. На этот раз — с настоящим шоу в стиле настоящего VACUUM.

Дискография VACUUM:
1997 — "The Plutonium Cathedral" (PolyGram)
1998 — "Seance At The Chaebol" (PolyGram)


Анастасия КОСТЮКОВИЧ

© 2005 музыкальная газета