статья


Goldie
Музыкальный хамелеон

"Я — хамелеон. Я всегда им был. Я могу менять форму, когда захочу. Смысл творчества — постоянная трансформация. Трансформация мыслей, чувств и идей."

Эти идеи были озвучены одним из самых известных, уважаемых и интригующих людей в мире футуристической танцевальной электронной музыки — королем джангла Goldie. Харизматический артист, персоналия, появившаяся на просторах достаточно анонимной сцены. Он один из первых издал свой альбом на крупном коммерческом лейбле, однако при этом не преследуя цели влиться в струю мэйнстрима.

Являясь "произведением" матери–шотландки и отца, который был родом с Ямайки, Goldie видит мир несколько по–другому. "Золотая комплекция" поставила его между "черной" и "белой" средой и культурой. Это — неоспоримое преимущество Goldie. Он способен воспринимать и хорошо чувствовать различия культурных и субкультурных влияний и использовать их для формирования и подачи своих собственных.

Увлечение растафарианством и рэгги помогло в свое время Goldie почувствовать, что такое вибрации, вызываемые музыкой. Рэгги всегда было образцом музыки, построенной на настроении и чувствах, которые обнаженное сознание испускало в реальный мир.

Далее следовал огромный интерес к хип–хоп–культуре Америки. Goldie привлекли брэйкданс и граффити. На некотрое время он даже переехал в Штаты, где проводил время то в Южном Бронксе, то в Майами, наблюдая и впитывая в себя все.

Когда Goldie вернулся в Великобританию, он с головой окунулся в клубную и рэйверскую жизнь, которая на тот момент кипела в Лондоне. Свое умение работать с баллончиками с краской он применил в оформлении обложек компакт–дисков для Reinforced Records. В 1993 году он пришел к тому, что его таланты вовсе не ограничиваются только рисованием, и после разговора с владельцами Reinforced он стал работать над своей сигнальной записью "Terminator" при финансировании все теми же Reinforced.

"Музыка очень схожа с рисованием. Я знаю, что я хочу видеть, и я рисую. Следовательно, если я знаю, что я хочу услышать, я записываю трек. Для того чтобы сделать то, что хочешь, нужна аппаратура, то есть деньги. Reinforced тогда дали деньги, и я сделал запись".

Вслед за "Terminator" вышел дебютный 101–минутный альбом "Timeless". Разные критики и разные люди отнеслись к этой работе по–разному. Однако все сошлись в одном: что "Timeless" — реинкарнация драм–н–бэйса, который приобрел новое звучание и новую идеологию.

Именно "Timeless" доказал всему миру, что на электронной сцене появилась еще одна яркая личность. Совсем немногие из известных музыкантов могут быть свободными от рамок, устанавливаемых стилистикой, в которой они работают. Эти люди диктуют свои рамки и создают свои стили и ответвления. Goldie — один из них. Настоящие творцы выше тривиальных определений, ведь музыка характеризуется не количеством BPM и не применением тех или иных инструментов, а состоянием души человека, создающего эту музыку, и человека, слушающего ее. И драм–н–бэйс в этом не исключение.

"Я придерживаюсь идеи де-

аристократизации музыки. Музыка всегда делалась "простолюдинами". "Аристократия" только потребляла и оценивала ее. С остальными видами искусства — то же самое.

Элитарность не есть положительный фактор в творчестве. Музыка должна быть понятна каждому. Она должна доходить до слушателя не по обыкновенным, а по ментальным каналам, которые открыты у всех. В драм–н–бэйсе нет элитарности. Мы (то есть лейбл Metalheadz) хотим открыть двери в музыку всем тем, кто имеет свежие идеи, всем тем, кто хочет идти вперед..."

Новый альбом "Saturnz Return", который вышел не так давно, явился смесью классики, панка, джаз–фанка, хип–хопа, ну и, конечно же, джангла. Как и предшествующий ему "Timeless", он вышел на двух компакт–дисках.

Одним из самых сложных в создании получился шестидесятиминутный трек "Mother". Процесс, который избрал для себя Goldie, заключался в широком использовании программ для создания оркестровых партитур. В течение нескольких месяцев Goldie записывал различные мелодии и идеи, которые приходили ему в голову, на диктофон. Затем в какой–то определенный момент он понял, что все сложилось в единую картину. Тогда записи были переданы аранжировщику John Altman, который прописал для трека партию скрипок. Эта часть композиции затем была сыграна оркестром в Angel Sound (Лондон). Вокал был исполнен давней подругой Goldie Diane Charlamagne и записан в Ridge Farm. Программирование в это же самое время производилось в лондонской студии "Triden Studios". Переезды из одной студии в другую оказались очень тяжелы и утомительны. Приходилось перевозить огромное количество аппаратуры.

Над барабанными партиями работал молодой студийный талант Dillinja. Goldie уже давно приметил этого молодого человека и всячески старался помогать ему.

Вообще Goldie удивительный человек. Обычно именно такие, как он, выбиваются вперед и обгоняют всех. В разговоре с ним можно понять, каким огромным энергетическим потенциалом обладает этот человек. Его движения весьма выразительны. Во время интервью он постоянно движется, ему не сидится на месте. Он ходит по комнате, может внезапно сесть, потом опять резко вскочить. Его речь — поток идей, который может тебя попросту поглотить, если задавать слишком много вопросов.

Неожиданный список людей, участвующих в записи альбома, — тоже причуда Goldie. Это не только талантливые рэпперы из KRS1 (на треке "Digital"), Noel Gallagher (гитарные партии на "Temper Temper"), а также вокал David Bowie ("Truth"). Над "Saturnz Return" работало также множество других талантливых людей, которые остались за кадром. Планировалось также участие в альбоме Bjork и Kate Bush. Они должны были петь в треке "Letter Of Fate", медленном и достаточно свободном по форме. Слова для него в несколько суицидальном духе написал сам Goldie за год до этого. Однако в итоге эту песню спел сам автор и Kate Bush (back vocal).

Сотрудничество с Дэвидом Боуи тоже явилось, с одной стороны, необычным, а с другой — вполне объяснимым явлением. Дело в том, что Дэвид никогда не отказывался от коллобораций с интересными ему людьми. Трек "Truth" — баллада без бита — достойно отразил слияние талантов двух чем–то похожих музыкантов...

Постоянное изменение формы подачи материала, новые идеи, новые способы постоянно появляются в музыкальном мире. Одни из них успешны, другие — не очень. Все зависит лишь от того, сколько труда и личного энтузиазма вложено в работу. Голые идеи, не облеченные в форму, никогда не ценились. Те, кто смог достичь достойного оформления при достойных идеях, взошли на музыкальный Олимп. Так случилось и с Goldie.

Ник Худяков

© 2005 музыкальная газета