Jewel
Сокровище Аляски


Смутные мысли приходили в голову юной Джуэл Килчер, когда она узнала, что ее дед когда–то променял благополучную ныне Швейцарию на арктическую необустроенную, но золотоносную Аляску. Хотя кто мог знать, что все перевернется в этом мире и Швейцария станет одним из богатейших государств в мире?! Пусть лучше радуется, что этот полуостров со всеми его белыми медведями и эскимосами не остался за Россией...

Представьте себе, в мире все еще есть места, куда не ступала нога водопроводчика, электромонтера и, что самое страшное, телемастера. Даже сегодня (не говоря уже о начале 70–х) многие отдаленные поселения Аляски не имеют элементарных удобств, люди там вынуждены справлять нужду и купаться на улице, что в зимнее время сопряжено с определенными интимными проблемами. В таких вот суровых условиях довелось расти Джуэл Килчер, или можно просто Джуэл.
Нет, родилась она южнее, в городе Пэйсоне (штат Юта), 23 мая 1974 года, но ее родители (типичные музыканты–хиппи) вели кочевой образ жизни и посчитали очень романтичным отправиться на ПМЖ туда, где еще ее дедушка морозил различные части своего тела, а именно в маленький городок с громкой фамилией Гомер. Хотя для Аляски 4000 жителей — это практически мегаполис, как я уже говорил, издержками цивилизованной жизни там не пахло, было скучно и хотелось писать стихи. Благодаря родителям Этзу и Недре в доме всегда звучала музыка. Они сочиняли довольно забавные песни, но постоянно гастролировали, нарушая спокойную, размеренную жизнь эскимосов и многочисленных туристов. Все это было заразительно для маленькой девочки и двух ее братьев, унаследовавших от деда привычку петь йодлем (йодль — манера пения тирольцев. — Прим. автора), и с 6 лет Джуэл стали брать в дорогу и выпускать на сцену.
Когда ей стукнуло 8 лет, родители развелись. Это, конечно, было для нее большой травмой. "Такое всегда переносится тяжело, и неважно, кого из родителей ты теряешь, — болезненно вспоминает Джуэл. — Это опустошает, особенно когда ты еще ребенок". Мама устала от северной жизни и уехала в Сан–Диего. Джуэл же выступала вместе с отцом по отелям и барам еще долгих семь лет. Все это время Недре каким–то немыслимым способом удавалось поддерживать связь со своей дочерью, даже когда они не виделись по полгода и не было возможности позвонить. Эта эмоциональная и духовная связь сохранилась у них и по сей день, и благодаря ей усилилась духовная составляющая характера Джуэл как будущего музыканта. Что же касается заслуг отца, то это несомненно профессионализм и свобода самовыражения, которые он заложил и которым обучил свою дочь.
Вскоре поэтический и музыкальный талант Джуэл привел ее в мичиганскую Interlochen Arts Academy, где обучали вокальному искусству, скульптуре, танцам, драматургии. Ко всему прочему она хотела присовокупить еще и оперу, но вовремя подумала, что это может отнять по крайней мере десяток лет жизни. Ее повышенная стипендия покрывала примерно 70 процентов расходов на обучение и минимальные житейские потребности, так что остальное приходилось зарабатывать концертами и даже собирать пожертвования по Гомеру. На втором году учебы девушка взяла в руки гитару и стала сочинять песни.
После окончания академии в 1992 году Джуэл отправилась к матери в Сан–Диего, чтобы полежать на горячем калифорнийском песке и покататься на серфинговой доске и уж никак не для того, чтобы поступить в колледж. Деньги скоро кончились, и пришлось искать работу. Продавец, официантка, секретарша — все ей было не по душе, к тому же ее часто увольняли за слишком явно выраженное желание поболтать с покупателями о чем–нибудь отвлеченном. Джуэл часто воровала туалетную бумагу из ресторана и приносила домой недоеденную клиентами пищу с тарелок. Странно, но тогда ей нравилась такая жизнь, хотя нищета, а значит, неспособность платить за квартиру закончились для них переселением в минивэн ("Фольксваген" 1979 года выпуска), к счастью, приспособленный для таких нужд. Там у Джуэл было предостаточно времени сочинять новые песен, чтобы по вечерам выступать с ними по пабам и кафетериям. Как известно, голод и неудобства — лучшие друзья творчески одаренных людей!
Она очень волновалась, что так и не сделала ничего путного к 18 годам. У нее не было мыслей, как жить дальше: обриться наголо, присоединиться к "Гринпис" или еще чего. Однако очень скоро настойчивость помогла молодой музыкантше получить постоянную прописку по четвергам в ныне очень известном в Америке клубе "Innerchange", и к 1994 году ее популярность в округе возрасла настолько, что ей предложили давать по четыре концерта в день, и она, естественно, согласилась. Тогда же она познакомилась со Стивом Полтцем, вокалистом THE RUGBURNS, довольно известной группы из Сан–Диего. У них завязался роман, но не это главное. Вы не поверите, но согласно легенде Джуэл была настолько отрезана от цивилизации, что записи BEATLES впервые были услышаны ею в 17 лет (ага, а Тарзана через год чуть в армию не забрали!). "Именно так и было, — говорит Джуэл. — Стив затащил меня в свой дом и вместо того, чтобы сами знаете чего, поставил кассету и стал комментировать: "Вот это "Let It Be", а это "Yesterday". И я очень удивилась, почему не слышала этого раньше, а предпочитала расслабляться, читая книгу. На самом деле, когда я слушаю свои песни, я больше замечаю их литературные корни, нежели музыкальные".
И вот такой образованной, совсем чуть–чуть объезженной лошадкой ее застали в Сан–Диего гонцы–селекционеры с лейбла Atlantic Records, которые в марте 1994 года подписали с ней контракт, к которому она шла все свою жизнь. Мама стала ее менеджером. Ее дебютный альбом "Pieces Of You" сначала записывался в "Innerchange", где она, как вы уже знаете, была своим человеком, а позже было найдено более подходящее и солидное место — студия Нейла Янга "Broken Arrow". Когда альбом появился в продаже в феврале 1995 года, критики настрочили противоречивых рецензий, и он пролетел мимо чартов "Биллборда". Впрочем, Atlantic это нисколько не смущало, там ожидали продаж в районе 30 000 экземпляров (стандарт для нераскрученных новичков), что на самом деле и случилось с работой Джуэл. Ей советовали придать песням более коммерческое звучание, а она ни в какую — голос да гитара. Сейчас она с улыбкой на лице называет свои первые песни вполне приличной записью для тинейджера, честной и открытой, и она не понимает, что в этом альбоме нашли те миллионы людей, которые вдруг стали раскупать его с бешеным темпом спустя 14 месяцев после его выхода, ведь это не PEARL JAM или Майкл Джексон.
Впрочем, она наговаривает на себя. Успеха и признания она добилась долгими усердными гастролями, как и "роллинги" и Нейл Янг в свое время. После переиздания в 1996 году двух великолепных синглов "Who Will Save Your Soul" и "You Meant For Me" (с видеоклипом, режиссером которого был сам Шон Пенн, бывший муж Мадонны, известный актер и, как говорили, новый дружок Джуэл) продажи "Pieces Of You" перевалили за миллион и продолжали дико расти. Это был триумф 14 простеньких на первый взгляд композиций о самых обыденных вещах, окружавших Джуэл с самого рождения. Ее природное чувство справедливости, предельная искренность и вместе с тем абсорбция реалий жизни позволили публике сделать вывод, что таланту Джуэл предстоит долгая музыкальная жизнь.
На конец 1997 года ее сингл " You Meant For Me" пережил даже саму "Макарену", продержавшись в первой двухсотке "Биллборда" целых 60 недель, а "Pieces Of You" стал вторым самым популярным альбомом 1997 года. Сейчас его показатели еще более впечатляющие — более 10 миллионов проданных по всему миру копий, и, по всей видимости, это еще не предел.
В то же время Джуэл, которая полтора предыдущих года была в дороге, непременно возя с собой коробочку с землей родной Аляски, потихоньку готовила новый альбом, она снялась в фильме о временах Гражданской войны в Америке "Ride With The Devil", где сыграла роль молодой неунывающей вдовы и блеснула экстравагантностью, а весной прошлого года выпустила поэтический сборник "Night Without Armor". За это время она также написала в общей сложности около 200 песен и, можно сказать, наверняка выделила для своего второго диска "Spirit" самое изысканное. И это замечательно, ведь в своих песнях Джуэл хочет помочь миру измениться к лучшему, а каждому из нас увидеть прежде всего свою привлекательность, что дает ключ к любви к ближнему. И все это должно происходить на духовном (спиритическом) уровне, чтобы продержаться как можно дольше.


Музыкальная газета. Статья была опубликована в номере 01 за 1999 год в рубрике музыкальная газета

©1996-2024 Музыкальная газета