обзор


Мандри
Мандри

МАНДРИ - Мандри
mg84622.jpg (11373 bytes)
(p) 1998, Western Thunder (c) 1998, МАНДРИ 12 tks/44 mins

Одна из тенденций нашего времени: после продолжительного молчания многие и многие известные в прошлом музыканты всплывают из небытия с тем, чтобы проявить себя в новом, не свойственном им амплуа.
Киевлянин Фома (Сергей Фоменко), несмотря на молодой возраст, имеет за плечами многолетний музыкальный стаж. Достаточно вспомнить, к примеру, группу ДЕНЬ УМИРАЕТ РАНО или три сольника, записанных с музыкантами группы YARN и широко распространившихся далеко за пределами родного города.
И вот после почти пятилетнего бездействия Фома создал группу, название которой переводится с украинского как "странствия", "путешествия". Окончательный состав сформировался к декабрю 1997 года. Все остальные "мандрiвники" также хорошо известны украинскому слушателю по работе в различных киевских проектах.
Не прошло и полгода со времени создания, как МАНДРИ стали обрастать всяческими легендами, как правило, далекими от правдоподобия. Вероятно, такая преждевременная легендарность сослужит команде хорошую службу.
Люди, имеющие об украинском роке лишь поверхностное представление, склонны сравнивать МАНДРИ с ВОПЛЯМИ ВIДОПЛЯСОВА. Конечно, было бы глупо полностью отрицать влияние легенды киевской сцены на творчество Фомы. Но эти две группы очень разные — в плане как музыки, так и текстов. Разве что песенка "Вiруте", открывающая альбом, — дружеский шарж на ВВ. На этом все сходство и заканчивается.
Музыка МАНДРИ коренным образом отличается от того, что Фома делал ранее. На сей раз ставка была сделана на национальный фольклор и украинский язык (местами "суржик" — встречающаяся в простонародье помесь украинской и русской речи).
Весь материал дебютного альбома, записанный в марте с.г., был изначально рассчитан на коммерческий успех. Здесь встречаются и фолк ("Вiруте", "Ялинка", "Танок", "Рiздвяна нiч", "Гоголя" — в двух последних содержатся, прямые отсылки к знаменитым "Вечерам на хуторе близ Диканьки"), и chanson ("Романсеро про нiжну королеву", "Старий шинок"), и лирический городской романс ("Думи", "Картата сорочка", "Дочка мельника"), и даже reggae ("Ряба кобила", "Човен"). Всем песням МАНДРИ, безотносительно к стилю, свойственны экспрессивный драйв, танцевальный ритм и нежная мелодичность. Тексты Фомы — иногда ернические, несколько стебные, иногда немного грустные, лирические — никоим образом не претендуют на какой бы то ни было концептуализм. Все это делает альбом очень приятным, легким для восприятия.
Однако не обошлось и без недостатков. В некоторых песнях слабо прописан вокал, из–за чего восприятие слов требует немалого напряжения. Серьезные претензии вызывает и оформление вкладыша. Складывается впечатление, что набор текста производился на компьютере, на котором отсутствует украинский редактор, либо — что того хуже — господа наборщики плохо изучали в школе рiдну мову. Ну нельзя же так!
И все–таки первый блин не оказался комом. МАНДРИ успешно гастролируют по своей стране; их записи можно услышать на FM`овских радиостанциях Киева, Львова и других городов Украины. У меня не возникает сомнений в том, что эта группа очень скоро впишется в национальный рок–истеблишмент, а возможно, покорит просторы нашей некогда необъятной Родины. Чего ей от всей души желаю.

Г.Шостак

© 2005 музыкальная газета