статья


Fireman, The
Секретные файлы Моцарта и Сальери

THE FIREMAN Секретные файлы Моцарта и Сальери

Очень маловероятно, чтобы скромный проект эмбиент/даб–музыки THE FIREMAN смог привлечь к себе много внимания со стороны прессы и рядовых слушателей, не будь его участниками такие известные музыкальные деятели, как Пол МакКартни и Youth. Ведь вообще, как известно, любые работы подобного рода, уже в силу своей жанровой специфики, редко обладают свойством как–либо зацепляться за невротическую реальность нашей поп–культуры. И все–таки факт раскрутки THE FIREMAN состоялся, а посему "МГ", как представитель (и даже в какой–то степени строитель) этой самой поп–культуры, в стороне остаться никак не может. Короче говоря, это значит, что мы вам сейчас подробно расскажем все, что знаем о данном музыкальном явлении. И убьем тем самым сразу двух зайцев. Ведь, по секрету говоря, THE FIREMAN — это действительно отличная музыка.


Сразу нужно сказать, что THE FIREMAN — это никакой не пожарник и вовсе даже не человек, как можно понять из названия. На самом деле это очень сложный и очень простой, слегка концептуальный и немного коммерческий музыкальный проект, авторами которого являются Пол МакКартни и Youth — люди совершенно разные, имеющие, пожалуй, лишь одну общую черту — оба они внесли, хотя и каждый по–своему, гигантский вклад в развитие современной популярной музыки.
Кто такой Пол МакКартни, все мы знаем. Моцарт поп–музыки, а еще человек с гигантским композиторским талантом и посредственным художественным вкусом — пожалуй, вероятнее всего именно так его охарактеризует любой непредвзятый музыкальный критик. Давно замечено, что в случаях, когда МакКартни прибегает к помощи коллег на завершающей стадии создания своих песен, музыка у него всегда получается намного более цельной и органичной, нежели когда он творит полностью самостоятельно. Можно тут вспомнить и Дэнни Лэйна, и Элвиса Костелло, которые, работая в основном не столько над композицией, сколько над внешними аспектами музыки, всегда умели закрывать собой все недостатки и недосмотры Мастера Мелодии.
Кажется совершенно неудивительным, что МакКартни решил поработать с таким профи, как Youth. Даже "моцартианцу" никогда не повредит небольшая доля "сальеризма", в особенности если речь идет о поп–музыке. А в том, что Youth — типичный представитель этого самого, не в обиду будет сказано, "сальеризма" ("сальеризма" не в смысле того, что Моцарта погубил, а в смысле, что, как всякий подлинный профессионал, он "поверил алгеброй гармонию" и "музыку разъял как труп..."), сомневаться не приходится.
Youth, в отличие от МакКартни, — личность менее публичная, хотя говорить о его малоизвестности, в общем–то, тоже не приходится. Бывший басист культовой группы KILLING JOKE, а ныне суперпопулярный продюсер поп–, рок– и электромузыки за последние несколько лет успел поработать с ORB, THE VERVE, CROWDED HOUSE, ART OF NOISE, FINE YOUNG CANNIBALS, ALIEN SEX FRIEND, SYSTEM SEVEN и еще добрым десятком ныне "гремучих" команд. Из всего этого следует, что Youth гораздо ближе к эмбиенту и дабу, чем Сэр Пол МакКартни.

"Святая простота" МакКартни и искусность Youth, без сомнения, определенным образом соединились в музыке THE FIREMAN, но вот каким образом, в каких сочетаниях — полнейшая загадка. Во всяком случае, на обложках компакт–дисков ответа на этот вопрос не найти. Лично мне очень сильно кажется, что основным автором в THE FIREMAN является все–таки Youth, хотя, возможно, я и ошибаюсь.
А теперь немного конкретики. У проекта THE FIREMAN есть уже два альбома. Первый был выпущен в 1993 году и назывался "Strawberries, Oceans Ships Forest". Второй появился на свет совсем недавно, около месяца назад, и носит название "Rushes". Согласно информации компании Parlophone, имевшей непосредственное отношение к выходу этой работы, большинство европейских ди–джеев, у которых была возможность заранее послушать диск, очень одобрительно о ней отозвались, заметив, что такая музыка, по их "ди–джейскому" мнению, лучше всего подходит в качестве звукового фона для занятий любовью. Согласитесь, весьма лестная характеристика — ведь лишь бы какую музыку для этого ответственного занятия никто выбирать не будет.
Теперь стоит рассказать самое интересное — о том, как происходила транслировавшаяся в Internet презентация альбома. Акция, по задумке ее авторов, должна была быть чрезвычайно странной и загадочной, что, в общем, вполне получилось. Замаскировавшийся Пол МакКартни в желтой шляпе с широкими полями, в наушниках, затемненных очках и еще надетой поверх лыжной маске выглядел действительно очень странно, особенно если учесть, что почти все 70 минут, которые длилось представление, он без движения простоял в одном из затемненных углов комнаты, посвистывая в какой–то странный свисток и играя на гитаре своей левой рукой. Лишь однажды он присел за клавиши. Что касается всех остальных звуков, то их обеспечивал, естественно, Youth, почему–то прятавшийся все время где–то за кадром (видимо, не успел найти для себя костюм аквалангиста, чтобы достойно замаскироваться). На небольшом экране в центре комнаты можно было лицезреть различные сменяющие друг друга постмодернистские фотоколлажи или же странные видеозарисовки. Итоговый вывод по поводу состоявшегося действа: поклонники глупых песен о любви в исполнении Пола МакКартни были разочарованы, любители серьезного мультимедиа–искусства — рассмешены. Оно и правда — все было слишком уж в духе "MTV", если не хуже.
Про музыку как таковую рассказывать ничего не буду, так как для этого существует рубрика "Обзор новинок"; в ней вы найдете рецензию на последнее достижение THE FIREMAN.

Александр БОЛЬШИНСКИЙ

© 2005 музыкальная газета