обзор


3 Tenors In Paris, The
Jose Carreras, Placido Domingo, Luciano Pavarotti with James Levine

THE 3 TENORS IN PARIS - Jose Carreras, Placido Domingo, Luciano Pavarotti with James Levine
mg84522.jpg (23659 bytes)
(p) 1998 Resorts Production Ltd.(c) 1998 The Decca Record Company 26tks/78mins

Ну вот, наконец, и до редакции "Музыкальной газеты" добрался диск с записью грандиозного концерта трех величайших Теноров, состоявшийся летом 1998 года в Париже незадолго до завершения Чемпионата мира по футболу! Вообще одни только биографии и списки наград каждого из Теноров заняли бы, наверное, несколько страниц газеты. Поэтому не буду особо утруждать вас славной предысторией этого концерта и скажу лишь несколько слов о двух других активных участниках действа, оставшихся в тени гигантов оперной сцены, но чья роль в проведении грандиозного шоу тоже весьма значительна.
Первый из них — это знаменитый дирижер Джеймс Левайн (James Levine), сотрудничающий с Тенорами уже 15 лет. Он неизменный участник их концертов: в одном только Metropolitan Opera музыканты выступали вместе более 300 (!) раз. Другой — импрессарио Теноров Тибор Рудас (Tibor Rudas). Сотрудничая с Паваротти еще с 1982 года, он организовывал все выступления исполнителей, состоявшиеся за последнее время. Упомяну здесь грандиозное турне теноров в 1996–1997 годах.
Но вернемся к славному городу Парижу. Это был уже третий подобный концерт трех знаменитостей. Два предыдущих состоялись на чемпионатах мира по футболу в Риме (1990 год) и в Лос–Анджелесе (1994 год). Концерт в Париже увидели зрители в более чем ста странах. В одних лишь США из–за огромной популярности Теноров он передавался два раза: в прямой трансляции днем и в записи вечером (в так называемое прайм–время). Сцена была расположена прямо у подножия Эйфелевой башни, куда стеклось огромное людское море.
Имея большой опыт совместных выступлений, Теноры наработали уже определенный репертуар. Так, у них есть произведения, которые они обязательно включают в программу совместного концерта. К примеру, Паваротти, как и в Лос–Анджелесе, исполняет "Granada" и "Nessun Dorma". Кроме того, Теноры обычно включают в каждый концерт по два попурри, где некоторые композиции тоже обязательно повторяются. Правда, справедливости ради скажу, что исполнители стремятся разнообразить свои выступления и новыми композициями, такими, как, например, посвященная Парижу "Sous le ciel de Paris".
Пение же этих людей, обладающих самыми совершенными голосами в мире, описывать просто бессмысленно. Главное, что они продолжают выступать вместе и популяризировать классику. Тот же Паваротти успел спеть со многими поп– и рок–знаменитостями: уже состоялось четыре грандиозных концерта "Pavarotti & Friends", деньги с которых пошли на благотворительные нужды.
Так что, устраивая зрелищные и масштабные шоу (что казалось раньше просто невозможным для академического искусства), они словно воплощают в жизнь нечто, чему очень хорошо подходит лозунг: "Классическую музыку — в массы!". И концерт в Париже можно назвать удачным продолжением этой "просветительской" деятельности трех великих Теноров.

С. Козловский

© 2005 музыкальная газета