May, Brian
Концерты в России


«Мода — не то, что может меня интересовать»

О том, что может шокировать известного музыканта
6 ноября 1998 года частица легендарной группы QUEEN, а именно ее основатель и бессменный гитарист Брайен Мэй дал в Петербурге свой первый и, видимо, единственный концерт, хотя в конце выступления растроганный музыкант и обмолвился фразой: "Сладких вам снов, и до скорой встречи"...
Такого живого и сильного концерта в северной столице России не было давно. И не то чтобы шоу было каким–то выдающимся или великолепен звук; как раз напротив — богатого представления вообще не предполагалось, а звук в ДК им. Ленсовета, как и обычно, оставлял желать лучшего. Магия Мэя заключалась в другом (кстати, не случайно лексикон музыканта изобилует словами типа "магия", "волшебство", "чудо"...). Он покорил публику своей искренностью и был покорен любовью петербуржцев. Слезы на его щеках были настоящими, замешательство в ответ на преданность и привязанность зрителей — тоже. Иными словами, Брайен Мэй был шокирован приемом, он не ожидал ничего подобного от России. Он и предположить не мог, как его любят русские, он даже не знал, кто они такие. Высоченного интеллигентного, повидавшего виды англичанина, оказывается, удивить не так уж и сложно: публика вторила каждой песне, а Мэй плакал и не хотел уходить со сцены.

Первые впечатления
Россия началась для Брайена Мэя с "Пулково — 2", лимузина и пресс–конференции в роскошной гостинице "Астория", где его группа и остановилась. Вот некоторые моменты общения звезды с журналистами.
— Что вы думаете об этом визите в Россию? Каковы ваши первые ощущения?
— Это чудо в моем возрасте предпринимать что–то новое. Я имею в виду приезжать в то место, где никогда не был, в то время как QUEEN объездили весь мир. Мы были чрезвычайно возбуждены, когда самолет подлетел к городу и мы увидели огни, потому что даже мой сын думал, что Россия — это враг. Первое впечатление от города — это поездка из аэропорта в гостиницу, во время которой водитель нашего лимузина рассказывал о своем детстве в Петербурге, о том, как все менялось у него на глазах, об обретенной свободе, о нынешнем кризисе и его ощущениях по этому поводу. Мне было очень интересно узнать все именно таким образом, потому что вообще я не верю газетам, ведь никогда не знаешь, говорят тебе правду или нет. Впервые я услышал обо всем этом от русского человека. Потом увидели эту площадь (прим. автора: имеется в виду Исаакиевская площадь) — очень красиво.
— Расскажите о своей группе.
— Со мной приехали старые музыканты с хорошей родословной, если можно так выразиться.
Нил Мюррей — бас–гитарист, известен тем, что играл с WHITESNAKE, BLACK SABBATH; Спайк, наш давний знакомый, — клавишник, гастролировал еще с QUEEN; Джени Мозес — достаточно молодой гитарист; Эрик Сингер — американский барабанщик, игравший с Элисом Купером и с KISS. Также с нами две красивые девушки на подпевках.
— Вам не надоело играть одно и то же?
— Нил говорит, что у меня уже получается... Соло не является обязательным, я делаю это в зависимости от настроения. И я не играю одно и то же. После пятилетнего перерыва в гастролях я вообще не думал, что буду выступать с сольными проектами. Как ни странно, после всех лет я чувствую, что меня стимулирует работа со всеми этими "эхо". К тому же многое зависит от настроения зала, в этом есть интерактивность. Сейчас я в большей степени свободен. Когда я играл с QUEEN, у меня были определенные обязательства: люди приходили на QUEEN и ожидали услышать нечто конкретное. Теперь я сам выбираю, что играть. Однако в России я чувствую себя обязанным исполнить старые вещи, так как QUEEN здесь никогда не были. Обычно я испытываю беспокойство: мне хочется, чтобы люди знали, что я создаю что–то новое. Но в этой ситуации нам необходимо сделать экскурс в историю.
— Вы считаете себя основателем группы QUEEN?
— Так получилось, что я сделал первый шаг. Но на самом деле это удивительная случайность, что все произошло именно таким образом. Все началось с того, что я повесил объявление в колледже и Роджер откликнулся, мы стали друзьями. Фредди тоже оказался чьим–то знакомым, а Джон — знакомым знакомых. Получается, что действительно я всех собрал, но, очевидно, не без вмешательства свыше.

О чувствах и вдохновении
— Выступления QUEEN всегда были очень артистичны с некоторым элементом гротеска. А каково ваше шоу?
— Гротеск? Вы думаете, что был гротеск? Интересная точка зрения (смеется). А в чем же заключается вопрос? А, мое шоу... Я стою на той позиции, что шоу всегда шоу. Когда мы начинали, эта "театральность" не приветствовалась, это не было круто. Но до сих пор я считаю, что у нас должны быть лучшие музыканты, лучшие осветители, лучший звук настолько, насколько это возможно. Однако дело в том, что я очень отличаюсь от Фредди как солист (он был идеальным декламатором, рок–божеством). У меня несколько другие настроения: мне нравится быть драматичным, громким, но существует и другая моя сторона, тяготеющая к большей интимности. Мои песни в большей степени о человеческих чувствах.
— Вопрос к музыкантам. Как вы чувствуете себя в группе Брайена Мэя? Насколько вы самостоятельны или он диктатор?
Нил: Он очень, очень мягкий человек.
Эрик: Говорю не для того, чтобы похвалить его. Но Брайен — самый приятный в общении человек, с которым я когда–либо работал. А я со многими играл.
Брайен: Спасибо.
Спайк: У него очень много чувств и настроений, что отражается в музыке. Я работаю с ним давно. Он очень добрый и очень глупый (все смеются, включая Брайена). Это была шутка.
Джени: Когда мы играем вдвоем, у нас прекрасное чувство гармонии.
— Брайен, вы продолжаете писать музыку к фильмам? Почему так мало гитарного звука, а больше какая–то симфоническая музыка?
— Я много писал для фильмов, и это меня вдохновляет на дальнейшее творчество. Видимо, потому, что я очень интровертный человек, мне нужен импульс извне. Я использую гитару, но не вся музыка должна быть гитарной, иначе это будет слишком ограниченно. В саундтреке к фильму "Flash Gordon" я использовал как раз очень много гитары; я думаю, что это был первый саундтрек с рок–гитарой. Но я считаю, что музыкант, пишет ли он музыку для себя или к фильму, должен искать новые пути.
— Как человек, лично столкнувшийся с опасностью СПИДа, вы занимаетесь благотворительностью в этой сфере?
— Мы курируем благотворительный фонд Фредди Меркьюри. Первоначально предполагалось создать его на короткий срок, но деньги продолжают и продолжают поступать. Сейчас на счете уже более трех миллионов фунтов стерлингов.
P.S.
— На вас белые сабо при строгом черном костюме(прим. автора: Петербург навсегда запомнит музыканта таким, как он появился в аэропорту и на пресс–конференции, — в черном строгом костюме и нелепых белоснежных сабо). Они дорого стоят? Это модно?
— Они мне просто нравятся и стоили очень дешево. Что же касается меня и моды, то мы никак не соприкасаемся. Мода — не то, что может меня интересовать. Я не интересуюсь модой ни в одежде, ни в музыке. Я думаю, то, что хорошо — хорошо.

И что примечательно, ни творчество Мэя, ни он сам не производят впечатления модности. Говорят, он играет одно и то же вот уже тридцать лет подряд. Наверное, это так. Но как он обращается с гитарой, как завораживает зал! И он не стареет: при том, что музыканту за пятьдесят, его лицо вечно и натурально молодо, а глаза светятся, как у ребенка. И вряд ли его коснулся скальпель пластического хирурга. Просто он вне моды. Он за ней не спешит, оставаясь самим собой. И это работает, в чем могли убедиться побывавшие хоть раз на его концертах люди.

Подготовила Анастасия ГРИЦАЙ
Фото Ольги УРВАНЦЕВОЙ

Другой мир с Брайеном

Что–ж, хоть морозный ноябрь и является месяцем скорби всех куиноманов, в этом году он принес немало приятных часов любителям творчества великой группы QUEEN. 6 и 7 ноября в России впервые состоялись концерты В. Мау в рамках "Another World Tour".

Пролог
Насколько я никогда не надеялся увидеть живьем выступление QUEEN, настолько неожиданным было для меня сообщение о приезде В. Мау в Россию. Честно говоря, если бы не приезд таких звезд, как NAZARETH, D. Bowie, THE ROLLING STONES и многих других, которые наконец–то прорвали годы музыкально–концертного застоя на территории бывшего СНГ, я думаю, многие ни за что бы не поверили, что концерты этой легендарной личности все–таки состоятся. Тем не менее, как и было обещано, Брайан дал два концерта в Питере и Москве.

Пресс–конференция
Все началось с пресс–конференции. Прибыв на данное мероприятие за полчаса до начала, можно было лицезреть небольшую кучку фэнов, толпившихся около отеля. С уверенностью могу сказать, что количество журналистов, пришедших на конференцию, как минимум раза в два, если не больше, превышало количество ожидающих фанатов. Такое наблюдение меня несколько удивило, но потом, когда мне сообщили, что в Питере фэнов вообще не было, оставалось только порадоваться за Москву.
Появление главных действующих лиц несколько откладывалось. Наконец телеоператоры нацелили объективы кинокамер на вход в зал, и спустя несколько секунд все внимание было приковано к входящему Брайену и сопровождающим его музыкантам: Спайку Эдни (QUEEN touring band/keyboard), Эрику Сингеру (KISS/drum), Джеймсу Мозесу (DURAN DURAN/guitar), Нилу Мюррею (DEEP PURPLE, WHITESNAKE, BLACK SABBATH/bass).
Заняв свое место, Брайен проверил правильность обозначения имени на табличке напротив занимаемого им места, после этого журналистам разрешили задавать вопросы. На протяжении всего действа музыканты временами позволяли себе шутить, а некоторые представители прессы пытались не отставать от них. Помимо основного интереса масс–медиа к персоне В. Мау, должное внимание уделялось и остальным, не успевшим заскучать участникам группы.
Вопросы задавались самые разнообразные, начиная с того, почему первая группа мистера Мэя называлась "1984" (факт, безусловно, ставший известным большинству, если не всем репортерам из пресс–релиза — специального выпуска fanzine "Our Fairy QUEEN", раздававшегося перед открытием), до выяснения обстоятельств, побудивших остальных музыкантов принять участие в В. Мау Band.
По окончании встречи Брайен поблагодарил всех присутствовавших, раздал несколько автографов и удалился в кулуары, куда вход для остальных был уже заказан. Оставшиеся музыканты недолго думая разбежались по многочисленным маленьким магазинчикам на первом этаже отеля. Теперь оставалось дотерпеть до семи часов вечера, что, в принципе, было не так–то просто.

Концерт
Итак, в 18.30 я уже был у Дворца спорта "Лужники". Найдя служебный вход, от которого осталось только название, так как, войдя, я очутился в обыкновенном фойе, где толпилась куча зрителей, пришедших на концерт, я стал дожидаться начала представления. Где–то в другом конце вестибюля группа фанатов с упоением распевала классические "We Will Rock You" и "We Are The Champions", под конец самозабвенно аплодируя самим себе. Без пяти минут семь через фойе за кулисы проследовали Н. Мюррей, С. Эдни, Э. Сингер и Д. Мозез. Брайена же еще не было. В начале восьмого из репродуктора раздался голос (очень напоминающий голос диктора ЦТВ времен эпохи застоя, комментирующего за кадром похороны очередного вождя), предлагавший посетить буфет, а затем другой, уже более "живой" голос сообщил, что "по просьбе Брайена Мэя начало концерта откладывается до 19.30". В общем, только около восьми часов на сцене начала выступать разогревающая группа БЕЛЫЙ ДЕНЬ и, отыграв несколько народно–балалаечных кавер–версий, под аплодисменты удалилась. Обещанная в афише группа ЭГО участия в концерте не принимала.
Вскоре на размещенных справа и слева от сцены под потолком двух больших экранах началась демонстрация "эксклюзивного фильма о QUEEN", оказавшегося простым сборником клипов, начиная с "Bohemian Rhapsody" и заканчивая "Radio Ga–Ga". Во время выступления группы на эти же экраны выводилось изображение концерта.
Наконец настал долгожданный момент, но и тут не обошлось без шуток. Слева на сцене во время показа клипов была установлена ширма и микрофонная стойка. Девушка, исполняющая роль конферансье, объявила, что Брайен задерживается и посему вниманию зрителей предлагается выступление его двоюродного брата. Луч света направили на ширму, и весьма эффектно оттуда появляется персонаж с имиджем "под Элвиса", в костюме по моде 30–40–х годов. Это, по сведениям из достоверных источников, и был Брайен. Он исполнил под общее недоумение древнюю песню "It–s Only Make Believe", объявил следующую композицию "Come On Baby", состоящую только из одной этой фразы, и удалился за ширму. Вместо него, прикрывая лицо, появился точно так же одетый товарищ, который хитроумными телодвижениями и декламированием названия песни должен был оттянуть время и объявить самого Брайена. Очень интересная задумка, причем многие так и оставались в неведении относительно того, кто есть кто.
Звучит "Ladies & gentlmen from England Mr. Brian May", и взору публики предстает имитация обложки диска "Another World". Брайен играет вступление, затем срывающимся голосом здоровается: "Привъет, Москва" и вопрошает: "Вы готовы к року?".
Первую песню "Seens YouТve Been Gone" Мэй посвящает Кози Пауэллу, трагически погибшему в этом году. Потом идут композиции из последнего альбома, гораздо лучше воспринимаемые (мной, по крайней мере) "вживую", чем на диске. И вот уже звучат великие хиты: "Fat Bottomed Girl", "I Want It All", "Headlong", "Tear It Up" и "The Show Mast Go On", сыгранные на одном дыхании. Всеобщему ликованию нет предела.
Пришло время небольшого перерыва для Брайена, и он оставляет зал слушать великолепное соло Нила Мюррея, которое замечательно вписывалось в программу вечера. Соло плавно перетекает в следующую часть концерта, где исполнялись инструментальные "Last Horizon", "Brighton Rock Solo" и акустические "Love Of My Life", "Driven By You", "Let Your Heart Rule Your Head". После этого зрители смогли насладиться соло барабанщика Эрика Сингера, завершительную часть которого он сыграл пылающими огнем палочками, что в покрытом мраком зале смотрелось просто потрясающе. Затем Брайен исполнил очень странную акустическо–лирическую версию "Hammer To Fall", под конец все же завершив ее в оригинальном варианте.
Наконец настал черед для заключительных боевиков "We Will Rock You" и "Tie Your Mother Down", после которых группа долго прощалась со зрителями; занавес опустился, и тут, казалось бы, и все. Но...
Музыканты исполняют "на бис" еще две композиции "No One But You" и старую вещь группы MOTT THE HOOPLE "All The Way From Memphis".
Здесь, к глубокому сожалению, действительно все заканчивается, и с чувством глубокого удовлетворения (во всяком случае я сужу по себе) все расходятся по домам.
Можно сделать вывод, что концерт полностью удался. Брайен показал себя с лучшей стороны не только как талантливый музыкант, но и как прекрасный шоумен. На протяжении всего концерта в паузах между песнями он постоянно разговаривал с публикой, а во время игры очень часто выходил "в толпу" на специальный мостик перед сценой. Как и следовало ожидать, лучшие концертные традиции QUEEN не были нарушены и такие хиты, как "Love Of My Life", "We Will Rock You", исполнялись всем залом.
Хоть шоу и продолжалось всего около двух часов, это были самые незабываемые два часа. Безусловно большая заслуга в этом принадлежит великолепным музыкантам, захотевшим выступать с Брайеном.


Музыкальная газета. Статья была опубликована в номере 45 за 1998 год в рубрике музыкальная газета

©1996-2024 Музыкальная газета