Jon Spencer Blues Explosion, The
Взрыв свежести

THE JON SPENCER BLUES EXPLOSION -
Взрыв свежести


"Для большинства людей мы никоим образом не связаны с блюзом. Но мне кажется, что мы — самая настоящая блюзовая группа в том смысле, что мы все делаем очень честно и от всего сердца, что является попыткой пробудить чувство. На самом деле мне не нравятся такие люди, как Эрик Клэптон, которые играют множество соло и постоянно импровизируют. На мой взгляд, это не чувство, это онанизм".

Джон Спенсер

Все началось с PUSSY GALORE. Название коллектива не станем переводить по двум вполне разумным причинам. Во–первых, любителям изящных фраз результат придется не по вкусу. Во–вторых, к названию группы он не имеет никакого отношения. Ведь всю ответственность за эти два слова следует возложить на автора романа "Голдфингер" о знаменитом агенте 007 Бонде, Джеймсе Бонде, который выдумал героиню с подобным именем, бывшую хозяйкой летающего цирка. История коллектива проста , банальна и полна подростков с неудовлетворенным стремлением к радости. Родившийся в Гановере, штат Нью–Хемпшир, Джон Спенсер (Jon Spencer) заскучал к 18 годам настолько, что отправился учиться в колледж при Brown University, где, как ему казалось, будет повеселее. Но не тут–то было. Все как назло пытались стать адвокатами или кем–нибудь еще. Там он встретил столь же заскучавшую Джулию Кэфриц (Julia Cafritz). В результате они бросили учебу и в 1985 году переехали в Вашингтон, округ штата Колумбия, где вместе с Нейлом Хэгерти (Neil Hagerty) и основали PUSSY GALORE (заметьте, три гитары и ни одного баса).

По некоторым сведениям, Спенсер в 1985 году играл в индустриальной группе SHITHAUS, которая за время своего существования даже выпустила кассету. Тогда же Джон снял два экспериментальных фильма ("Pus: The Movie" и "Ponzos’s Masterwork") на 16–миллиметровой пленке с использованием музыки SHITHAUS. Описывать их, пожалуй, не стоит, только скажу, что они были достаточно откровенными, чтобы публика на Нью–Йоркском андерграундном кинофестивале 1986 (или 1987 — доподлинно неизвестно) года возопила от возмущения.

В том же 1985 году Спенсер повстречал мороженщицу Кристину Мартинез (Christina Martinez), вместе с которой группа в 1986 году перебралась в Нью–Йорк. Говорят, что это случилось после того, как музыканты отыграли во всех клубах города и уже не видели на этом месте никаких перспектив. А в Нью–Йорке, глядишь, и жизнь повеселее. Там к ним присоединился бывший ударник SONIC YOUTH Боб Берт (Bob Bert), а Мартинез официально вошла в группу.

Что можно сказать о коллективе, который одни безбожно ругают за неумение и нежелание играть нормально, другие хвалят как передовую гвардию андерграунда? Наиболее же трезвые справедливо отмечают, что невозможно только одно: не обращать на них никакого внимания — столько шуму они производили на своих выступлениях и на записях.

Первым примечательным релизом коллектива стал выпущенный только на кассетах альбом "Exile On Main Street" — с точностью до песни перепетый классический альбом ROLLING STONES. Говорят, что слабонервным поклонникам "группы #№2" с нарушениями сердечно–сосудистой системы или без таковых (после точно появятся) к прослушиванию не рекомендуется. Вот такая безобидная шутка, каждый экземпляр которой ныне стоит за 500 долларов, записанная в ответ на угрозу SONIC YOUTH перепеть "Белый альбом" THE BEATLES (а может, услышав "Exile On Main Street" в таком исполнении, они этого и не сделали?). Затем пошли свои песни, однако в 1989 году во время записи "Dial ‘M’ For Motherfucker" из группы ушла Кэфриц, и коллектив развалился. В 1990 году Берт, Хэгерти и Спенсер собрались снова и записали "Historia de la Musica Rock", но ничего, кроме студийной работы, у них не получилось.

Хэгерти основал свою группу ROYAL TRUX, а Спенсер стал играть сразу в нескольких группах, среди которых THE GIBSON BROTHERS, LIVE SKULL, BORN TO LOSE, HONEYMOON KILLERS и здравствующая поныне BOSS HOG. С последней дело было так. В 1989 году в последнюю минуту кто–то не смог выступить в знаменитом клубе "CBGB", и Спенсер с Мартинез, взяв парочку музыкантов, сыграли замену. Говорят, что они прямо во время концерта обрели неимоверную популярность. Конечно, этому, должно быть, поспособствовало то, что Кристина свой первый концерт в качестве лидер–вокалистки провела обнаженной. Впрочем, BOSS HOG — это отдельная история, и мы к ней как–нибудь вернемся.

Группа THE JON SPENCER BLUES EXPLOSION была основана Спенсером в 1991 году вместе с гитаристом Буддой Бауэром (Buddah Bauer) и ударником HONEYMOON KILLERS Расселом Сайминсом (Russel Simins). Как вы можете заметить, бас–гитара напрочь отсутствует и в этом составе, однако все изменилось в корне. Изменилось само отношение к музыке. Уже на появившихся в 1992 году дебютных записях группы критики отмечают большой потенциал коллектива, его желание что–то сделать, которое у PUSSY GALORE напрочь отсутствовало. "Это была другая группа, — говорит Спенсер, — скорее что–то направленное против толпы. Большей частью это было отчаяние того, что ничего больше в рок–н–ролле сделать было практически нельзя, все кончилось. Ну, и помимо этого мы были просто злы. В этой группе (BLUES EXPLOSION. — Прим. авт.) мы наслаждаемся тем, что играем музыку". Если музыку PUSSY GALORE слушать было почти невозможно, что THE JON SPENCER BLUES EXPLOSION начали подавать какие–то надежды критикам на то, что те смогут разобрать что–либо в месиве шума.

В 1993 году позиции укрепляет альбом "Extra Width", записанный в один присест, вслед за которым вышел "More Width" — сборник студийных дублей песен из того же альбома. Несмотря на успех работы у критиков и поклонников, Спенсер остался ею в некоторой степени недоволен: "Я гордился альбомом, я чувствовал, что мы чего–то достигли, но он мог звучать лучше". Последние сомнения в появлении новой яркой группы на независимой сцене снял "Orange". Над ним музыканты работали более кропотливо, чем когда бы то ни было до этого. После записи основных партий Спенсер и звукорежиссер Джим Уотерс провели еще четыре месяца в студии, занимаясь сведением и записью дополнительных партий, которые изначально не были предусмотрены. Так в итоговом варианте на альбоме появились ди–джейские скрэтчи и самые настоящие струнные (все знавшие Спенсера по PUSSY GALORE отказывались верить своим ушам). Помимо этого, Джон пригласил Бека (Beck) для записи песни "Flavor". Как оказалось, решение созрело, когда в нескольких интервью Спенсер прочитал, что Бек является большим поклонником PUSSY GALORE, а не из–за того, что его хит "Loser" крутился по "MTV" днем и ночью (у Джона нет дома кабельных каналов). Однако и тут простого пути искать никто не стал — вокал Бека был записан по телефону. Следует отметить, что обложку "Orange" (как, впрочем, и всех альбомов PUSSY GALORE) Спенсер сделал сам. Он, кстати, в то время работал дизайнером в журнале "Details", а до этого в "Rolling Stone" и "U.S.". В общем, альбом получился еще более веселым и заводным. В музыке стало больше цепляющих мелодических фрагментов, что немало озадачивало критиков, слышавших ранее творения PUSSY GALORE.

После множества концертов и слухов о распаде в связи с успехом BOSS HOG музыканты в 1996 году выпустили альбом "Now I Got Worry". Здесь проявилось увлечение Спенсера блюзом. Отчасти это произошло благодаря совместным выступлениям и зародившейся дружбе THE JON SPENCER BLUES EXPLOSION и известного блюзмена Ар–Эл Бернсайда (R.L.Burnside), которому посвящена песня "R.L. Got Soul". Но ТАКОГО энергетически накаченного блюза, смешанного Бог знает с чем, еще никто не слышал. В результате работу уже нельзя было назвать "альбомом для вечеринок", что было справедливо для "Extra Width" и "Orange".

После более чем просто успешных концертов по всему миру группа засела за запись нового творения, которое появилось на прошлой неделе под названием "Acme". В записи программы принял участие целый букет звезд. Тут и Дэн Накамура (Dan Nakamura) по прозвишчу "The Automator", и (Ти–Рэй (T Ray) из CYPRESS HILL, и работавший над предыдущими альбомами Спенсера Джим Уотерс (Jim Waters), и лидер любимых Джоном ATARI TEENAGE RIOT Алек Эмпайер (Alec Empire), и продюсер BIG STAR, PANTHER BURNS Джим Дикинсон (Jim Dickinson), и пресловутый продюсер, участник SHELLAC и BIG BLACK Стив Альбини (Steve Albini), и работавший с PUBLIC ENEMY и SONIC YOUTH Ник Сансано (Nick Sansano), и помогавший BUTTHOLE SURFERS и WEEZER Крис Шо (Chris Shaw). Как вы могли предположить, "Acme" — это взрывоопасная смесь множества самых разных стилей — от госпела, кантри и блюза до хип–хопа и рок–н–ролла.

"Я собираюсь продолжать делать то, что мне, черт побери, захочется. Я буду делать записи, какие мне захочется. Я не хочу быть снобом, но музыка — это моя жизнь," — говорит Спенсер. Что ж, наверное, это именно та причина, по которой все с нетерпением ждут каждой его новой записи. И несмотря на время и изменения в звучании, он остается верен себе, продолжая создавать вместе с группой невероятный коктейль, наполненный настоящей живой и задорной энергией рок–н–ролла, в смерть которого после прослушивания альбомов THE JON SPENCER BLUES EXPLOSION поверить нельзя. Не верите? Так послушайте же!


Музыкальная газета. Статья была опубликована в номере 42 за 1998 год в рубрике музыкальная газета

©1996-2024 Музыкальная газета