Outkast
OUTKAST

OUTKAST -
Инопланетные рэпперы из Атланты


"Мотаун" американского Юга", "Новая черная Мекка Штатов" — так называют с недавних пор Атланту музыкальные критики.

Им вторят громкие эпитеты, которыми наградила мировая спортивная пресса дружелюбную и ухоженную южноамериканскую столицу Летних Олимпийских Игр 1996 года. Однако хочется упомянуть несколько фактов из совершенно другой плоскости. А именно то, что две трети населения города имеют темный цвет кожи, но почему–то до середины 90–х годов мы не слышали ни одного громкого рэп–имени из Атланты. Удивляет и мрачная статистика массовых убийств черных детей в конце 70–х годов, а также 80 черных церквей, сожженных до тла за 6 лет до того, как в Атланту съехались лучшие спортсмены со всего мира и их водили на экскурсии по городу и говорили, как хорошо жить в Америке. И все это время в мэрии сидели черные чиновники. Есть о чем задуматься...

В эру повального плагиата и бездушного клонирования черная музыка стала напоминать сообщество колоний строго режима, в каждой из которых есть свои авторитеты и жалкие шестерки, подстраивающиеся под паханов. На зонах — понятно: все происходит помимо воли, но в жизни–то кто заставляет одних (которых большинство) унизительно питаться за счет разработок других (которых единицы)?!

Хвала природе, в хип–хопе все еще появляются яркие индивидуальности, которым наплевать на моду, их музыка оригинальна, а значит, в скором времени они автоматически станут донорами для десятков их подражателей. Одними из таких самобытных новичков в 1994 году стали двое рэпперов из Атланты, Dre и Big Boi, объединившихся под именем OUTKAST. Antwan Andre Patton (Big Boi) и Andre Lauren Young (заметили? — его зовут так же, как и Dr. Dre, но на докторскую он пока еще не тянет), 19–летние парни, прославили свой город так же, как в свое время Eazy–E и N.W.A. отметили родной Комптон жирной точкой на рэп–карте Америки.

Dre и Big Boi были такими самородками, что L.A. Read, глава лейбла LaFace Records, не дал им даже закончить колледж, заключил контракт, приставил к ним классного южного продюсера (Organized Noize) и вскоре был безмерно счастлив своей дальновидностью. Первый же сингл OUTKAST "Player’s Ball" оккупировал 1–е место рэп–чартов "Биллборда" шесть недель кряду, а их дебютный платиновый диск "Southernplayalisticadillacmuzik" доказал всем скептикам, что южане смыслят в рэп–искусстве не хуже старожилов Восточного и Западного побережий.

На Юге, как нигде больше, чтят патриотизм, предпочитают кадиллаки мерседесам, виски — водке, знают цену свободы и демократии. И рэп OUTKAST базируется на южном образе мышления, не принимающем условностей. Им чужды гангстерские стереотипы Запада. Они не прижились бы на Востоке из–за высокомерности местных негров, уверенных в своей исключительности. Вы никогда не дождетесь от обоих признания в привязанности к определенному музыкальному стилю. Они всеядны, слушают рок, рэп, рэгги, блюз и даже ходят в оперу, иногда балдеют от камерной музыки. В своем творчестве им нравится использовать новые, по большей части живые инструменты, в то время как большинство рэпперов из–за скудного музыкального образования (а то и из–за его отсутствия) накладывают свои грязные речи на жутко минималистический бит, злоупотребляя сэмплами и басами. OUTKAST не имеют ничего против сэмплов и сами их часто используют, когда нет времени репетировать с музыкантами, но они считают, что нужно чувствовать разницу между сэмплированием и воровством. Когда они сэмплируют звуковые фрагменты каких–то песен, вы, услышав то, что у них получилось; вряд ли догадаетесь о первоисточнике. И еще, они не любят видеоклипы большинства рэпперов, которые вводят в заблуждение черных подростков со всем этим шампанским, девочками, красивыми тачками и большими пистолетами — в общем, красивыми сказками для тех, кто не в курсе. На самом деле любого негра ждет нелегкая жизнь, и это единственная правда.

Особым успехом пользовался второй альбом OUTKAST "ATLiens" (сокращенно "Инопланетяне из Атланты"). Здесь они одними из первых рэпперов обратились к космическим темам в своей музыке. "Нас достала обыденность хип–хопа, который постоянно топчется на месте, — разъясняет концепцию "ATLiens" пришелец Дре. — Все рэпперы только и делают, что поют об одном и том же, звучат fuckin’ однообразно. Мы же хотим растолкать этих сонных созданий и порадовать публику свежими рифмами. Мы не против, чтобы кто–нибудь взял с нас пример и даже содрал у нас что–нибудь. Может так статься, что и они когда–нибудь станут новаторами и уже мы у них поучимся уму–разуму".

В результате этих креативных изысканий второй альбом дуэта сумел уместить в себе самые сочные элементы фанка, рэйва, хип–хопа, соула, ритм–энд–блюза, в очень подвижной консистенции, которая не дала бы вам заснуть, а наложенные на все это фантастические тексты вконец заполняли разум слушателя, который чувствовал себя если не интеллектуалом, то интеллигентом точно. "Мы действительно записали суперальбом, — без лишней скромности заявлял Big Boi, — потому что, когда его слушаешь, рука не поднимется нажать на кнопку перемотки или стопа". Это был действительно суперклассный альбом. 35 песен было написано и лишь 14 самых достойных получили место на диске. Там было много серьезных моментов, но в основном ребята прикалывались, так как чувствовали свободу самовыражения.

На фоне иронии достаточно ненадуманно слушались и проблемные раймы ("был там, делал то"). Вообще "Outcast" с английского переводится многозначительно ("изгнанный", "отверженный" и даже "бездомный"), но для участников OUTKAST — это "человек, не принятый обществом", "чудак, не находящий своего места среди нормальных (читай: усредненных) людей". Именно такими изгоями американского общества до сих пор являются нигеры. Dre и Big Boi стараются разбудить их мятежное сознание, заставить оглянуться вокруг и бороться за достойную жизнь. Получается, что инопланетяне, изгои и нигеры — это одно и то же. Dre говорит, что быть инопланетянином — это то же самое, что быть самим собой, когда тебя никто не понимает. OUTKAST лишь подсказали их слушателям, что на земле еще остались общечеловеческие ценности и места, которые дороги всем. Нужно просто попытаться найти себя в этом мире и быть честным хотя бы наедине с собой. Послушайте первый сингл "Elevators (Me And You)" из этого альбома, и вы получите исчерпывающий ответ на вечный вопрос, как стать счастливым, на примере жизненного пути участников OUTKAST.

Однако вернемся к проблемам. Вспомним те же Олимпийские Игры 1996 года. Тогда для двухнедельного размещения спортсменов, репортеров и гостей Атланты власти пошли на выселение бездомных, среди которых подавляющее большинство черных, из их временных жилищ, на месте которых появилась Олимпийская деревня. А ведь мэром Атланты в то время был отнюдь не Боб Доул, а такой же черный американец, как и те бездомные малоимущие "отбросы" общества. Это значит, что даже черного человека может испортить власть и он наплюет на проблемы своих братьев.

Как вы уже поняли, OUTKAST являются одними из лидеров афроцентристского течения в рэп–музыке. Dre и Big Boi вместе с друзьями из GOODIE MOB, их продюсером Organized Noize, SOCIETY OF SOUL и Mista входят в клан RED CLAY. Их деятельность чем–то напоминает усилия, прилагаемые NATIVE TONGUE и BOOT CAMP CLICK. Вообще Юг — это более организованная группировка, чем Запад и Восток, поэтому, даже несмотря на то, что там гораздо меньше разных объединений, картелей и кланов, их работа гораздо эффективнее, чем где бы то ни было. Вместо того, чтобы враждовать друг с другом или с подобными организациями по всей Америке, южане стараются общими усилиями сохранить и довести черную культуру до масс.

Новый альбом "Aquemini" наших героев с 29 сентября чинно движется вверх в американском хит–параде. В его записи участвовали такие рэпперы, как Cee–Lo и Big Gipp(из GOODIE MOB), Raekwon (WU–TANG), Cool Breeze, а также несравненная Eryka Badu. Кажется, что это еще одна бомба от OUTKAST, но не буду спешить с комплиментами, пока сам не послушаю. Хотя, если они и на этот раз не прекратили свои эксперименты, значит, они на правильном пути. Во всяком случае, мне кажется, что именно за таким подвижным хип–хопом будущее. А в ближайших планах у нас рассказы о других известных рэп– и соул–коллективах из города Атланты, таких как GOODIE MOB, TLC и XSCAPE.


Музыкальная газета. Статья была опубликована в номере 42 за 1998 год в рубрике музыкальная газета

©1996-2024 Музыкальная газета