Чайф
Рок - бацилла добрая


"Нет, он не патриот, а скорее очень цепкий человек. Единожды "захватив" свердловскую студию звукозаписи, умный Вова не стал искать более теплых мест..."

Настя Полева

Вот такой эпиграф вполне заслуживает единственный "патриот" Урала, "последний из могикан" свердловский домосед Владимир Шахрин. По сей день некоторые "чайфовцы" делают робкие попытки остаться, или, как они выражаются, зависнуть в Москве, Питере. И что же? Суровым магнитом притягиваются к родным краям снова. Последний год, по мнению большинства поклонников ЧАЙФА, ознаменован пропажей, таинственным исчезновением любимой команды.

Однако сами музыканты считают, что их главная задача — вовремя сунуть нос куда не следует, чтобы разговоров о них хватило на долгое время.

Но время идет, а ЧАЙФА все не слыхать. Видимо, сказывается–таки их отдаленное место жительства:

— На самом деле мы и не пропадали. Это московские "мажоры" — эстрада любят раздувать из мухи слона, и богема тут как тут. Вроде как из песни Шевчука — "По малейшему поводу пир". У рокеров все иначе, мы вечно чего–то выжидаем... Мастерим праздник жизни?.. Прямо как 20 лет назад — те же квартирники, та же радость от посещения дружеских вечеров, те же песни под гитару. Нет, песни–то на самом деле новые, да и гитары тоже, просто дух времени сохранился.

— Спорю, что речь идет о Свердловске — Москва, Питер едва ли теперь так уж славятся квартирниками, многочисленными теплыми вечеринками.

— Да, в общем, о нем, милом, — о Свердловске. Кстати, там находится моя семья — жена, две дочки. Старшей пошел 17–й годок, и за это лето она очень крепко подсела на западную и нашу рок–н–ролльную музыку. Я не приложил к этому ни малейшего усилия. Дочка с подругами ходит на все рок–концерты, в том числе и на отцовские. Я считаю, это хорошее увлечение, ведь рок — бацилла добрая. Мои дочери знают репертуар ЧАЙФА от и до. Но они молодцы — мне нравится, что мои дети не подмазываются, не говорят комплиментов. Зато на даче слушают беспрестанно "Оранжевое настроение 2", "Реальный мир". Это и есть высший знак внимания.

— Вячеслав Бутусов считает, что публика не прощает ошибок, потому он не любит импровизации. А насколько часто импровизируете на своих выступлениях вы?

— Да очень часто. Бывают чисто технические импровизации, когда — бам! — струна порвалась и песню нежелательно останавливать, или при случае, если вдруг взяли не тот темп. Главное, чтобы это не было заметно зрителям. Однако бывают вещи и поковарнее. Например, когда играешь, играешь и вдруг чувствуешь: сейчас взорвется комбик. Ну взорвется и все! Вот тут–то лучше всего об этом предупредить всех и заранее. Причем так, чтобы для публики это звучало весело, а для организаторов устрашающе. Что касается творческой стороны, у нас не бывает концертов под копирку. Вроде бы программа одна и та же, а концерты совершенно разные. Но если говорить о более глобальном творческом эксперименте... Многие боятся выпускать альбомы в разных руслах из–за возможного непонимания со стороны фанов. Мы, я считаю, можем позволить себе подобный эксперимент. Но почему–то с виду непохожие альбомы все равно несут марку "чайфов" уже с первой песни.

— Продолжая тему о дружеских вечерах. Где они проходили 20 лет назад и где проходят сейчас?

— Мы собирались во дворах. Может быть, в меньшей степени, чем наши родители. Двор был клубом общения, потому что по телевизору была только первая и вторая программы, ничего интересного для нас, подростков, не показывали. Вся работа при школах политизирована — комсомольские организации, отряды. Поэтому местом, где действительно кипела жизнь, был двор со всеми его плюсами, минусами, радостями и пороками. Из нашей дворовой компании сейчас едва ли кого–то вижу. Зато мой школьный класс был очень дружный. 1 ноября будет 21 год нашему выпуску. В том году на круглую дату пришло 19 человек! Мы просидели до двух ночи, выпили 50 бутылок шампанского. Жизнь показала, что все энергичные, веселые, двоечники очень неплохо устроились, уверенно себя чувствуют. Сам я восемь лет проработал на стройке, знаю, что это такое.

— Так что же это такое?

— Это место, вгоняющее любого в сверхузкие жизненные рамки. На стройке существует только матерный язык. Однако это никак не повлияло на мои отношения внутри семьи. Я ни разу не ударил жену, ни разу не произнес в квартире матерного слова. Кстати, стараюсь не докучать воспитанием своим дочерям, что и является причиной конфликтов с женой. Она считает, что отец должен уметь повлиять, надавить, а я хихикаю, потому что в поступках своих детей вижу себя. Как можно заставить учиться, когда я сам начиная с 8–го класса не занимался уроками? У меня ни одной тетради не было! Жене этого не объяснишь! Но так или иначе, у меня растут достаточно самостоятельные и независимые дети. Например, когда старшая приглашается на какую–нибудь молодежную вечеринку, то всегда предупреждает подруг: "Только не говорите, что я дочка Шахрина!" Стало быть, хочет, чтобы ее любили не только из–за "звездного родственника". Намного интереснее самостоятельно вкусить жизнь.

— Кстати, о поколениях музыкантов. Кому, на ваш взгляд, было легче добиться успеха — группам 70–х или сегодняшним коллективам?

— Боюсь, мой ответ покажется необъективным, потому что я не был в шкуре нынешнего молодого музыканта и не могу до конца понять, это тяжело или легко. В какой–то степени им, конечно, проще — они не точат лобзиками электрогитары. По крайней мере ребята знают, что у них есть хоть какой–то шанс. То есть теоретически это возможно: выпустить пластинку, прокрутиться на телевидении, добиться, чтобы собственные песни звучали на радио. А мы, когда начинали играть, даже не обсуждали данный вопрос. Этого не могло быть! Группа играла в школе, техникуме на танцах для студентов и понимала: другой аудитории быть не может. Так что это минусы моего поколения. Зато вот мысли, что теоретически ты можешь выпустить CD, а практически ни фига не получается, это тоже очень тяжело. Так что психологически, наверное, молодым и труднее.

— А если когда–нибудь ваша дочь захочет петь, создать группу, будут ли определенные советы со стороны отца?

— А как же иначе? Недавно она сказала мне: "Я хочу научиться играть на гитаре". Я дал ей инструмент, дал в руки самоучитель и сказал: "Вот разучивай партии, и если не надоест, то через месяц будем учиться играть". Ну чем конкретно я могу ей помочь? Разве что инструментами и репетиционной базой. А конкурсы? По–моему, для рок–музыкантов их устраивают не так уж часто. Хотя, как поет Кинчев, "рок–н–ролл — это не работа". По складу ума мои дочери могли бы работать в сфере бизнеса, на телевидении, радио. У них неплохо подвешен язык. Но если завтра они захотят быть учителями... Что ж, отговаривать не стану. Главное — никаких мужей–музыкантов! Это, конечно, шутка. Просто есть поверье — либо ты человек хороший, либо музыкант хороший.

— А какое из этих двух качеств соответствует вашей группе?

— ЧАЙФ собрался из исключительно добрых людей, которые потом еще и играть научились. Но зато мы все настолько разные! Мы слушаем разную музыку, нам нравится разный тип женщин. Но все "чайфы" едины во мнении относительно того, что женщина должна быть живой.

— А то как же?!

— Да нет, речь идет об естественности поведения, внешности. Ведь насколько женщина ощущает себя интересной, настолько она и привлекательна. Вообще при росте метр восемьдесят иметь стройные ноги очень просто. А вот ослеплять шармом, имея рост метр пятьдесят, — это уже искусство.

— Вопрос о слухах. Многие поклонники группы ЧАЙФ почему–то утверждают, что вы — автор песен "Маленькая девочка со взглядом волчицы" и "2001 год", которые исполняет группа КРЕМАТОРИЙ.

— Я полностью опровергаю эти слухи, хотя мне очень нравится песня "Маленькая девочка". Она часто совпадает с моими внутренними переживаниями, и Армен Григорян это знает. Хотя вообще это музыка, положенная на стихи. Их–то я часто читаю во время своих выступлений. А вообще с группой КРЕМАТОРИЙ я в достаточно теплых отношениях. Что же касается заимствования творчества... Главное — чтобы все было честно. Скажем, многие наши песни подходят КРЕМАТОРИЮ, а Григорян, в свою очередь, исполняет песни Майка Науменко так, что это кажется достаточно гармонично. Вспомним хотя бы майковскую "Дрянь" в исполнении КРЕМАТОРИЯ.

— Сейчас модно копаться в архивах. Например, АГАТА КРИСТИ извлекла из недр свердловского TV много интересной информации о себе...

— Я уверен, что на свердловской телестудии сохранились и оригинальные записи группы ЧАЙФ. Многие из них у нас уже есть. А с другой стороны, ведь очень сложно найти подобным вещам применение. Разве что для видеоклипа.

— И напоследок, расскажите о самом... запоминающемся автографе, который вам когда–либо приходилось давать.

— Пожалуй, таким запоминающимся был автограф на студенческом билете. Я, конечно, расписался не на месте декана, и тем не менее, говорят, — это на счастье!


Музыкальная газета. Статья была опубликована в номере 40 за 1998 год в рубрике музыкальная газета

©1996-2024 Музыкальная газета