Marilyn Manson
Manson

MARILYN MANSON

Прелюдия

Кто–то хотел бы услышать на своих похоронах "Белый альбом" THE BEATLES. Кто–то предпочел бы отойти в мир иной под "Колечко" ИВАНУШЕК INTERNATIONAL. Есть и такие, кто уже выбрал себе Whitney Houston. А MARILYN MANSON рискуют стать "отходной молитвой" менеджеров американских концертных залов и стадионов. Да... Организаторы концертов MARILYN MANSON и представители административных властей городов, переживших этот ужас, до сих пор просыпаются в холодном поту, отгоняя от себя призраки мистера Мэнсона.

Мы уже должны были привыкнуть к тому, что экстремальные группы пытаются производить впечатление посланцев из ада, вестников тьмы и прочих. Законопослушные граждане давно не принимают это всерьез. Но ТАКОГО еще не было. Тут уж поневоле начинаешь думать, что на сцене не люди, а поднявшиеся из ада демоны.

Часть первая. Сухая

Как бы то ни было, давайте для начала пробежимся по истории. Marilyn Manson, или, как его называла мама, Brian Warner, в детстве был замкнутым ребенком, не находившим лучшего занятия, чем размышление о глобальных проблемах человечества. С раннего детства в христистианской школе для мальчиков ему пытались привить любовь в Господу, но, возможно, именно это и стало причиной отрицания им какого–либо господа впоследствии, когда он столкнулся с реальным миром. С возрастом Брайан (будем называть его так) начал находить для себя жуткие несправедливости со стороны религии и решил, что лучше быть атеистом (а не сатанистом, как считает большинство антифанов MARILYN MANSON... Но об этом попозже).

Когда Брайану исполнилось 18 лет, он закончил школу в Огайо и переехал во Флориду, где нашел себе работу в местном музыкальном издании. Там он работал журналистом и музыкальным критиком, сочиняя по ходу стихи. В один прекрасный день его стихам открылось будущее: Брайан со своим другом Jeordie White решил всерьез заняться музыкой. Начали они, конечно, с изменения своих имен (как же без этого?). Тактика выбора имен, должно быть, уже известна всем: имя супермодели и фамилия суперманьяка–убийцы (впоследствии все новобранцы получали имена по этому принципу). Так появились Marilyn Manson и Twiggy Ramirez. Их первыми шагами в мир музыки была работа в дэз–металлических группах SATAN ON FIRE и MRS. SCABIREE. Но в 1989 году Брайан вместе со Скоттом Путески (Scott Mitchell Putesky, реинкорнированный в Daizy Berkowitz) создают свою группу. Брайан пел, Берковиц играл на гитаре, Банди (Olivia Newton Bundy) — на басу, Заза (Zsa Zsa Speck) — на клавишных, а драм–машина — на барабанах. Группа тогда называлась MARILYN MANSON & THE SPOOKY KIDS. В процессе творческого самоопределения в группе появляются новые лица: Madonna Wayne Gacy сменил Зазу, Gidget Gein сменил Банди, а Sara Lee Lucas — драм–машину. В 1990 году Брайан встречает Резнора (Trent Reznor, NINE INCH NAILS), который радикально изменяет музыкальные взгляды Брайана. Создается совершенно новая музыка.

До 1993 года группа набирает популярность, выпускает демо, синглы и занимает первые места в местных музыкальных фестивалях. В 1993 году Брайан с группой, переименованной в просто MARILYN MANSON, выпускает первый полновесный альбом "Portrait Of An American Family", продюсированный человеком по имени Roli Mossiman. Но Брайану не нравится звук, и он обращается к Резнору. Тот соглашается выступить в роли продюсера. Тем временем место Гиджета занимает старый знакомый Брайана, Рамирез. В течение года идет перезапись альбома, и в 1994 году он выходит в новой версии, со старым названием, но уже на лейбле Резнора Nothing Rec.

После выпуска альбома MARILYN MANSON отправляются в турне "на разогреве" у NIN. В 1995 году они уже самостоятельно гастролируют с программой "Poaaf". Затем — гастроли с также замечательными коллективами KORN и DANZIG. На концерте 10 марта 1995 года Брайан поджег ударную установку, за что Лукас страшно на него обиделся и ушел из группы. Но что ни делается — все к лучшему. За барабаны садится Ginger Fish, который придает группе более плотное и агрессивное звучание. Затем — первый клип "Dope Hat". К осени вместе с листьями на деревьях золотым становится "Poaaf". В начале 1996 года ЕР "Smells Like Children" дебютирует в "Billboard" на 53–м месте в графе "200 лучших альбомов". Кавер–версия песни EURYTHMICS "Sweet Dreams" и ее же клип становятся хитом года, и к осени сингл "Sweet Dreams" приобретает статус платинового. Незадолго до начала записи нового альбома "Antichrist Superstar" из группы уходит один из основателей — Берковиц. На его место приходит еще одно новое лицо — гитарист, которого Брайан окрестил как Zim Zum. Новым составом MARILYN MANSON отправляются в Новый Орлеан и с усердием приступают к записи. Гитарные партии исполнили Брайан, Резнор, Рамирез и гитарист NIN Danny Lohner. Берковиц, правда, тоже внес свою лепту — он участвовал в записи четырех песен. По ходу записи альбома MARILYN MANSON выпускают сингл и клип "Beautiful People", которые тут же становятся суперхитами. 8 октября 1996 года выходит долгожданный "Antichrist Superstar". Многие магазины в Штатах открылись уже в полночь с 7–го на 8–е и моментально распродали первую партию компактов. "ACS" дебютировал на третьем месте в "Billboard". Эта работа MARILYN MANSON была более серьезной, глубокой, глобальной, чем прежние, и в то же время более мрачной и экстремальной. Теперь уже окончательно сложился стиль MARILYN MANSON, толком определить который, тем не менее, так никто и не может по сей день. Были, однако, такие предположения: hard alternative, industrial–metal, alternametal, shock–rock, goth, glam и т.п. Я же больше склонен считать, что MARILYN MANSON играют смесь индастриэла, готики и глэм–рока, хотя ни одно из этих клише, в принципе, не подходит для описания творчества MARILYN MANSON. Так что лучше я умолчу о стиле как таковом, и будем считать, что это просто "стиль MARILYN MANSON".

Часть вторая. Кровавая

Итак, пройдясь по фактам, предлагаю перейти к сути. Каким–то образом так вышло, что MARILYN MANSON стали в равной степени самой любимой и самой ненавистной группой в США, что, несомненно, делает ее самой популярной (как в США, так и во всем мире). Все началось с того, что Брайану показалось недостаточным просто исполнять свои песни. Это было слишком скучно для его широкой, изобретательной натуры. Он решил, что публику нужно во что бы то ни стало шокировать. И что бы он для этого ни делал, результат его всегда радовал. Концерты MARILYN MANSON превратились в настоящие шоу, имевшие мрачный, в большинстве своем неприемлемый обществом характер. Посмотреть на то, как сходят с ума раскрашенные "демоны" в бутафорских нарядах, — что еще надо молодым ненормальным американцам?!

Выдумки Брайана принимали все более скандальный характер. В конце концов по стране стали ходить нелепые слухи о группе, на концертах которой происходит все, вплоть до сатанинских обрядов.

18 октября 1994 года произошел первый шаг в новую историю MARILYN MANSON. В то время группа гастролировала с NIN. На этот день было запланировано выступление в Солт Лейк Сити. На этот раз все пошло не по плану. Городская патриархия мормонов в сотрудничестве с менеджерами Delta Center, в котором должен был проходить концерт, заявили наотрез: NIN могут выступать у нас, но MARILYN MANSON — ни за что. Это был первый, но далеко не последний запрет. Но, несмотря ни на что, Брайан вышел в тот вечер на сцену после слов Резнора: "А сейчас на сцену выйдет его преподобие Мэнсон"... Дело в том, что незадолго до этого события Брайан познакомился с основателем Храма Сатаны по имени Dr. Anton Szandor LaVey. ЛаВей давно интересовал Брайана как замечательный писатель и философ — почему же не пообщаться с интересным человеком? А "интересному человеку" в свою очередь понравился Брайан, и он (ЛаВей) произвел его в проповедники Храма Сатаны... Так вот, Брайан вышел на сцену со священной Книгой мормонов под мышкой. Резнор зачитывал публике письмо, поясняющее причины запрета выступления MARILYN MANSON, а Брайан молча вырывал страницы из священной книги. Ни NIN, ни MARILYN MANSON никогда больше не выступали в "Delta Center".

13 января 1995 года произошел еще один случай. MARILYN MANSON давали концерт в Далласе. Приблизительно в середине программы на сцене появилась клетка с курицей. Брайан подошел к клетке, открыл ее и произнес нечто вроде "Ты свободна!". Курица выскочила из клетки и забегала по сцене. Кто–то из зала закричал: "Лови ее! Лови!". И все, кому не лень было, набросились на несчастную птицу, устроив "кучу–малу". Эта шутка стоила курице нескольких перьев, а группе — репутации. С тех пор поползли слухи о том, что MARILYN MANSON приносят кровавые жертвоприношения Дьяволу прямо на сцене или, как гласит другой источник, "они призывают публику к расчленению животных в брутальной оргии насилия"... А курица–то жива. Живет на своей ферме в Далласе, плодится и размножается.

Как бы то ни было, слухи превращались в телерадиорепортажи, статьи в газетах и т.п. И почему бы народу не поверить в их правоту, если частично они соответствовали истине. Брайан — личность творческая и талантливая. Он сразу понял, что всю эту шумиху можно обернуть в свою пользу. Он даже придумал целую доктрину, которую "толкал" в каждом интервью. Его личность вызывала в людях двоякие чувства и эмоции: у одних — благоговейную любовь, у других — лютую ненависть, у третьих — панический страх. Взять хотя бы его внешний вид: так называемый "героиновый макияж" (белый грим, контрастирующий с черными губами и глазницами), татуировки с изображениями черепов, разноцветный убийственный взгляд (один глаз — натуральный карий, а другой — облаченный в голубоглазую контактную линзу), трансвеститские наряды (колготки, чулки–"сеточка", комбинации, корсажи и т.п.)... Все это не могло оставить кого–либо равнодушным. А еще и его глубочайший философского склада ум и умение рассуждать и "загружать" (в известном смысле). В общем, MARILYN MANSON стали самой скандальной группой середины 90–х. Последним ударом по публике был выпуск альбома под названием "Антихрист Суперзвезда".

В сентябре–октябре 1996 года в Интернете неизвестно откуда набралась целая куча слухов, предсказывавших прелюдное самоубийство Брайана Уорнера на концерте, назначенном на День Всех Святых (Hallowen). Представьте себе, какая многочисленная аудитория (не могу назвать их поклонниками) собиралась 30 октября на концерте, затаив дыхание в надежде ожидаемой смерти хотя бы Мэнсона и, возможно, всей группы сразу. Каково же было их разочарование, когда "его преподобие" заявил, что, мол, "не дождетесь", не так–то просто от меня избавиться.

В то же время у "Мэнсонов" появляются защитники. В декабре 1996 года группа поклонников из Юты (Utah), возглавляемая неизвестным по прозвищу Armed, возбуждает дело против "Utah State Fairpark" за отмену концерта MARILYN MANSON, заявив о нарушении свободы самовыражения личности.

Год 1997–й. Для MARILYN MANSON это был год двух крайностей. С одной стороны, они стали такой востребованной группой, что побывали с гастролями по всему миру (за исключением, возможно, СНГ, соцлагеря и Африки), участвовали в создании саундтреков к трем фильмам. А с другой стороны. было такое впечатление, что им приходилось с боем отвоевывать право на каждое выступление. Все христианские общины США ополчились против MARILYN MANSON и грозились взрывать их выступления.

Я устал читать список отмененных и пикетированных концертов, опубликованный в Интернете. Их гнали отовсюду, словно христианским общинам нечем было больше заняться, кроме как добиваться отмены концертов MARILYN MANSON. Их обвиняли во всем, на что хватало воображения: использовании и распространении на концертах (вплоть до бесплатной раздачи) наркотиков, порнографии, сексуальных извращений на сцене, жестоком убийстве животных, насилии над детьми, разгроме концертных заведений, взывании к Сатане со сцены (хотя такими глупостями Брайан и не думал заниматься — ну не Сатанист он!), жестоких "наездов" на христианство (по–моему, все было как раз наоборот), совращении малолетних призывами "убивайте своих родителей, а потом и себя заодно", "насилуйте своих девушек и сестер"... Чего им только не приписывалось, только бы отразить приближающегося к городу "антихриста", "падшего ангела", "апостолов апокалипсиса", "самого дьявола" и т.п.

В каждом новом городе, лежавшем на пути гастрольного расписания, после появления афиши MARILYN MANSON местные христианские общины приходили в школы, устраивали родительские собрания, трансляции по радио и телевидению с целью предупредить родителей о "глобальной опасности", которую несет эта группа их детям. Городские власти получали огромное количество звонков, писем, факсов, E–mail–ов от тех же общин с умоляющими просьбами отменить концерт, подкрепленные порой довольно вескими обвинениями в сторону группы и подписями тысяч возмущенных родителей. Муниципальные власти в свою очередь давили на менеджеров концертных залов, которые все чаще поддавались напору и отменяли запланированные выступления MARILYN MANSON. Если же концерты не отменялись, то возле входов в места их проведения устраивались целые крестные ходы (или крестовые походы) с песнопениями и молитвами за души собравшихся на концерте и самой группы, а главное — мистера Мэнсона. А иногда на дату концерта назначались христианские собрания во имя какого–нибудь ближайшего праздника как альтернатива, рассчитанная на то, чтобы переманить молодежь.

Христианские общины делали все, что было в их силах. Они пытались скупить все билеты на концерты MARILYN MANSON (правда, редко они находили СТОЛЬКО денег), им приходили в голову такие бредовые мысли, как предложить владельцам городских концертных залов занять все даты выступлениями каких угодно других групп, чтобы, не дай Бог, не просочилось зло в их мирную обитель. В школах по всей стране начали вводить запрет на определенные аксессуары: черную помаду, чулки–"сеточку", белый грим, пудру, прокалывание нетрадиционных мест на теле(?!) и майки с изображением MARILYN MANSON. Кстати, о майках. Кто–то из родителей пустил слух, что MARILYN MANSON продают на концертах майки с надписью "Убей родителей".

14 февраля у оппозиции MARILYN MANSON появилась еще одна неприятная, но веская причина преследовать группу. 13–летний Ben Bratt из Калифорнии повесился на гитарной струне в этот день. Правда, сделал он это под музыку SEX PISTOLS, а на груди у него было нацарапано не "Marilyn Manson", а "Sid Vicious". Но родители его почему–то убеждены, что привело его к этому влияние альбома "ACS" (который они сами купили ему на Рождество), а также творчество NIN и DEAD KENNEDYS.

Довольно серьезное сопротивление группе выражалось так называемой American Family Association (Американской ассоциацией семьи), крайне правой консервативной христианской организацией национального масштаба. АСА поместила в своем сайте в Интернете два документа, известные посвященным как "Affidavits", то есть показания под присягой. Они заключали в себе ни на чем не основанные (разве что на воспаленной фантазии авторов) "показания" двух анонимных подростков. Один из них во всех красноречивых деталях описал концерт MARILYN MANSON, на котором якобы сам присутствовал. Прочитав это "показание", любой подумает, что парень спустился в ад и вернулся оттуда живым. Второй же описал "закулисную жизнь" членов группы. Ну, тут уж ничего не скажешь — нелюди какие–то эти "Мэнсоны"... Вместе с "показаниями" АСА поместила также сноску, призывающую всех прочитавших документы присылать свои отзывы, так как она (АСА) хочет лишь добиться истины. После этого на Ассоциацию посыпался град опровержений, заставивших ее убрать "показания" с сайта. Но по истечении недели "показания" снова появились на сайте с новой сноской, на этот раз утверждавшей, что информация проверена и является чистой правдой(?!). Но вскоре сайт вообще прекратил свое существование, очевидно, по той причине, что глава Ассоциации, его преподобие Donald Wildmon, отказался свидетельствовать в пользу "показаний" и самого сайта в деле, которое возбудил против Ассоциации Брайан.

Пускай дело было закрыто, но АСА явно оказала влияние на ход событий. У MARILYN MANSON навсегда закрепилась репутация отвратительной, опасной для общества сатанинской секты. С другой стороны, эта история привела к возникновению движения в защиту MARILYN MANSON, ставшего международным благодаря Интернету. Назвали его Portrait Of An American Family Association.

Заключение

Несмотря ни на что, люди продолжают ходить на концерты MARILYN MANSON. Группа по–прежнему дает аншлаги на огромных стадионах. В чем же дело?

Во–первых, люди любят музыку Брайана. Он сумел найти то, что нужно молодежи сегодня. При всем написанном мной выше он творит отличную (не назову ее красивой — не те критерии) музыку, которую я сам с удовольствием слушаю.

А во–вторых, это подкрепляется не кем иным, как "врачами" группы. Всем известно, что запретный плод сладок. Хотя и запрещать–то по сути нечего! В конце 1997 года группа выиграла судебный процесс в защиту своей свободы самовыражения против группы сенаторов.

В конце концов, все это — шоу–бизнес. Вся мнимая "антихристианская деятельность" Брайана — это просто ШОУ, как и все в нашей жизни. Американские христиане сами создали образ мистера Мэнсона, страшного и коварного. А что в нем страшного? Мэнсон — король шутов, тонкий психолог и философ, представляющий собой все самое ужасное, чего панически боятся американцы и что сидит внутри каждого из них. Да, MARILYN MANSON — уроды, отщепенцы и, в общем, неприятные люди. Они не могут нравится нации, воспитанной в рабстве у "красоты". Телевидение и рекламные ролики — вот что создает стандарты, по которым ты жить обязан. А вред обществу MARILYN MANSON наносят не более, чем цирковые представления, которые, по сути, тоже можно обвинить в нарушении прав животных. Только сумасшедшие американцы, нация непуганных идиотов, могли придумать себе таких "антигероев". Они просто жить не могут без скандалов и сенсаций. Ну, а мы–то — нормальные люди. Так давайте доверять фактам, а не домыслам.


Музыкальная газета. Статья была опубликована в номере 38 за 1998 год в рубрике музыкальная газета

©1996-2024 Музыкальная газета