статья


Manic Street Preachers
Террористы-маньяки, коих свет не видывал

Richard James Edwards — гитара/тексты (навечно)
Nicky Wire (Jones) — бас–гитара/тексты
James Dean Bradfield — гитара/музыка/вокал
Sean Moore — ударные/музыка


За нынешний бум, который переживает валийская рок–сцена, оперирующая в джунглях бритпопа, нужно сказать спасибо хаосному рождению и безответственному поведению в начале 90–х годов панк–брит–террористов MANIC STREET PREACHERS. Тогда они стали действительно первыми крутыми

музыкантами из Уэльса, пришедшими после Джона Кейла.

Очень долгое время Ричи Эдвардс пудрил мозги своим землякам Шону, Джеймсу и Ники, что они ровесники. На самом деле Рич просто скрывал свой "почтенный" возраст перед младшими товарищами, которые родились в 1969–70 годах. А ведь он был на целых 3 года старше, представляете, ха–ха–ха! Уверен, что они стали бы с ним дружить без этой малюсенькой лжи, так как свои детские и юношеские годы провели в небольшом шахтерском городе Блэквуде, что на юге Уэльса.

Джеймс и Шон были кузенами и с детства жили в одной квартире. Ричи поступил в один университет с Ники, где собирался изучать искусство политической науки. Точно не установлено, когда именно свела их судьба, но в 1986 году, как раз на 10–ю годовщину зарождения панковского движения в Британии, все кроме Ричи решили создать свою группу, взяв в свою команду ритм–гитаристом некоего Фликера (Flicker).

MANIC STREET PREACHERS потребовалось без малого 3 года для того, чтобы набраться свежих идей и попытаться сделать нечто особенное в постпанковом пространстве Великобритании конца 80–х. И в 1989 году группа наконец записала на сэкономленные от не съеденных завтраков деньги свой первый сингл "Suicide Alley", после чего "левого" Фликера заменил их давний друг Ричи Эдвардс, у которого был более опрятный вид и хорошая гитара.

С выходом их второго самопального сингла "New Art Riot" о группе заговорили, как о парнях с дурным вкусом. Их музыкальные идеи приводили в ужас журналистов, которые занимались рецензиями. Определение "маньяки" как нельзя точно подходило под описание их игры. Помимо так называемого ретропанка, они загружали в магазины своих музыкальных стволов лозунги PUBLIC ENEMY и THE CLASH, агрессивность GUNS N’ROSES, утонченность, которую им подарили THE SMITHS, и фатальность, которой грешили JOY DIVISION. Об этом еще не знала широкая общественность, но слабонервные журналисты, которым эти маньяки специально отсылали копии двух своих новых синглов "Motown Junk" и "You Love Us" по контракту с Heavenly Records, еще долго не могли прийти в себя. Боже мой, что делали эти маньяки с бедной прессой! В мае 1991 года Ричи не на шутку ошарашил некоего Стива Лэмака, который, беря интервью у него, засомневался в самобытности MSP. Разгоряченный Рич обнажил свое предплечье и продемонстрировал журналисту своеобразную наколку с надписью "4 Real", которую он вывел у себя на коже бритвенным лезвием за пару дней до их встречи.

А 21 мая лейбл Columbia/Sony без лишнего пафоса заключил с ними контракт и, думаю, сейчас благодарен своей дальновидности, ведь MSP стали таким же музыкальным феноменом 90–х, как NIRVANA или OASIS. Но контракт с солидной компанией не остановил хулиганских выходок наших героев. В июне того же года "маньяки" давали концерт в Кембриджском университете и поразили всех своим безнаказанным поведением на сцене. Ричи пару раз вмазал ногой по их любимому усилителю и сделал дырку в мониторе компьютера, Шон продырявил свои барабаны, а Джеймс все–таки сохранил свою гитару, но подрался с каким–то студентом. На место тотчас же прибыла полиция, и целую ночь у маньяков была крыша над головой и окна в крупную решетку.

Зато в июле их первый профессионально записанный сингл "Stay Beautiful" благодаря их дурной славе сразу попал в Top 40. А после выхода их дебютного двойного диска "Generation Terrorists" с американской порно-звездой Трэси Лорд на одном треке, такого же злобного, политизированного, провокационного и в то же время интеллигентного, и шести синглов для первой сороковки Британии "маньяки" получили в свое распоряжение души самых одержимых фэнов в мире. Ричи уже тогда трубил во всеуслышание, что медленную спокойную музыку его ребята ненавидят гораздо больше, чем Адольфа Гитлера. А через некоторое время, подобно их кумирам из SEX PISTOLS, MSP наехали и на королевскую семью в песне "Repeat" ("Fuck The Queen And The Country"). И все шло к тому, что вокалист Джеймс Дин Брэдфилд станет новым Джоном Лайдоном или по крайней мере Экселом Роузом, но этого не произошло, и слава Богу...

Они все еще гавкались с прессой, но уже писали новый альбом, в то время как дебютный, правда, в виде одинарного альбома, будоражил мозги американцев. После американского турне вышел второй альбом MSP "Gold Against The Soul", на обратной стороне обложки которого "маньяки" разместили поэму Примо Леви "Песни тех, кто умер напрасно" . Это уже было похоже на полировку звучания, но дух бунтарства сохранился. Сквернословы Рич и Ники продолжали поносить в печати всех и вся, и четыре очередных сингла группы совершали легкие прогулки трусцой по первой тридцатке британских чартов.

В третий раз валлийцам захотелось сделать нечто очень гремучее и депрессивное. Альбом "Holy Bible" по–новому переписывал десять христианских заповедей, но ничего общего с антирелигиозными выступлениями не имел. MSP всего лишь хотели показать, что мир изменился до неузнаваемости и чтобы как–то им управлять, требуются новые законы. Эти эксперименты стоили Ричи Эдвардсу нервного равновесия, и он несколько раз срывался и оказывался в больнице. В то же время члены группы поработали с Кайли Миног, Трэси Лорд, LIGHTNING SEEDS, 808 STATE и THE CHEMICAL BROTHERS.

Но пришла беда, и будущее "маньяков" постепенно стиралось. Все началось с трагической смерти в 1993 году их менеджера Филипа Холла, которого не пощадил рак. Затем после нескольких нервных коллапсов и потери контроля над собой на одном из тайландских концертов, когда Ричи вышел на сцену с изрезанной в кровь грудью, в больнице оказался хронический алкоголик и анорексик Эдвардс. Позже он продолжил гастролировать с остальными "маньяками" и уверил своих поклонников, что никогда не дойдет до суицида, но в самый разгар американского турне 1 февраля 1995 года он исчез из гостиницы. Полиция была уверена, что он направлялся домой, где были найдены его кредитные карточки, паспорт и упаковка Prozac, но через 16 дней его машина была найдена около моста через реку Северн, печально известного места массовых самоубийств. Сам Ричи или его тело найдены не были.

Полиция предпринимала широкомасштабные поиски. MSP оказались в такой же безвыходной ситуации, как и JOY DIVISION после смерти Яна Кертиса. Рича давно сравнивали с Яном Кертисом и даже с самим Джимом Моррисоном, но при всей резонности эти сравнения были в корне не верными. Рич в отличие от других гениальных авторов всегда хотел, чтобы его песни понимали, и предпочитал ясность в любых вопросах, кроме тех, что относились к нему лично.

К счастью, по примеру JD, сумевших добиться в будущем гораздо больше под новым именем NEW ORDER, "маньяки" нашли в себе силы смириться с потерей единственного члена команды, который писал для них тексты. Они с честью закончили американские гастроли, и оказалось, что жесткое депрессивное звучание "The Holy Bible" очень устраивало гранджевую Америку, где слушали NIRVANA "In Utero".

Хорошо, что все благополучно закончилось. MSP записали просто великолепный четвертый альбом "Everything Must Go", который дебютировал на 2–м месте британского хит–парада. Три песни для него успел сочинить Рич, остальные пришлось писать Ники Уайэру. Это был очень сильный альбом трех непоколебимых валлийских характеров. Он заработал для них мировое признание, одарил званием "лучшей группы 1996 года" и победил в номинации "Альбом года" на Brit Awards. В мае 1997 года видеофильмом "Everything Live" было положено начало видеографии группы.

И тут "маньякам" пришлось смириться с бременем славы, которая упала на них. Когда–то Ричи обещал, что они станут величайшим рок–н–рольным кошмаром, самими известными ирониками в своем деле и чудаками–эксцентриками, коих земля не носила. И вот у них есть все эти регалии. Подобно таким же внезапно прославившимся парням из семей рабочего класса (OASIS), они прыгнули выше головы. Что же дальше?

А дальше скорее всего начались прыжки с шестом!.. Новый альбом этой замечательной группы стартовал 14 сентября. У него очень длинное концептуальное название "This Is My Truth, Tell Me Yours". В альбоме 13 новых песен, в числе которых первый сингл из этого альбома "If You Tolerate This Your Children Will Be Next". Мне уже довелось послушать эту песню, равно как и би–сайды к ней, и я вам скажу: не зря она сейчас возглавляет английские чарты. Судя по граду восхищенных рецензий самых авторитетных изданий альбом станет одним из лучших в году. Честно.

Андрей БАРАНОВСКИЙ

© 2005 музыкальная газета