статья


Samael
Путь к Вечности



Эта статья не приурочена к каким-либо особым событиям в жизни группы, вроде выпуска нового альбома или еще чего-то в подобном духе: просто однажды захотелось воздать должное замечательнейшему швейцарскому дуэту (в составе двух братьев, Ворфалака и Кситраса), который на протяжении всего своего творческого пути умудрялся великолепно и органично сочетать несколько, казалось бы, противоречивых тенденций: бесконечное движение, безостановочное развитие (зачастую ценой традиционного метал-саунда), вдаль от штампов, трендов и однообразия – и, в то же время, умение оставаться самим собой, оригинальным и неповторимым САМАЭЛЕМ...
"Мы начали заниматься музыкой в 1987 году, и лишь с одной целью: делать самый мрачный стафф, какой только возможно"… И им это удалось – как, в общем-то, и многое другое...


Выпустив в 1987-88 две сырых и малокачественных демки, "Into the Infernal Storm of Evil" и "Macabre Operetta", полных медленно-давящего, но при этом инфернально жестокого dark-death-black метала, SAMAEL немедленно попал в число "наследников" начатой CELTIC FROST и HELLHAMMER андерграундной революции. Работы эти были, что и говорить, весьма необычны для свего времени – и оттого особо примечательны. Группа с самого начала своего существования показала настоящие чудеса всеуничтожающей мрачности и тлетворной "замогильности"... и это тоже немелко подкупало! Причем, понятное дело, хотелось более качественного продолжения...
И вот, не далее чем в 1990 году на головы ничего не подозревающих металхэдов вылился убийственный поток кровавой бласфемии, замешанной на хрипяще-массивном, пышущем агрессией и злобой блэк-метал-рубилове. Называлось это дело "Worship Him" ("Поклоняйся Ему") и включало в себя такие классические на сегодняшний день вещи как "Into the Pentagram", "Rite of Cthulu"("Обряд Ктулу") и "The Dark" ("Тьма"). Группа (в которой к тому моменту наблюдалось пополнение в виде товарища Массмисеома на басу) немедленно приобрела статус культа... темного культа. Ворфалак: "Я живу на dark side, и всю жизнь занимаюсь тем, что стараюсь сломать все существующие мостики между "этим" и "тем" миром, однако это совсем не значит, что я следую банальной сатаниниской филисофии. Я иду гораздо дальше..."
Следующий удар последовал двумя годами позже, когда при участии Century Media из тотальной Тьмы на свет появился второй (причем, не менее сокрушительный) полноформатник швейцарцев, "Blood Ritual" ("Кровавый Ритуал"). Медленный, созданный из одиннадцати песен-обрядов, песен-заклинаний, простых, но "цепляющих" риффов и ломаных ритмов, фирменной завораживающе-грузяще тяжелой и мистической атмосферики, он забил очередной гвоздь в гроб всего святого... а великолепное стильно-инфернальное оформление и бескомпромиссная лирика добили окончательно...
"Все мы рождены порочными –
Кто-то попытается исправиться и стать лучше,
А остальные посвятят свою жизнь
Нечистому Властителю Земли" (" Since the Creation ")

Песня "Total Consecration" представляет собой молитву "адским легионам", а "With the Gleam of the Torches" и "Bestial Devotion" во всех леденящих душу подробностях описывают процесс жертвоприношения... "SAMAEL – группа, не признающая компромиссы! " – гордо заявляет Ворфалак в интервью журналу "Легион" ( #5'1997).
Вопреки предсказаниям недоброжелателей и критиканов (хорошая, мол, команда, но несколько однообразная. Сгниют они в собственновырытой стилистической могиле... и т.д.) , в 1994 году "самаэли" неожиданно выходят на качественно новый уровень развития. "Ceremony of Opposites" ("Церемония Противоположностей"), новая работа коллектива, подобно неожиданному повороту на гладкой дороге, показала явный уклон в прогрессив... Во-первых, в составе команды добавился Рудольф, ответственный за клавиши и сэмплы, и традиционный саунд SAMAEL "прошили" приятственные мелодичные нити. Во-вторых, песни стали структурно четче, ритмичней и даже, можно сказать, гармоничней. Кристально "острая" реализация тоже не преминула сделать свое дело, и вещи вроде "Ceremony of Opposites", "Black Trip" и "Celebration of the Fourth" стали общепризнанными стандартами... Только чего? В рамки блэк-метала творения группы уже практически не вписывались: им и раньше-то было тесновато, а теперь... теперь мы это дело назовем просто dark metal – расплывчато, конечно, но для тех, кто хоть раз сталкивался с этой замечательной командой, вполне понятно.
"Вершина становится дном,
Фантазия воплощается в реальность,
Убеждения меняются,
И границы рано или поздно стираются напрочь..." (" Ceremony of Opposites")
Вот-вот... Последовавший в 1995 году мини-альбом "Rebellion" только углубил пропасть между САМАЭЛЕМ прежним и САМАЭЛЕМ новым: кто-то принял их путь за опопсение (особо характерна в этом плане экспериментальная инструменталка "Static Journey"), другие опять-таки твердили о прогрессе. Ворф комментирует:"Мы по-прежнему остаемся метал-группой, пускай и проходящей сквозь естественный процесс развития в виде разного рода (в том числе и не-металлических) влияний. Предавать свои корни и ультрарадикально меняться мы не намерены".
Кое-что, конечно, все-таки изменилось, в том числе и в составе команды: желая продолжать занятия соло-проектом, ушел Рудольф, и за клавишные сел Кситрас, плюс добавился второй гитарист, Хаос (из французского блэк-метал акта под названием GORGON). 1996 год принес великолепный "Passage". Даже те, кто до сих пор не без подозрения следил за инновациями в музыке команды, оказались просто-напросто не в силах не оценить этого мелодичного и безупречно сработанного шедевра! Клавишные все смелее отстаивали свои позиции, драм-машинка постепенно вытесняла живые барабаны, а свекающее разнообразие музыкального материала, вписанного в общий атмосферно мрачный ряд, не могло не восхитить даже самых прожженых скептиков. Успех альбома оказался воистину сногсшибательным, а во всех отношениях шикарная песенка "Moonskin" стала безусловным хитом года (впрочем, она и поныне рулеззз!) Хотя, конечно, выделять в этой работе что-то особенное было бы не совсем справедливо: каждая вещичка прекрасна и неповторима по-своему.
"Он идет по жизни, будучи прикованным к тени прошлого,
И несет в себе старую историю любви, словно крест,
К которому он готов пригвоздить очередную звезду..." ( " Moonskin")
Отмеченное в предыдущих работах противоречие "тяжелый метал-саунд (в частности, гитары) версус технологические наработки" только углубилось в мини-альбоме образца 1998 года под названием "Exodus"... (Впрочем, это, наверное, единственное, что можно с уверенностью сказать относительно данного релиза: со времени "Passage" ничего кардинально измениться не успело, и... ну... в общем, получилось, конечно же, качественно, однако при этом слишком уж похоже...)
Чему последовать дальше? По логике происходящих в группе перемен – больше техники, навороченности и авангарда в музыке, меньше мистико-оккультизма и сатанизма в текстах, больше вселенско-космической умиротворенности и мудрости во всем... Альбом "Eternal" (1999) одновременно и оправдал ожидания и удивил: предполагалось, конечно, в КАКУЮ СТОРОНУ пойдет группа, но... в конечном результате это получилось гораздо круче, чем вы могли бы себе вообразить! Чистота и холод реализации, 12 композиционно гениальных, потрясающе цельных и мелодически четких песен... 12 хитов... ("Year Zero", "Together", "Nautilus and Zeppelin", "Radiant Star"…) Повзрослевший, остепенившийся избавившийся от детского экстремизма SAMAEL, сложный, многогранный, полный мрачноватой динамики, готических "приветов" и... вечности. Не все, конечно, смогли оценить по достоинству новый релиз, те, кто прежде слышал только "Worship him" или "Blood Ritual", наверняка разочаровались... ну да ладно, со временем и такие должны врубиться...
За "Eternal" последовало продолжительное молчание – ничем не нарушаемое и поныне. Можно только догадываться, какие сюрпризы принесет новое тысячелетие в стан одной из талантливейших групп "темной стороны" – но, как бы там ни было, хочется верить, что и дальше по отношению к их творчеству можно будет употреблять лишь положительные и эпитеты...
...Вы, наверное, заметили, что в этой статье я группу только хвалила – что, конечно же, неслучайно. Я в них ВЕРЮ.

Анастасия Самотыя

© 2005 музыкальная газета