статья


Captain Howdy
От великого до смешного

Возьму на себя смелость представить на ваш суд проект CAPTAIN HOWDY, справедливо считающийся одной из удачнейших попыток синтезировать новую музыку, отталкиваясь от уже известных ее проявлений. Оговорюсь, правда, что вышеупомянутая попытка не без подвоха, суть которого проясниться ниже.

Ведомый двумя незаурядными личностями, разнообразные таланты и интересы которых лежат в основе их успеха, этот дуэт хорошо известен тем, кто интересуется продукцией лейбла Shimmy Disc, релизы которого выпускаются при посредничестве другого не менее именитого и известного у нас лейбла Knitting Factory Records, купившего в начале 1998 года Shimmy Disc. Реанимация легендарного Shimmy Disc произошла успешно, и целый ряд новых программ уже изданы в первом полугодии нынешнего года. (Материал, посвященный лейблу Shimmy Disc, можно прочитать в первом августовском номере "МГ"). Среди них CAPTAIN HOWDY — один из драгоценнейших камней в обновленной коллекции Shimmy Disc, причем не только 1998 года, но и за все время существования этого лейбла, где такие перлы, как BONGWATER, DOGBOWL, SHOCKABILLY, KLEZMATICS, B.A.L.L. и многие другие уже давно и прочно снискали себе славу непредсказуемых и оригинальных коллективов.

Как и во всех вышеприведенных и бесчисленном количестве других проектов, так и в CAPTAIN HOWDY Крамер (Kramer), основоположник и владелец Shimmy Disc, яркий музыкант, мультиинструменталист, плодовитый композитор, авторитетный продюсер и т.п. и т.п., принимал самое непосредственное и деятельное участие. Вместе с ним состав CAPTAIN HOWDY образует Пенн Джиллет (Penn Jillette), бас–гитарист–любитель, известный более как комик и шоумэн. Этот одиозный дуэт существует с 1993 года, когда вышел их первый семидюймовый сингл. Последовавший за ним альбом "Tattoo Of Blood" и нынешний "Money Feeds My Music Machine" составляют нехитрую, но очень емкую и выдающуюся своим качеством дискографию CAPTAIN HOWDY, чей вклад в развитие прогрессивной рок–музыки с трудноопределяемыми стилистическими характеристиками пока еще не оценен по достоинству на наших влажных широтах, хотя в известных кругах "за бугром" пользуется очень солидной популярностью. Восполняя этот пробел, необходимо удостоить хотя бы беглым вниманием каждого из участников CAPTAIN HOWDY.

Имя Крамера неразрывно связано с созданием и историей лейбла СС. Количество групп, альбомы которых продюсировал Крамер, не поддается исчислению. Достаточно назвать хотя бы такие имена, как URGE OVERKILL, BUTTHOLE SURFERS, KING MISSLE, LOW, GALAXIE 500, JON SPENCER, WHITE ZOMBIE, HALF JAPANESE, PUSSY GALORE. Как видите, команды довольно разнообразные и по стилю и по духу. А уже упомянутые BONGWATER и DOGBOWL очень хорошо известны у нас и не нуждаются в особенном представлении. Сольная активность, которая никогда не затухала у Крамера, заслуживает не меньшего внимания, чем его групповые проекты. Три полноценных альбома имеются у него в арсенале, последний из которых, "Songs From The Pink Death", вышел совсем недавно и, судя как по многочисленным критическим отзывам, так и по моим личным впечатлениям, можно назвать лучшей сольной работой Крамера на текущий момент. CAPTAIN HOWDY — лишь одна из многочисленных ипостасей Крамера, который не успокаивается ни на минуту в своей музыкальной деятельности. Работая на стыке жанров преимущественно старой, рок–н–ролльной школы, Крамер активно экспериментирует с совмещением традиционных музыкальных форм с модернистскими, психоделик–роком, новой волной, электроникой, джазом, блюзом, фолком, дрим–попом, хип–хопом.

Соратник Крамера по CAPTAIN HOWDY Пенн Джиллет известен у нас в стране преимущественно по многочисленным телевизионным показам своего комик–шоу "Penn & Teller", где Пенн выступает в роли "говорящей" половины, в то время как его музыкальные занятия у нас почти никому неизвестны. Во–первых, в некоторых из номеров "Penn & Teller" можно было пронаблюдать Пена, тренькающего на бас–гитаре, что служит наглядным примером его любви и увлеченности этим инструментом. Во–вторых, более или менее серьезную сторону этого дела Пенн представляет в свей группе BONGO, BASS & BOB, где он является уже штатным басистом. В CAPTAIN HOWDY роли распределились следующим, абсолютно закономерным образом: Крамер — всяческие инструменты и вокал, Пенн — исключительно вокал, который благодаря своему сильному, энергичному, залихватски–свингующему тембру стал олицетворением CAPTAIN HOWDY, его внутренней динамикой, пружиной, завод которой вращает весь этот причудливый механизм.

Вращение, между тем, началось после выхода в 1993 году помянутого выше сингла. Крамер и Пенн в то время были довольно сильно заняты каждый своими делами и собирались вместе для записи первого лонгплэя "Tattoo Of Blood" очень нерегулярно. Пенн большую часть времени уделял работе в "Penn & Teller", а Крамер как всегда руководил бесчисленными потоками проходившей через него музыки, которую он либо продюсировал, либо сочинял, либо просто исполнял (он, между прочим, имеет одну награду как классический органист). Тем не менее вдохновение не покидало двух мрачноватых остряков–музыкантов, и они в течение этих полуслучайных сессий записали–таки "Tattoo Of Blood", который мгновенно после выхода завоевал любовь и уважение многих поклонников творчества Крамера, а также тех, кто ни с ним, ни с Пенном Джиллетом до этого не был знаком. Любовь и уважение это, однако, было своеобразным, так как лишь человеку с довольно серьезными познаниями английского языка сразу стал бы понятен смысл как скрытый, так и явный всех текстов песен, характеризующих ироничный контекст и пародийную концепцию группы вообще. Уже тексты BONGWATER отличались искрометной сатирой, отдававшей зачастую неким ироническим безумием. Эту традицию Крамер с Пенном продолжили, оба являясь авторами почти всех песен CAPTAIN HOWDY. Отображенные и переосмысленные в текстах "Tattoo Of Blood", темы американской музыки, MTV, принудительных абортов в Китае, Вьетнама, Дилана, Элвиса Костелло, даже чистые аллюзии на BONGWATER создают калейдоскопический эффект, где преобладают в основном яркие, броские и на первый взгляд несовместимые цвета. Музыкальное облачение тоже претендует на исключительное разнообразие, полифоничность и резкую смену настроений. Музыкальное наследие 60–70 годов, глубоко запавшее в музыкальное сознание Крамера, использующего все традиционные приемы этих стилей, оформлено им согласно его причудливым представлениям о "стопроцентном хите".

Вообще же альбомы CAPTAIN HOWDY нельзя назвать хорошо и приятно ложащимися на слух — уж очень часто тебя то окунают в ледяную прорубь, то бросают в жаркую печь. Первоначальный сингл CAPTAIN HOWDY так понравился Лу Риду (Lou Reed), что он написал заглавную песню для альбома — "Tattoo Of Blood". Дебора Харри (Debora Harry) сочла за великое удовольствие спеть на "Rosabelle", еще одном треке этого альбома. Третьим, теневым участником CAPTAIN HOWDY считается Билли Вест (Billy West), вокалист REN & STIMPY, а также участник THE TICK, SPACE JAM и прочих, отыгравший на гитаре в двух вещах первого альбома CAPTAIN HOWDY.

Для всех, рискнувших послушать "Tattoo Of Blood", этот опыт оказался решительно приятным, лишний раз доказывающим, что для Крамера и его сподвижников не существует каких–то психологических барьеров, имеющих силу помешать ему "сварганить" что–то радикальное. Экстравагантное, совсем не традиционное оформление компакт–диска, выполненное Тони Фитцпатриком (Tony Fitzpatrick), завершает общую, приятную картину альбома. Успех "Tattoo Of Blood" удалось не только повторить, но и , без чего Крамер и Пенн были бы не Крамер и не Пенн, открыть новые стороны в своем совместном творчестве. Альбом 1998 года "Money Feeds My Music Machine" сразу же удивляет своей, не менее чем на "Tattoo Of Blood", оригинальной обложкой, сделанной на этот раз все тем же Фитцпатриком в соавторстве с Рени Френчем (Renee French). Внутри же этой пестрой коробочки хранится целый кладезь последних творческих достижений Крамера и Джиллета. "Меня интересуют вещи, которых я прежде никогда не слышал, чувства, которые я прежде не испытывал, и процесс их выражения". Творческое кредо Крамера остается неизменным по сей день и снова находит достойную реализацию на этом альбоме. Единственное, что повторяется на нем относительно прежней работы Крамера и Пенна, так это принцип полистилистики, смежения и стыковки различных жанров музыки.

В отличие от сольных работ Крамера, его опыты в CAPTAIN HOWDY простираются далеко за пределы традиционно гитарного саунда, "замешанного" на хард–роке и психоделик–роке. Уникальная галерея разномасштабных музыкальных картин, составленных, на первый взгляд, нелепым и непонятным образом, в какой–то момент, для каждого слушателя, естественно, неповторимый, преображается и выстраивается в понятный, стройный и гармоничный вернисаж художников–модернистов с ироническим уклоном. Пародийный характер этой музыки можно ощутить, даже не понимая слов. "Money Feeds My Music Machine" — это многоступенчатая издевка над своим музыкальным опытом, современными музыкальными течениями, музыкой вообще, над собой в конце концов. Утрируя, приводя к абсурду как модные, так и забытые жанры поп–музыки, Крамер и Джиллет создали не просто набор веселых, шуточных песен, в сатирическом духе представляя нам человеческие отношения. Ведь на альбоме есть, как у нас принято говорить, и "проникновенная лирика", и парочка очень мелодичных и мрачных вещей. Однако общая, базовая направленность альбома не меняется в зависимости от настроения той или иной песни. Пенн и Крамер умудряются даже грустить как–то комически. Чего стоит только "If You Love Me, Kill Your Dog", по всей вероятности, одна из лучших вещей на альбоме?!

Разнообразие "песенной тематики" вполне лихо сочетается с разнообразным звучанием. И электроника, и гитары используются Крамером очень насыщенно, со свойственной ему неординарной манерой звукоизвлечения — с какой бы стороны ты ни подошел к инструменту, он должен ЗВУЧАТЬ! Очень интересно открывается альбом — хип–хоповая (!) композиция "Always Something There To Remind Me" сразу настраивает на то, что дальше пойдет еще интереснее и загадочнее. Изящная и безупречно симметричная гармония на гитарной "I Just Wanna Get Laid" просто приводит в восторг, между тем как джиллетовская "Don’t Fuck With The Phoenix" — удачная стилизация под диксилендовский джаз–банд, где рычащий Пенн заводит все вокруг себя, исполняя этот блестящий свинг. И рок-н-ролл, и электроника, и джаз — все нужно перепробовать и переделать по–своему. Пройдя через много противоречивых, но тем не менее каким–то непостижимым образом связанных между собой стадий, альбом разрешается вполне логичным инструменталом Крамера "Barry’s Lament" с прямо–таки апокалипсической жилой внутри. "Мне совершенно нет дела до того, что думают другие люди. Мне и самому невдомек, к какому стилю отнести мою музыку. Как–то определить себя для меня чрезвычайно неважно. Музыка сама за себя говорит. Я стремлюсь быть неидентифицированным и только". Заявления подобного порядка вполне отвечают характеру музыки, которую вы услышите не только на "Money Feeds My Music Machine", но и любой работе Крамера.

Что о всем этом думает Пенн? "Вообще есть какая–то связь между музыкой и комедией. В песнях Боба Дилана присутствует грандиозное чувство юмора. Я, конечно, провожу больше чем достаточно времени , находясь в "Penn & Teller", и это сказывается на моем восприятии музыки".

Вот здесь, уважаемые читатели, и кроется тот небольшой подвох, о котором я говорил вначале. CAPTAIN HOWDY — это всего лишь пародия, пародия на музыку вообще, на поп–культуру в частности как на явление мировой культуры и как повседневный атрибут современной жизни, на широкоизвестные музыкальные приемы и на смешение стилей в том числе, и относиться к CAPTAIN HOWDY нужно настолько серьезно, насколько вы серьезно относитесь к пародии, сатире, комедии вообще.

parazyt

© 2005 музыкальная газета