Knack, The
THE KNACK come back

14 июля на фирме "Rhino Records" вышел новый студийный альбом американской группы THE KNACK "Zoom".

Уверен, что вы никогда не встречали названия этой команды, а если и встречали, мельком и в каком–нибудь пренебрежительном контексте, что–нибудь вроде "битломаны, плохо подражавшие своим кумирам". Сразу скажу — неправда это. У THE KNACK достойное место в истории рок–н–ролла. Если не верите — вот вам две цитаты. "Когда я подросла, то захотела собрать группу, и чтобы эта группа была похожа на THE KNACK" (Куртни Лав). "То, что мы делали, — это музыка THE KNACK в версии 90–х" (Курт Кобейн). Ну как, стало поинтереснее? Ведь не стал бы лидер NIRVANA с уважением говорить о всякой ерунде...

Лос–анжелессцы Дуг Фиджер (20.8.1952) — вокал, гитара, Бертон Эверр (13.12.1952) — гитара, Прескотт Найлз (2.5.1952) — бас и Брюс Гэри (7.4.1952) — ударные начали музыкальную карьеру еще в начале 70–х гг. Гэри стучал в группе самого Джека Брюса, Эверр и Найлз были известными сейшнменами, а Фиджер отметился одним альбомом в детройтской группе SKY и удостоился благосклонного внимания Мика Джаггера — тот дал юному коллеге парочку бесплатных добрых советов. Собравшись в мае 1978 года, четверка повергла в восторженный шок свою первую аудиторию, а было это 1 июня на лос–анжелесской дискотеке "A Go–Go’s". Играли энергичный, холодный, отточенный рок–н–ролл с липучими мелодиями и острыми панковскими риффами. В Америке такую музыку уже исполняла в 1971–1974 годах группа THE BIG STAR, которую возглавлял Алекс Чилтон — ученик Джима Моррисона по части вокала и экс–лидер хит–парадной команды конца 60–х THE BOX TOPS. Стиль THE BIG STAR критика назвала пауэр–попом (power–pop), а четыре альбома той группы стали классикой. THE KNACK привнесли в пауэр–поп безумную энергию панка и, в сущности, определили лицо стиля: парни с ирокезами отрывались в пого, "традиционные" рокеры наслаждались настоящим драйвом, девочки тащились от мелодий и сексуальных мордашек музыкантов, словом, THE KNACK сумели угодить всем. Первый альбом группы продюсировал Майк Чэмпэн, работавший с BLONDIE. По аналогии со вторым диском THE BEATLES, вернее, его американской версией "Meet The Beatles!", альбом назвали "Get The Knack", то есть "Получайте THE KNACK".

Эта пластинка была записана группой за 11 дней и обошлась в смешную для американского шоу–бизнеса сумму — 18 тысяч долларов. Успех альбома "Get The Knack" — один из самых впечатляющих в истории рока. 18 августа 1979 года диск возглавил хит–парад США на пять недель и разошелся по всему свету тиражом свыше пяти миллионов экземпляров. Суперхитом и визиткой THE KNACK стала композиция "My Sharona", взлетевшая на первое место 25 августа: за две недели было продано больше миллиона копий, за месяц — свыше двух миллионов. "My Sharona" стала лучшим по продаваемости американским синглом года. И, конечно, одной из лучших песен, созданных когда–либо на территории США. Потрясающий рисунок ударных, исступленный вокал, классный гитарный рифф и бесподобное соло, очень простенькое, но очень драйвовое. Элвис Костелло назвал "My Sharona" "лучшей песней, которую я когда–либо слышал". Группа подготовила два варианта сингла, так что вы можете услышать где–нибудь урезанную версию "Sharona" — не удивляйтесь.

Ранней осенью 1979 года Америка дружно билась в истерике на концертах THE KNACK, а пресса поговаривали о "новой битломании". Однако очень скоро хорошим тоном стало ругать THE KNACK — их называли жалкими подражателями THE BEATLES, бездарной коммерческой командой для девочек, рабами собственного молниеносного успеха и вообще группой без роду без племени. Отчасти упреки справедливы, потому что после "My Sharona" ребята сумели сочинить только три хита — "Good Girls Don’t" (11–е место, ноябрь 1979 г.), "Baby Talks Dirty" (38–е место, март 1980 г.) и "Can’t Put A Price On Love" (62–е место, апрель 1980 г.). Второй альбом "But The Little Girls Understand" (строка из песни "Back Door Man" Вилли Диксона) еще попал в Топ–15 (март 1980 г.) и был продан тиражом 600 тысяч копий, но это уже было скорее по инерции. Музыканты занервничали, стали менять фирмы звукозаписи и продюсеров, но третий диск "Round Trip" (ноябрь 1981 г.) попал только в Топ–100, и после турне группа распалась. В американской прессе историю THE KNACK любят красиво называть "rise–and–fall", то есть "взлет и падение". Точнее не скажешь. "My Sharona" стабильно попадала во все сборники типа "Best Of USA", а стиль пауэр–поп тихо умер с распадом лидеров. У THE KNACK было много подражателей — группы THE BLOW MONKEES, THE KIDS, THE BLASTERS, но их хватало максимум на один хит–сингл.

После развала группы Фиджер основал TAKING CHANCES, а трое других музыкантов объединились под маркой THE GAME. Дела совершенно не шли, и в 1987 году THE KNACK решили возродиться. Новый альбом, однако, вышел только через три года, и был он записан с новым ударником Билли Уордом (не путать с барабанщиком BLACK SABBATH — разные люди). В феврале 1991 года "Serious Fun" без всякого успеха пополнил собой дискографию THE KNACK, а еще три года спустя песня "My Sharona" прозвучала в кинофильме "The Reality Bites". Как это всегда бывает, к группе вновь вспыхнул интерес, "My Sharona" вернулась в чарты, правда, на скромное 91–е место, а THE KNACK провели успешное турне по тридцати двум городам и весям Америки. К этому времени команда уже приобрела культовый статус и высоко ценилась всеми "альтернативными" рокерами, чему свидетельство вышеприведенная цитата из Курта Кобейна. Кстати, NIRVANA записали кавер–вервию "My Sharona". Раритет.

Теперь вот новый альбом, явно приуроченный к 20–летию группы. На барабанах снова новый человек, на сей раз культовый ударник, игравший с Фрэнком Заппой и Джеффом Беком в последнем составе супергруппы UK (1979 г.) и в группе MISSING PERSONS, — Терри Боццио. Когда Фиджер пригласил знаменитого барабанщика за "кухню", тот ухмыльнулся и сказал: "Ваш саунд просто смешон". Тем не менее альянс состоялся. "Терри — великий музыкант и отличный парень, — говорит Фиджер. — Он пнул нас в задницу, и мы сразу начали играть лучше".

Ну что ж, остается надеяться на то, что этот состав THE KNACK будет жизнестойким, а альбом "Zoom" принесет группе славу и деньги. Напоследок еще две мелочи — продюсировал этот диск Ричард Босуорт, а потенциальными хитами являются песни "Can l Borrow Kiss" и "Pop Is Dead".


Музыкальная газета. Статья была опубликована в номере 33 за 1998 год в рубрике музыкальная газета

©1996-2024 Музыкальная газета