Boo Radleys, The
Покатаемся на тигренке?!

1. Ливерпуль

THE BEATLES, знаете ли, были отличной группой. Я это понял совсем недавно. И нет никаких сомнений, что на становление таких замечательных музыкантов, как Джон, Джордж, Пол и Ринго, оказала огромное влияние местность, где они родились и провели свою юность. Со времен THE BEATLES Ливерпуль и его окрестности породили множество превосходных музыкантов. Причем хочется отметить, что, помимо самой известной ливерпульской четверки, практически все остальные коллективы тоже состояли из четырех человек. Совершенно спокойно современными ливерпульскими четверками можно считать и CAST, и SPACE, и, извините, также CARCASS, хотя последние вряд ли могут считаться последователями THE BEATLES. Видимо, какой–то дивный воздух над берегами реки Мерси заставляет молодых людей сочинять прекрасные мелодии и мечтать о звездных далях. Хотя обстановка портово–заводского грязного и бедного города вряд ли к этому располагает.

Уоллоси — это захудалое местечко в пригороде Ливерпуля, душное и унылое. Это неинтересный серый мир, от которого хочется сбежать куда подальше. Давным–давно, еще в начале 80–х, в Уоллоси жил парень по имени Мартин. Окружающая действительность его мало привлекала, и он создал в своем воображении чудесный мир, основанный на его любимых книгах, фильмах и музыкальных записях. Вместе со своим школьным приятелем Сайсом он кривлялся перед зеркалом с теннисной ракеткой в руках, воображая себя рок–звездой. Однако прошло время — мир фантазий остался таким же прекрасным, а все остальное таким же серым. Нужно было что–то срочно предпринять. В голове у Мартина постоянно звучала музыка, но он не умел ни петь, ни играть. Он попросил своего друга Тима научить его играть на гитаре, и тот согласился. Более–менее освоив инструмент, Мартин вдруг понял, что он может создать нечто, куда он вложит все свои фантазии, все невысказанные чувства, всю свою душу. "Ты будешь петь мои песни", — сказал Мартин Сайсу, и тому уже некуда было деваться. Тим взялся за бас, а еще один приятель, Стив Хьюит (Steve Hewitt), сел за ударные, и работа закипела.

2. Мерси–нойз

THE BOO RADLEYS — название странное для непосвященных, но яркое и запоминающееся с первого раза, впрочем, как и музыка, которую создает эта группа. Название "Мартин Карр и Компания" позаимствовали у одного из персонажей романа "Убить пересмешника". С самого начала THE BOO RADLEYS находились под сильнейшим влиянием MY BLOODY VALENTINE и после своих первых концертов в 1988 году весьма органично вписались в волну так называемых "шугейзеров" — групп, исполнявших в конце 80–х мечтательно–психоделический транс–поп–нойз. Это был "alternative", и за него никто не хотел платить денег. Парням приходилось подрабатывать, где придется, для того чтобы как–то сводить концы с концами. Только в 1990 году местный независимый лейбл согласился выпустить дебютный альбом группы, который не принес Мартину никакого удовлетворения, потому что звук был скудным, хоть и очень громким. В голове же у Мартина все было совсем по–другому. Тем не менее запись попала в руки Джону Пилу, и не без его поддержки THE BOO RADLEYS заключили контракт с известным лейблом Rough Trade. В это же время место ударника занял Роб, и с тех пор состав группы не менялся.

История THE BOO RADLEYS с некоторыми лирическими отступлениями весьма напоминает сказку о гадком утенке. То, что они делали, всегда было прекрасно, но частенько совершенно непонятно. Мартин безумно хотел, чтобы его песни крутились по радио, в душе он был поп–исполнителем и все время мечтал о хит–синглах. В его голове постоянно рождались идеи гениальных песен, но он никак не мог воплотить в жизнь их подлинное звучание. Три EP, выпущенные на Rough Trade, опять не принесли удовлетворения ливерпульскому мечтателю. Однако уже был почти готов долгоиграющий альбом, который, по словам Мартина, должен был быть настоящим прорывом: "Этот альбом докажет всем, что мы здесь единственная группа, способная сделать стоящую запись, которую люди захотят слушать еще и еще". Все песни Мартин написал в течение десяти дней под впечатлением от прослушивания "White Album" THE BEATLES и от прочтения книги "Helter Skelter" (биография Чарльза Мэнсона). Однако случился облом — Rough Trade скончались, так и не успев выпустить альбом. THE BOO RADLEYS остались со своей готовой пленкой, но без всяких вариантов ее выпуска. И тут случилось явление доброго фея. Фей этот появился со стороны Шотландии и носил имя Алан МакГи. В багаже лейбла Creation, главой которого являлся Алан, уже были такие модные коллективы, как THE JESUS AND MARY CHAIN, PRIMAL SCREAM и RIDE. THE BOO RADLEYS стали превосходным дополнением к его коллекции. Альбом "Everything’s Alright Forever" вышел на Creation в 1992 году. Он достаточно ясно обозначил то, что происходило в голове у Мартина — пачка медных духовых, флейты и немного струнных, играющие громкую мелодичную музыку вместе с одним гитаристом, который использует "дисторшн". Альбом получил отличнейшие рецензии, но не произвел на свет ни одного хит–сингла и совершенно не пошел в Америке, которая балдела от гранджа.

Но THE BOO RADLEYS не собирались сдаваться. "Нашей главной целью тогда, как, впрочем, и сейчас, было следующее: стать чертовски популярными, глотать наркотики мешками и быть THE BEATLES", — пошутил в 1993 году Мартин. Некуда было деваться ему от мерсисайдовских мотивов. Однако подача, которую использовали THE BOO RADLEYS, просто сметала слушателя с лица земли. Это был ураган звуков, которые были настолько же прекрасными в своих мелодиях, насколько и громкими в своих "перегруженных" гитарах. В 1993 году Мартин подготовил для слушателей настоящую конфетку из 17 композиций, которую он под названием "Giant Steps" без всяких угрызений совести вывалил на головы (или заставил проглотить, если это все–таки была конфетка) неподготовленных слушателей. Рэгги и дабовые басовые партии вплетались там в канву поп–песен в духе 60–х, рычание гитар вдруг разрывалось вступлениями духовых, вокал Сайса был как всегда нежен и прекрасен, и это при всем при том, что от громкости продукта уши готовы были свернуться в трубочки, но великолепие мелодических изысков не позволяло им этого сделать. Ух! Критики писали что–то вроде: "В любом случае, слышали вы THE BOO RADLEYS раньше или нет, "Giant Steps" шокирует. Как будто вы прокатились с безумным водителем по Ямайке, Новому Орлеану, Глазго и музею THE BEATLES, а потом резко остановились возле паба перед самым его закрытием". И это была сущая правда. "Giant Steps" был назван лучшим альбомом года читателями "NME", хотя в Америке имел не очень большой успех, и опять не породил ни одного хит–сингла. Даже замечательная песня "Wish I Was Skinny" не поднялась на первые позиции в чартах. Ну что же это такое за невезение?

Мартин объявил войну. Он твердо решил, что следующая запись будет суперпопулярной.

3. Ну проснитесь же!!!

"Wake Up!" — именно так назывался следующий альбом THE BOO RADLEYS, который по звучанию на все 100% соответствовал своему названию. Сингл "Wake Up Boo!", заразительный и жизнерадостный, стал на некоторое время гимном молодых людей в Британии. Помимо этого, он заслуженно забрался на первое место в чартах. Мартин мог ликовать. Он сделал это! Они сделали... "Wake Up!" получился замечательным поп–альбомом, достаточно простым, но со свойственными THE BOO RADLEYS "наворотами". Наступило время BOO. Мечты детства сбылись. Группа выступала в программе "Top Of The Pops", а их песня бесконечно крутилась на радио. "Я действительно горжусь! — говорил Мартин. — Я горжусь той работой, которую мы проделали со времен, когда начинали в Уоллоси... Мы хорошо потрудились, но, знаете, вы не можете заслужить что–то только потому, что вы хорошо потрудились. Вы заслуживаете этого, потому что вы на самом деле лучшие". Если с "Giant Steps" THE BOO RADLEYS поднялись к облакам и заняли свою собственную территорию на рок–н–рольных небесах, то c "Wake Up!" они расширили сферу своего влияния в несколько раз, заполучив множество новых фэнов.

"Мы хотим, чтобы все наши альбомы отличались друг от друга. Что касается "Wake Up!", то он был задуман именно таким, каким мы его записали. С новым альбомом вышло иначе — я просто начал сочинять, чтобы посмотреть, что получится в итоге. Видимо, поэтому люди говорят, что он больше похож на "Giant Steps". Он не похож по звучанию, но он такого же типа, — говорил Мартин в 1996 году по поводу нового альбома группы "C’mon Kids". — Я считаю, что сейчас мы звучим именно как группа гораздо больше, чем когда–либо. Мне кажется, что мы, пожалуй, никогда не звучали как коллектив, играющий вместе, но на этот раз нам удалось. Эта запись кажется очень легкой — достаточно простой звук, нет оркестровки, нет духовых. Наверное, благодаря тому, что мы не полагались на другие инструменты и приглашенных музыкантов, это запись звучит именно как мы. Все посторонние вещи были для нас чем–то вроде щита, и теперь, когда я слушаю альбом, где не играет никто другой, а только мы, я понимаю, насколько это великолепно. И я на самом деле не был уверен, что нам удастся это после того, как мы так долго использовали других музыкантов. Ведь главное отличие нас от других групп в аранжировках и композиции, а не в том, как и что мы играем..."

"C’mon Kids" появился в конце 1996 года в Европе и только через семь месяцев в США. Мартин задумал сделать более жесткий альбом, и ему это удалось. Правда, в связи с этим многие случайно попавшие в ряды фэнов THE BOO RADLEYS слушатели сразу же отвалились. Об этом красноречиво свидетельствует тот факт, что вначале "C’mon Kids" взлетел на верхние строчки чартов, но довольно быстро опустился. Это уже не была насквозь пропитанная поп–идеей запись. Это был громкий рок–альбом отличного качества, который достаточно легко можно было играть "вживую". Все те же превосходные ливерпульские мелодии, отличный вокал, громкие гитары — THE BOO RADLEYS остались верны себе, но снова сделали что–то новенькое. "Мы всегда двигались вперед с каждым нашим альбомом... Музыканты должны развиваться... — говорит Мартин. — Мысль об этом всегда руководила мной, заставляла меня подниматься и что–то делать. Я всегда думал, что это только вопрос времени. Я не боюсь становиться старше, но у меня есть опасение, что это игра только для людей до 30 лет. И, знаете, мне уже исполнилось 28".

Мечтатели из Ливерпуля продолжают творить и выступать. Их громкие и в то же время очень нежные и красивые композиции не могут не зацепить слушателя своим неповторимым звучанием, своим необычным подходом к композиции. Мартин на самом деле вкладывает всю свою душу в песни, и это правда, он ведь больше ничем не занимается. THE BOO RADLEYS были его мечтой и остались ей, но стали еще и его жизнью. Мир изменяется в лучшую сторону, когда звучат песни, такие как "Ride The Tiger" или "It’s Lulu". Как все–таки чертовски приятно, когда мечты сбываются!


Музыкальная газета. Статья была опубликована в номере 32 за 1998 год в рубрике музыкальная газета

©1996-2024 Музыкальная газета