статья


Rolling Stones, The
Песни и факты

Заветной мечтой любой начинающей рок–группы является желание поразить публику своими собственными композициями. Вряд ли с этим утверждением будет спорить меломан, мало–мальски знакомый с историей того или иного коллектива. Классическим можно считать пример, когда юные BEATLES, получив от продюсера Джорджа Мартина "чужую" песню "How Do You Do It", специально "запороли" ее при записи, с тем чтобы "протащить" свою композицию "Please Please Me".

Поэтому трудно поверить, что два знаменитейших поп–композитора 60–х годов ("гиганты музыкальной мысли, отцы рок–н–ролльной демократии", если перефразировать Ильфа и Петрова) Мик Джаггер и Кейт Ричардс, участники легендарных ROLLING STONES, ансамбля, навсегда вошедшего в историю рока как Группа номер 2, довольно долго не решались сочинять песен. И тем не менее, это факт. Сейчас трудно представить, сколько протянули бы ROLLING STONES на перепевах заморских хитов, не начни они писать сами.

Первые попытки музыкантов STONES "родить" что–нибудь даже трудно назвать композиторством как таковым: как ни кощунственно это звучит, ими лишь руководило желание "забить" чем–то обратную (нехитовую) сторону сингла. Вот так родился "би–сайд" их второго сингла — битловской "I Wanna Be Your Man". После того, как "стоунзы" записали основную песню, студийное время почти истекло, и менеджер квинтета Эрик Истон (Eric Easton) сказал им: "Шевелитесь, ребята, у нас осталось всего полчаса. Давайте по–быстрому сделаем блюз на 12 тактов". Группа заиграла стандартный набор аккордов, а Джаггер время от времени стал выкрикивать: "под кайфом...сошел с ума... оба–на...где я...?". Так получилась композиция "Stoned"’ (на английском сленге: "под кайфом" от выпивки или наркотиков). Все "стоунз", а также участвовавший в записи пианист Иан Стюарт (Ian Stevart) внесли равный вклад в создание песни, а потому коллектив скрылся за предложенным Брайеном Джонсом (Brian Jones) псевдонимом Nanker–Pheldge.

Примерно так же родилась и еще одна ранняя композиция — "Little By Little" (мало–помалу). "После того, как мы записали "Not Fade Away", Фил (Фил Спектор, знаменитый американский продюсер, присутствовавший в студии — И. М.) и Мик куда–то скрылись, — вспоминал Эндрю Олдхем (Andrew Oldman), второй менеджер квинтета. — Лишь пять минут спустя, когда они появились вновь, все заметили, что они отсутствовали. Вид и у того, и у другого был довольный. Они сели, попросили меня послушать и сыграли песню, которую только что сочинили в коридоре студии. Мне очень понравилось, и мы решили использовать ее на стороне Б.Мик взял губную гармошку, Фил — маракасы, а их тур–агент Иан Стюарт сел за пианино. Потрясающее было зрелище!" Так появилась песня на обратной стороне третьего сингла STONES "Not Fade Aaway". Под названием "Little By Little" стояло: Phelge — Spector.

Предложение сочинять самим, сделанное Мику и Кейту Олдхемом, едва ли не шокировало молодых музыкантов. "Кто я тебе — Джон Леннон?" — такова была, по словам Ричардса, его первая реакция. — Нам повезло найти в его лице человека настолько наивного, что он поверил, будто у нас это получится. Его подход был прост: "Играешь на гитаре — так пиши песни!" Кстати, BEATLES тоже внушали коллегам, простите за высокий слог, веру в свои способности.

Самой первой композицией, написанной тандемом Джаггер–Ричардс, была песня "It Should Be You" (Это должна быть ты). Сами "стоунз" записали ее на студии,. Но выпускать не стали. Тем не менее, предприимчивый Олдхем "сплавил" ее певцу Джорджу Бину (George Bean) вместе с еще одной песней Мика и Кейта — "‘Will You Be My Lover Tonight" (Ты будешь сегодня ночью моей любовницей?). Бин записал их как две стороны своего сингла, но пластинка прошла совершенно незамеченной. Некоторые из ранних опытов Джаггера–Ричардса фирма "Декка" выпустила на альбоме "Метаморфозы" в 1975 году.

Итак, "процесс пошел". На обратные стороны четвертого и пятого синглов STONES также попали композиции Джаггера–Ричардса — соответственно "Good Times Bad Times" и "Off The Hook", причем к этому времени их сочинения начали робко пробиваться и на первые альбомы. По иронии судьбы одним из самых крупных успехов Джаггера–Ричардса 60–х годов стала песня, которую сами "стоунз" и не думали поначалу выпускать в собственном исполнении — баллада "As Tears Go By (Как текут слезы).

"Когда мы сочинили "As Tears...", то и не помышляли записывать ее сами, — вспоминал Джаггер. — Мы отдали ее прямо Марианн Фейтфулл (Marianne Faithfull). Мы сочиняли много песен для других, но большинство из них не пользовались успехом". Мисс Фейтфул, между прочим, дочь австрийской баронессы, познакомилась на какой–то лондонской вечеринке с Олдхемом. Девушка была с амбициями и, по ее словам, мечтала стать "актрисой или ученым". "Я начала с того, что попыталась заполучить кого–нибудь из "роллингов", — вспоминала она в интервью "Нью мюзикл экспресс" в 1974 г. — Я переспала с тремя и решила, что вокалист — лучший выбор". Сингл со "Слезами..." в исполнении Марианн Фейтфул выпустила фирма "Декка". Осенью 1964 г. песня поднялась до 9-го места в Англии и попала в "тридцатку" американского хит–парада. К тому времени девушка еще даже не окончила среднюю школу. Карьера Марианн продолжалась пару лет, после чего пошла на убыль, однако ее наркоэскапады с Джаггером еще долго попадали на страницы мировой прессы, шокируя обывателя.

Некоторое время спустя "стоунз" решили записать "As Tears..." и сами. Подобно тому, как бессмертная "Yesterday" стала самой популярной "небитловской" из всех битловских композиций (в том смысле, что в ее записи участвовал лишь Маккартни плюс струнный квартет), так и "Слезы..." стали самой "нестоунзовской" песней того периода: ее записали лишь Джаггер (вокал) и Ричардс (гитара), добавив партию струнных инструментов. Первая запись происходила в Лос–Анджелесе в начале сентября 1965 г., но 26 октября Мик и Кейт переписали песню в Лондоне. "As Tears..." появились впервые на американском альбоме "Дети декабря" в ноябре 1965 г., а позднее по просьбе публики песню выпустили отдельной сорокапяткой. К началу 1966 г. сингл поднялся в США до шестого места. Справедливости ради надо заметить, что в качестве соавтора этой песни стоит и фамилия Олдхема.

Почему симпатичная баллада с огромным хитовым потенциалом не была выпущена синглом на родине музыкантов? Ответ прост: выслушивая постоянные упреки в том, что они подражают BEATLES, "роллинги", по признанию Джаггера, просто побоялись обвинений в копировании "Yesterday". И все же "Слезы..." появились на сорокапятке в Англии — но как обратная сторона сингла "19th Nervous Breakdown" в феврале 1966–го.

Первой композицией Джаггера–Ричардса, которую посчитали имеющей достаточный хитовый потенциал для стороны А, была "The Last Time" (Последний раз), их 6–й сингл.

"The Last Time" была первой из наших песен, которая по–настоящему нам понравилась, — говорил Кейт Ричард, — Наверное, надо отдать должное и Эндрю: если бы не он, мне и в голову не пришло бы заняться сочинением музыки".

"К тому времени мы писали уже где–то от девяти месяцев до года, — вспоминал Джаггер. — Просто учились тому, как это делается. А сочинение "The Last Time" принесло нам массу удовольствия. После этого мы почувствовали уверенность в том, что идем правильным путем. Так все и началось".

Обратной стороной сингла стала баллада "Play With Fire" (Играть с огнем), в записи которой опять–таки приняли участие лишь два "стоунза" — Мик и Кейт. Случилось так, что накануне группа провела в студии поистине марафонский 24–часовой "сейшен", и трое остальных участников просто отправились спать. Джаггер и Ричардс попросили подыграть Фила Спектора (гитара) и известного американского музыканта и аранжировщика Джека Ницше (Jack Nitzsche) (клавесин).

Творчество с трудом поддается статистическому учету, но после выпуска 7–го сингла, "Satisfaction" (Удовлетворение), можно было точно сказать, что талант Мика Джаггера и Кейта Ричардса признан, по крайней мере, в 39 странах мира, — именно такое количество местных хит–парадов поставило эту песню на первое место в 1965 г.

Весной 1966 г. в продаже появился первый альбом ROLLING STONES, все 14 номеров которого были написаны Джаггером–Ричардсом, — "Aftermath" (Последствия). Ежемесячник группы "Роллинг Стоунз Мансли" радостно сообщил, что по количеству кавер–версий "Aftermath" "побил" битловский "Rubber Soul": в течение первых двух недель после выхода диска различными артистами было записано 5 композиций Джаггера–Ричардса, в то время как с "Rubber Soul" "сняли" только 4 песни. Однако цыплят, как известно, по осени считают. Из 5 версий "стоунзовской" пластинки лишь 3 попало в британский хит–парад — "Think" и "Out Of Time" Криса Фарлоу (Chris Farlove) — соответственно, 37–е и 1–е место, а также "Take It Or Leave It" в исполнении группы SEARCHERS — 31–е место. У "Битлз" же из 4 песен две — "Girl" и "Michelle", удостоились двух хитовых версий каждая: "Michelle" в исполнении OVERLANDERS достигла 1–го места, в интерпретации дуэта DAVID AND JONATHAN — 11–й позиции. "Girl" в исполнении ST. LOUIS UNION и TRUTH, соответственно — 11-го и 27-го места. Харрисоновская "If I Needed Someone" удостоилась версии одной из самых популярных британских групп 60–х годов HOLLIES, занявшей с ней 20–е место. Ну а если вспомнить, что за 10 лет существования баллада "Michelle" претерпела 620 (!) интерпретаций различных оркестров, ансамблей и вокалистов, а к январю 1968 г. существовало более 1000 версий битловских сочинений, то вопрос о сравнении композиторских способностей того и другого тандема отпадет.

К началу 1967 г. "STONES" впервые решились выпустить сингл с двойной стороной А, иными словами, малую пластинку, обе песни которой имели примерно равный хитовый потенциал: композицию с довольно откровенным названием "Let’s Spend The Night Together" (Давай проведем эту ночь вместе) и "Ruby Tuesday".

Сочиняли ли песни другие "стоунз"? Может быть. Правда, на пластинки их композиции не попадали. Удивительно, что такой талантливый музыкант, как Брайен Джонс, так и не внес свой вклад в творческую "копилку" группы. Единственным исключением является песня басиста группы Билла Уаймена (Bill Wyman) "In Another Land" (В другой стране), появившаяся на альбоме "Their Satanic Majestiers Request" (1967).

Игорь МАТВЕЕВ

© 2005 музыкальная газета