Head Cleaner
общности людей, которую принято называть рок–группой

Спонтанно развивающиеся гомельские андерграундные команды на сегодняшний день представляют довольно широкий спектр музыкальных стилей — от блюзов до Doom. В этом диапазоне можно обнаружить и достаточно узкую хардкоровую нишу. Нижеследующее повествование представляет собой историю развития и существования одной из малоизвестных пока гомельских групп, работающих в этом направлении современной альтернативной музыкальной культуры.

Биографию группы HEAD CLEANER можно условно разделить на три этапа: зарождение и первоначальное формирование состава (1995–1996 г.); функционирование в режиме "бессознательное существование" (январь — август 1997 г.); смена стиля, имиджа и возрождение к активной деятельности (осень 1997 г. — настоящее время).

Зарождение группы было самым длительным этапом в ее развитии — сей процесс продолжался порядка полутора лет и выражался в музыкальных экспериментах в то время еще студентов Гомельского госуниверситета Алексея Смирнова и Александра Волостнова. В соответствии со своими предпочтениями в музыке, а это были актуальные в то время death, trash, noise и особенно power metal, они и вели свои изыскания. Работая таким образом, они и сами определялись и развивались как музыканты. Александру импонировали великие гитаристы — Хендрикс, Уэй, Сатриани, Гилберт, и он упорно изучал премудрости их мастерства, Алексей же обладал чувством ритма и соответственно стал барабанщиком. Время от времени к ним присоединялись такие же любители поэкспериментировать, и тогда возникал на короткое время прообраз группы и даже обыгрывались какие–то основы будущих композиций. Но никто из этих безымянных героев надолго к основателям не присоединился, предпочитая после кратковременного сотрудничества заняться более серьезными, по их мнению, делами.

И вот однажды среди таких любителей появился некто Константин Астапенко, человек без четко выраженных творческих ориентиров, но с огромной любовью к тяжелой музыке и желанием что–нибудь вырастить на этой плодородной ниве. Ему было предложено взять в руки микрофон и попробовать при помощи голоса внести свой вклад в уже существовавшие на то время (шел 1996 год) инструментальные наработки. На этом же этапе появилось и звукосочетание HEAD CLEANER, и уже можно было констатировать факт существования общности людей, которую принято называть рок–группой. А в это время в Гомеле готовился состояться тяжелый фестиваль под названием "Day of Darkness 4", организаторам которого уже было известно о HEAD CLEANER. Парням было предложено выступить на этой акции, а также порекомендован человек на должность бас–гитариста. Это был Алексей Григорьев, уже имевший к тому времени приличный опыт музицирования в других гомельских коллективах. Он присоединился к Алексею, Александру и Константину, и первое выступление HEAD CLEANER состоялось при большом стечении народа в сентябре 1996 года вместе с AXIDENT, GREAT SORROW, GERNUNNOS, EXHUMATOR и GODS TOWER. После этого уже можно было смело заявлять, что группа HEAD CLEANER существует в следующем классическом составе:
Константин "Death" Астапенко (1976 г.р.) — вокал,

Александр Волостнов (1973 г.р.) — гитара,

Алексей "Мух" Григорьев (1972 г.р.) — бас–гитара,

Алексей Смирнов (1974 г.р.) — барабаны.
Музыку группа того времени можно было охарактеризовать следующим образом: агрессивный power–trash metal, базирующийся на мощной игре лидер–гитары, исполняемый на любительском уровне. После первого выступления музыканты продолжили совместные репетиции и 1 декабря 1996 года выступили на "Спидобойке–97" в Гомеле. После этой акции три наиболее удачные на тот момент композиции — "Around Me", "I Hate" и "Love Game" — были записаны в студии Анатолия Шевцова в Гомеле. В январе 1997 года их выпустил гомельский лейбл Music Violence Production под названием "Hash Hash Resistance" в виде сплит–демо с гомельской группой ENTRY.

На этом месте завершается первый этап развития группы и начинается второй, тягостный и неприятный. Как–то так получилось, что репетиции мало–помалу завяли и почти прекратились, рождение новых музыкальных идей улетучилось неизвестно куда, да и сами участники сформировавшегося было коллектива позабыли о творчестве и увлеклись совершенно другими вещами, отношение к музыке имевшими косвенное, на уровне застольного трепа. Короткая вспышка произошла в марте 1997 года, когда группа приняла участие в сборном концерте в Речице и, надо сказать, свое выступление откровенно провалила. Такой прецедент еще больше прибил музыкантов, и летаргическое состояние группы продлилось до августа 1997 года. К этому времени участники неожиданно поняли, что дальнейшее ничегонеделание означает смерть команды и лишает смысла всю их предыдущую работу на музыкальном поприще. Репетиции возобновились, старый материал был переигран, и при этом было принято совместное решение об изменении концепции творчества группы. Начали появляться новые композиции и переделываться старые в стиле, который сами музыканты определили как powerful psychodelic hardcore. И с этого момента начался третий и, будем надеяться, непрекращающийся этап в жизни команды — этап плодотворной работы и серьезного отношения к делу. Стремление делать оригинальную музыку в уже существующем направлении и спонтанный поток новых идей дали мощный толчок к работе над новыми композициями. Вся осень 1997 года прошла в непрерывных репетициях; за это время достаточно конкретно обрисовалась новая программа для концертов и записи. На стыке 97 и 98 годов произошло изменение в составе. В возрасте 24 лет на службу в Вооруженные Силы Республики Беларусь отбывает один из основателей и лидеров коллектива — гитарист Александр Волостнов. Такого рода неприятности — беда многих развивающихся групп. С такой пробоиной в составе у многих опустились бы руки, но оставшиеся музыканты решили (и считают так по сей день), что существование и развитие HEAD CLEANER — объективная реальность, и прервать этот процесс невозможно. Вместо репетиций они занялись поисками нового гитариста. И вскоре он был найден, причем по уровню ни в чем не уступал своему предшественнику. Этот человек — экс–участник группы ENTRY Сергей Кузьменков. Нельзя сказать, что он без проблем вошел в состав, но после непродолжительного периода нахождения общего языка с остальными музыкантами он все–таки к ним присоединился. Вышло неплохо — композиции группы, исполняемые с его участием, стали звучать более профессионально и живо.

В таком составе HEAD CLEANER подошел к участию в акции гомельского БПСМ (17 апреля 1998 года) "Молодежь против преступности". Музыкантов мало трогали любые БПСМовские идеи (БПСМ — белорусский аналог ВЛКСМ), однако в силу необходимости концертной практики выступление состоялось в компании с минским FAT NOT DEAD и SABOTAGE, гомельским CRONATION и асами из Кишинева AXIDENT. А программу вошли композиции "Break Down", "I Hate" (ремикс), "Алиса" (по мотивам фильма "Гостья из будущего"), "Energizer" и "Psychotronic Bomb". Выступление было "на ура" принято слушателями и объективно оценивалось лучшим после AXIDENT. Кстати, на примере кишиневской группы музыканты увидели, что такое есть настоящий музыкальный профессионализм на уровне СНГ.

Таким образом, на сегодняшний день группа HEAD CLEANER имеет сформировавшуюся (пока не записанную) программу, представляющую собой музыку, трансформирующую мрачную агрессивность окружающего мира в веселую энергетику бытия посредством собственного злобного самовыражения. Этот стиль музыкантами в конце концов назван buff–hardcore, т.е. шутовской "прыгающий" хардкор.

Такова концепция творчества коллектива, и его участники уверены, что их музыка должна найти своего слушателя по крайней мере в Беларуси, где не так и много подобных групп. Запись полностью отработанной программы, тиражирование и выпуск альбома планируются на осень текущего года. В числе проблем — ощутимый недостаток концертной практики; на организацию собственных сольных выступлений пока не хватает средств, кроме того, известность коллектива довольно ограничена. В силу этого группа примет участие в любых концертных акциях и клубных выступлениях в 1998 году в Беларуси и на сопредельных территориях и ждет предложений от организаторов.


Музыкальная газета. Статья была опубликована в номере 30 за 1998 год в рубрике музыкальная газета

©1996-2024 Музыкальная газета