статья


Farmer, Mylene
“Умеренность меня убивает...”

"...Тонкое и прямое тело, хрупкое, как стебелек маргаритки; стройные ноги; гибкие руки, часто одетые в перчатки; мускулы: легкие, упругие, созданные, чтобы подчинять, обнимать; и улыбка, неуловимо меняющаяся — то холодная китайская, то излучающая солнце и блеск моря — итак, улыбка, которая довершает этот портрет. У нее особенная, присущая только ей манера смотреть на живые существа, открывать их, не выказывая много любви, еще меньше ненависти, чтобы разгадать характер, отношение, жест, слово..."

Филипп Сэги (Philipp Seguy), из книги "Такая она"

Трудно подобрать лучшие слова для описания этой уникальной певицы... Трудно понять ее сущность, трудно найти логику в противоречиях ее окружающих... Возможно, так и должно быть: должна быть загадка, которую нельзя разгадать, даже если ты пытаешься сделать это каждый день всю свою жизнь. Женщина–загадка... Может, эта таинственность и есть секрет ее популярности? Впрочем, даже не имидж — это ее "я", это она сама: женский символ Франции, родившийся в Канаде; известнейшая певица, которая не любит давать интервью; музыкант, чьи клипы постоянно на тонкой грани между провокацией и пошлостью; она любит славу, но ценит уединение; сама всегда свой худший недоброжелатель; читает Эдгара По, Бодлера, Монтэня, маркиза де Сада и Библию...

Милен Готье (Mylene Gauthier) родилась 12 сентября 1961 года в городке Пьерфон под Монреалем, Канада, в то время, когда ее семья находилась в стране в связи с работой отца — он был инженером и работал в то время на строительстве Маникаганской плотины в районе Великих озер. Мать была домохозяйкой. Милен стала третьим ребенком в семье (всего четверо — Милен, старшие: брат Жан Лу (погиб в 1996 году) и сестра Бриджит, и младший брат Мишель).

После окончания строительства плотины семья возвращается во Францию, что стало для будущей певицы настоящим потрясением. Сама она во многом относит это на счет того, что Канада — страна более закрытая, где люди чувствуют себя более защищенно и уверенно. Во Франции же все наоборот. В результате — постоянные конфликты с окружающими людьми и замкнутость, которая стала единственным выходом. В 11–12 лет она сначала с классом, а затем сама ходит в больницу для умственно отсталых детей. Милен увлекается верховой ездой. С животными ей гораздо легче. Может, посвятить свою жизнь лошадям? Но в 1979 году через два дня после перехода в выпускной класс ее исключают из школы. Позже она назовет детство "черной дырой".

Она увлекается театром и посещает курсы драматического искусства Даниэля Месгиша. Однако в них она через несколько месяцев разочаровалась. Она идет на другие курсы, где задерживается на два года, потому что встретила действительно интересного преподавателя. Затем начинается период сомнений и неясности, она сменяет много всевозможных работ. "Я продавала обувь, была моделью, я даже ассистировала гинекологу... Это период, который я ненавижу. Так же, как ненавижу юность... Свою, во всяком случае!" — признается она позже.

Она никогда не мечтала стать певицей, однако судьба распорядилась иначе. В 1983 году она приняла участие в прослушивании, которое проводили два друга — Лоран Бутонна (Laurent Boutonnat) и Джером Даан (Jerome Daan). Они написали песню "Maman A Tort", для которой подыскивали исполнителя. В свои 24 года Бутонна был личностью весьма привлекательной и неординарной.

Старший из пяти детей. В пятнадцать лет ушел из дома. Всегда грезил кино, а в шестнадцать лет уже задумал свой первый полнометражный фильм "Баллада о фее–путеводительнице", который был снят, когда ему исполнилось 17. Цензурная комиссия разрешила показ фильма с грифом "Запрещается для показа аудитории до 18 лет". Музыка интересует только как сопровождение к видеоряду. Милен во многом изменила это.

"Maman A Tort" была сильна и привлекательна, с певицей согласился заключить контракт лейбл RCA. Милен меняет свою фамилию на Фармер (в честь американской актрисы 30–х годов Фрэнсис Фармер). Зимой 1984 года выходит сингл, который получает достаточный резонанс, чтобы вскоре была записана и издана его англоязычная версия "My Mum Is Wrong". В начале 1985 года выходит менее удачный сингл "On Est Tous Des Imbeciles". Вслед за ним Милен переходит на Polydor. Эта компания подошла к делу более серьезно, и в 1986 году выходит дебютный альбом "Cendres De Lune", поддерживаемый успехом синглов "Libertine" и "Tristana". Нельзя не отметить большой роли клипов к песням в успехе Милен. Снимал их Бутонна, который здесь смог в полной мере проявить свое невероятное воображение и любовь к кинематографу, превратив видеоклипы в фильмы. Даже сейчас трудно себе представить видео длиной более чем в десять минут. В "Libertine" впервые можно увидеть то, что позднее стало фирменным знаком Милен — рыжие волосы (от природы они у нее темные — см. обложку первого альбома). Возможно, она это сделала под влиянием Бутонна, возможно, по совету менеджера, но сама трактовала такую перемену как естественный шаг, поскольку мать у нее тоже рыжая. "Tristana" отмечает другую веху в творчестве Фармер — к этой песне она впервые написала слова.

В восемьдесят седьмом она пожинает плоды успеха и записывает второй альбом. "Ainsi Soit Je" выходит в 1988 году. Хитами становятся синглы "Sans Contrefacon", "Ainsi Soit Je", "Pourvu Qu`Elles Soient Douces". Клип к последнему отличается невообразимыми масштабами: семнадцать с половиной минут, пятьсот статистов, бюджет в три миллиона франков. Благодаря ему, песня долгое время возглавляет хит–парады и в ноябре Милен признают исполнительницей года.

В 1989 году певица впервые бросает вызов сцене и совершает турне. Ее концерты становятся настоящими спектаклями с множеством невероятных декораций, костюмов, с танцорами. Поставил это, конечно же, не кто иной, как Бутонна. Также в этом году выходит последний сингл из "Ainsi Soit Je" —– "Sans Logique". Отчетом о турне стал концертный альбом "En Concert" (1989).

Список синглов из готовящегося к выходу нового альбома открывает "Desenchantee", вновь возглавивший хит–парады. Затем в 1991 году настает очередь "Regrets" (дуэт с Жан–Полем Мюра) и "Je T’aime Melancolie". К последнему снят очень запоминающийся видеоклип, открывший для многих в бывшем СССР Фармер после нескольких эфиров в программе "Европа Плюс представляет" по ЦТ. В нем певица дерется на ринге с мужчиной–боксером. Причем, боксер–то настоящий, из бывшей Югославии. Специально для съемок она несколько дней тренировалась. В том же году выходит альбом "L’Autre", и в ноябре случается трагедия. В офис Polydor врывается поклонник Фармер, вооруженный винтовкой. Он хочет увидеть певицу. Ничто не может его остановить. Даже администратор, которого он убивает. И только заклинившее оружие спасает остальных. "Мне предложили защиту, я отказалась. В этом случае думаешь не о себе, о том, что с тобой может случиться, а о семье, находящейся в трауре, о том человеке, который умер и который был вовсе ни при чем. При такой драме просто не можешь найти слов... Поневоле чувствуешь себя виноватой. Эта смерть так несправедлива..." — сказала Милен.

В 1992 году выходит "Beyond My Control" —– последний сингл к "L’Autre". Пожалуй, самый скандальный. Из–за обилия крови и секса, задуманный как дань уважения фильму "Опасные связи" Стивена Фирса, клип разрешено показывать только после полуночи. Следом разгорается скандал вокруг нового сингла "Que Mon Coer Lache", предварявшего выход сборника танцевальных ремиксов "Dance Remixes" (единственная новая песня). На этот раз певицу обвиняют в том, что в своей песне она поддерживает идею отказа от использования презервативов. "Не думаю, что мне надлежит говорить людям надевать или не надевать презерватив. Моя роль певицы состоит в том, чтобы передавать свои переживания. В этой песне я всего лишь констатирую факт каждодневной любви. Любовь извращается угрозой заболевания," — говорит Фармер.

Все это время Бутонна и Фармер болеют давней страстью — кино. В интервью Милен заявляет, что если не снимется в кино, то умрет. Начинается долгая и упорная работа над "Giorgino", для которого после семи лет поисков найдены продюсеры и деньги. Это романтическая история середины войны 1914–1918 годов. Милен достается непростая роль девушки с некоторыми признаками аутизма, которая воспитывала брошенных сирот. Пять месяцев съемок в горах тогда еще Чехословакии, на морозе. И, после двух лет молчания, в 1994 году Фармер возвращается с фильмом, который, к сожалению, ожидал полный провал. При затратах, которые Бутонна оценил в 55–80 миллионов франков, за три недели проката лента принесла лишь 1,3 миллиона. Тут Милен не слишком красиво в одном из интервью свалила всю вину на Лорана: "Я была только актрисой в этой авантюре. Этот провал оказался очень болезненным для Лорана." Разногласия между ними, начавшиеся еще в процессе съемок, привели к тому, что Бутонна и Фармер разошлись.

Певица сбежала в Лос–Анджелес. Там, где ее никто не знал, никто не искал, где ничто не напоминало о недавнем провале, она начала готовить материал для нового альбома. Спутником ее стал игравший с ней в "Giorgino" американский актер и достаточно хороший музыкант Джефф Дальгрен (Jeff Dahlgren), участник лос–анджелесской группы WASTED YOUTH. Несмотря на разрыв личных отношений, творческий союз Бутонна–Фармер не распался. Лоран продюсировал новую работу и написал музыку ко всем песням, кроме одной ("Tomber 7 Fois"), к которой впервые Милен написала и слова и музыку. В сентябре 1995 года выходит альбом "Anamorphosee" ("претерпевшая анаморфоз"), который сходу занял первое место на родине. Все изменилось. Изменилась музыка, изменились клипы, которые снимал не Бутонна, изменилась сама Милен, по–прежнему оставаясь неповторимой собой. Феноменальный успех после четырех лет, минувших со времени выхода последнего студийного альбома. Однако не все оценили это. Кто–то с плохим воображением решил назвать "Женщиной Франции 1995 года" американку Тину Тернер (Tina Turner), ничего особого в тот год не сотворившую. Просто потому что она живет во Франции и уже пожилая и уважаемая всеми тетя. Даже не смешно.

Однако это все мелочи. В конце мая 1996 года должно начаться первое за семь лет турне Фармер. Оно проходит с большим успехом и вновь невероятным размахом. Такого Франция еще не видела!!! Наступает 15 июня... Злополучный концерт в Лионе... Незадолго до завершения выступления, во время исполнения "XXL" она падает с площадки, которая находится на высоте нескольких метров над сценой. Открытый перелом кисти и многочисленные мелкие травмы. Срочная операция, благодаря которой удается спасти руку певицы, но концерты пришлось перенести на конец года. В декабре она вновь на сцене и вновь поражает всех. В мае 1997 года выходит концертный альбом "Live A Bercy" и его видеозапись.

Наступает 1998 год... У Бутонна новая протеже — Натали Кардон, для которой он теперь снимает видеоклипы. Следует отметить, что она сейчас пользуется большой популярностью во Франции. Лоран отправляется в Ирландию снимать фильм об Ирландской республиканской армии, а по возвращении летит в Лос–Анджелес, где сейчас живет Фармер. Там они вместе работают над ее новым альбомом с рабочим названием "Memoires". В него войдут записи, сделанные еще для "Anamorphosee", но не вошедшие в него, а также новые песни. Говорят, во многом вдохновением для новой работы Милен послужил "Ray Of Light" Мадонны, а потому от Фармер следует ожидать большой доли в музыке таких модных в настоящее время стилей, как трип–хоп и драм–н–бэйс. Тем не менее, верится, что она сумеет это сделать по–своему и это будет еще один шаг вперед, в неизведанное. "Всю свою жизнь я искала чего–то экстраординарного. И у меня нет намерения останавливаться. Умеренность меня убивает."

Дмитрий БЕЗКОРОВАЙНЫЙ

© 2005 музыкальная газета