Space
Ladies And Gentlemen We Are Floating In SPACE

Что это? Какие–то странные, но вместе с тем прекрасные звуки... Откуда они доносятся? Кажется, со стороны Ливерпуля... Ну, тогда это, скорее всего, обычный брит–поп. Хотя нет, постойте–ка. Неужели это Синатра? Нет. Откуда взяться Синатре в Ливерпуле. THE KINKS? Нет, но уже теплее. Господи, звуки меняются. Это уже похоже на PRODIGY. Похоже, но не более того... А теперь это рэп, нет уже рэгги, о черт, кто эти психи?! Это SPACE.

Давайте прислушаемся, о чем же они поют: "В доме номер 666 живет мистер Миллер. Он местный священник и маньяк–убийца... Так что, пожалуйста, найдите время и погостите немного в нашем прекрасном районе..." Это строчки из песни "Neighbour-hood". Говорит автор большинства песен SPACE, вокалист и басист группы Томми Скотт (Tommy Scott): "Мы никогда не сочиняли обычные песни о любви. Скорее мы напишем: "Я повстречал девушку. Она влюбилась в меня, и поэтому отравила всю мою семью"". Герои историй, положенных в основу композиций SPACE, вполне годятся для "черных" мультсериалов, вроде "Семейки Адамсов" или зверских приключений Вуди Вудпеккера.

Что касается музыки, то это неповторимый каскад отличнейших мелодий и удивительных звуков. "Тяжело быть ливерпульской группой и не звучать, как THE BEATLES, — признается Томми. — Ни один крупный лейбл не хотел за нас браться, потому что мы не звучали достаточно по шестидесятым. Мы вынуждены были работать на независимой компании, потому что были совершенно другими". Действительно, SPACE разительно отличаются от всех, благодаря неповторимому коктейлю, который они смешивают из повлиявших на них музыкальных направлений. Корни творчества этой команды берут начало в музыке классических поп–исполнителей, таких как KINKS, HERMAN’S HERMITS и Burt Bacharach. Немного синатровский вокал Томми звучит странно, но совершенно гармонично, в совокупности с фанковыми или техно–ритмами, которые использует группа. Песня "Female Of The Species" весьма показательна в этом отношении. Эта, во многом эстрадная вещица, снабженная, помимо духовых, еще и партией ксилофона, звучит очень современно, благодаря интересным сэмплам и отлично обработанному вокалу.

Благодаря своим необычным аранжировкам и странным текстам, SPACE с самого начала воспринимались как остроумные шоумены с богатым воображением. Непонятно, шутил Томми или был серьезен, когда говорил: "Я никогда не считал нас прикольщиками. Мне всегда казалось, что наши песни грустные и мрачные, но, возможно, из–за моей манеры пения или наших аранжировок иногда кажется, что мы прикалываемся". И уже совершенно серьезно он добавлял: "Помимо этого, мы выглядим немного похоже на OASIS, но звучим совершенно иначе, и, благодаря этому, люди не знают, какой ярлык на нас навесить... Поймите меня правильно, мне нравятся гитары. Но это не самое главное в жизни — быть гитарной группой. Я жду не дождусь, когда музыкальные коллективы начнут чуть больше использовать свое воображение".

Однако несмотря ни на что, SPACE начались именно, как гитарная группа. Вторым массовиком–затейником в коллективе является гитарист Джеми Мерфи (Jemie Murphy). Этот рыжеволосый молодой человек тоже пишет песни и вместе с Томми Скоттом развлекает публику на концертах. В 1993 году Джеми, Томми и ударник Энди Парл (Andy Parle) собрались поиграть рок в духе THE WHO. Однако с приходом клавишника Фрэнни Гриффитса (Franny Griffiths) все изменилось. Он мастерски умеет находить на своих клавишах именно те странные звуки, которые, казалось, могут существовать лишь в фантазиях Томми и Джеми.

Успех пришел к группе в 1996 году после выхода сингла "Neighbour-hood", который просто до дыр закрутили британские радиостанции. Дебютный альбом SPACE "Spiders" (1996) был продан по всему миру тиражом 750 тысяч. Это был огромный успех. Однако, как это часто случается, именно это время оказалось самым тяжелым для группы. SPACE чуть было не утонули в омуте шоу–бизнеса. Концертное расписание коллектива в 1997 году было просто убийственным. Они были вынуждены играть множество концертов для лучшей раскрутки "Spiders", и в конце концов самый молодой из них, Джеми, которому было всего 19, не выдержал и сломался. Когда нужно было лететь на гастроли в Америку, он просто не явился в аэропорт, чем поверг своих коллег в смятение, поскольку им в последний момент пришлось подыскивать замену. Дальше больше. Томми Скотт кое–как смирился с отсутствием рядом с ним на сцене Джеми, и SPACE начали давать концерты в США, но тут случилась очередная неприятность — у Скотта пропал голос. "Я вынужден был делать все в одиночку, и вместе с тем, как появился жуткий стресс, мой голос, наоборот, пропал", — вспоминает Томми.

SPACE пришлось отменить некоторые важные концерты. Фэны были разочарованы, а менеджеры потеряли деньги. Вернувшись домой, группа приняла участие в телевизионном шоу "Top Of The Pops" без Джеми, объявив, что его временно заменили. "Я не хотел его видеть в группе после того, что он сделал, и он понимал это", — говорит Томми. В конце концов Джеми, которому потребовалась помощь психиатра и лечение антидепрессантами и молоком, постепенно перестал пить, более-менее отошел и был принят назад. Томми понадобилось два месяца для того, чтобы восстановить свой голос. Однако это время не прошло даром — он успел сочинить больше половины песен для нового альбома SPACE, который появился в марте 1998 года и под названием "Tin Planet".

"Tin Planet" прочно обосновался в первых строчках хит–парадов. Удивительные песни SPACE продолжают покорять сердца слушателей во всем мире. "Мы не ожидали такого успеха и говорили об этом сотни раз, — говорит Джеми. — Однако мы уже научились жить с этим. У нас нет эго или чего–то в этом роде. Песни сочиняются постоянно, однако я не думаю, что группы рассуждают таким образом: "Отлично, вот у нас есть песня, и она, точно, будет иметь успех". Я имею в виду, что вы сочинили мотивчик и считаете, что он просто замечательный, и ваша мама тоже так думает, но вы не имеете понятия, понравится ли он сотням тысяч людей, которые могут купить его. Странно это..."

SPACE удивляют всех еще и тем, что выглядят совершенно обычными британскими парнями. Если бы они одевались так же, как персонажи их песен, то представляли бы, наверное, неописуемое зрелище на сцене. Однако пока им хватает звуковых эффектов. SPACE не претендуют на звание самой английской или самой "северной" группы в отличие от многих бритпопперов. "Я просто считаю это скучным, — говорит Томми. — Я не хочу жить в той жизни, в которой я живу. Мне хочется сбежать. Я бы лучше остался в воображаемом мире. У нас тут 20 групп, поющих об одной и той же северной крутизне. Я не хочу иметь ничего общего с таким презрительным отношением или с обычными текстами о девочках–мальчиках, или о наркотиках".

В группе существует ярко выраженное противостояние между Томми и Джеми. Первый пишет песни, которые обычно становятся хитами. Они причудливы и красивы. Томми поет весьма артистически, то подражая Синатре, то Рэю Дзвису, а то и просто кривляется, как Быстрый Гонзалес. Джеми более экстремальный парень. Он обожает PRODIGY и CYPRESS HILL. От этого его песни получаются более жесткими и роковыми. Хотя он также очень любит CATATONIA, в чем частенько публично признается. Фрэнни же собирает все это воедино, помогает делать аранжировки, необычность которых и сделала SPACE такими популярными.

Композиции SPACE представляют собой причудливое и, несмотря на тексты, все–таки веселое переплетение блестящей фантазии и окоченевшей реальности. Они сплавляют вместе инди–рок, соул и разнообразные танцевальные направления. Пожалуй, только Beck оказался настолько же храбрым. Журнал "The Face" описал творчество SPACE следующим образом: "Группа создает песни, такие же богатые своими предпосылками, странные своими историями, блестящие, благодаря юмору, и темные в своих закоулках, как и сам Ливерпуль с его окрестностями, где выросли участники коллектива".

SPACE продолжают много гастролировать. Недавно в составе произошли изменения. Ушел Энди, и его место за ударными занял Йорки (Сarl "Yorkie" Brown). Также частенько на фотографиях SPACE предстают не вчетвером, а впятером. Пятым участником группы является басист Леон Кэффри (Leon Caffrey), который помогает парням на концертах. Правда, в данный момент он, похоже, уже стал полноправным членом коллектива, поскольку Томми гораздо легче просто петь, чем петь и еще играть на басу. Если вас интересует, как обстоят у SPACE дела с Дидье Моруани (Didier Marouani), лидером одноименной французской группы, образованной в 1977 году, то спешу вас уверить, что все в порядке. Разве что британским парням пришлось сменить название на AVENGING ANGELS во время гастролей во Франции.

Пожалуй, из всех новых групп, появившихся в Британии за последние годы, SPACE представляют наибольший интерес для слушателей, поскольку они совершенно не зациклены на определенном подходе к подаче своих песен. Они используют все возможные способы и подручные средства для создания аранжировок, не задумываясь, насколько это получится электронным или гитарным, брутальным или эстрадным. Они руководствуются лишь собственны вкусом и богатым воображением. Так что, если вы до сих пор не слышали эту группу, то сделайте это. Поверьте, вы не развалитесь, даже совсем наоборот. А если вы не умеете плавать в открытом космосе, Томми, Джеми, Фрэни, Леон и Йорки научат вас. Так что вперед. Леди и джентльмены, мы дрейфуем в SPACE! Наконец–то!!!


Музыкальная газета. Статья была опубликована в номере 29 за 1998 год в рубрике музыкальная газета

©1996-2024 Музыкальная газета