статья


Ravenous
Не отступать и не сдаваться!

Во вступительном слове к недавнему интервью с Bjorn Bottcher из немецкой электро–команды RAVENOUS мы пообещали вам подробнее рассказать о новом альбоме музыкантов "No Retreat And No Surrender" (Zoth Ommog, 1998). К настоящему моменту мы уже имели возможность очень плотно ознакомиться с содержанием последнего и посему с чистой совестью приступим ниже к детальному анализу новых песен группы. Тем более, что настоящая работа показалась нам пусть и не выдающейся, но уж точно оригинальной и странной, если судить с позиции слушателей, более или менее представляющих себе, где сегодня заканчиваются границы электро–индустриального жанра.

Итак, надеемся, вы уже догадались, что германское трио в составе Tim Fockenbrock, Gerrit Thomas и Bjorn Bottcher выдало на гора альбом, трудно поддающийся какой бы то ни было классификации и частично выходящий за рамки нашего любимого музыкального жанра. Что ж, попытаемся разобраться, что двигало музыкантами, когда они писали свои модернистские электро–произведения.

Сразу же отметим тот факт, что студия Lager 2, в которой записываются RAVENOUS, также является творческой лабораторией и песенной кузницей для популярнейшей в среде фэнов EBM–индастриэла супергруппы FUNKER VOGT и недавно достойно дебютировавшего с альбомом "Gib Ihr Einen Namen" проекта FUSSPILS 11. Но самое интересное здесь то, что Tim и Gerrit вхожи и в составы обеих упомянутых команд! Ну и что с того, скажете вы? Просто нам кажется, что в рамках всех вышеперечисленных электро–формаций музыканты имеют возможность решать различные задачи. Если чрезвычайно успешный, одновременно жесткий и жестокий, убедительный донельзя FUNKER VOGT, помимо предоставления артистам возможностей полной самореализации в области классического мрачно–танцевального EBM–саунда, является еще и основным источником финансовых поступлений, а единственный из троицы немецкоязычный проект FUSSPILS 11 ориентирован, в первую очередь, на клубный успех и пытается соединить в своем саунде воедино жесткость FUNKER VOGT и мелодизм RAVENOUS, то именно RAVENOUS наиболее бесстрашно пытаются вырваться из электро–индустриальных оков и сделать что–то нестандартное, требующее привыкания и понимания со стороны слушателей.

Уже первый альбом трио "Mass Mental Cruelty" (OFF BEAT, 1996) удивил индустриальную аудиторию своей разноплановостью и свежим подходом к написанию электронных композиций. Музыканты очень опасно балансировали на грани между грубовато–мелодичным хард–электро и ну уж совсем засахаренным synth–попом, но более всего слушателей поразили вокалы Tim Fockenbrock — он действительно пел, пел как настоящий "стальной" соловей и зачастую использовал неприемлемую доселе для жанра технику соул– или поп–вокала. Представляете, почти полное отсутствие каких бы то ни было дисторшнов. Это же настоящее кощунство! Конечно же, многие из "непримиримых" ортодоксов–слушателей поспешили выразить свое "фи" настоящей записи, но в то же время нашлось немало и таких open minded товарищей, которые нашли новаторский саунд RAVENOUS достаточно интересным и заслуживающим уважения. Не лишним будет добавить, что в числе последних оказались и авторы этих строк.

Следующим "форматным" появлением группы на CD стало включение их сингла "Lemmings" на EP–сборник лейбла OFF BEAT "The O–Files II" в 1997 году и, по нашему мнению, именно композиции RAVENOUS выглядят наиболее предпочтительно на фоне достаточно сильного EP–материала брутальных электронных "злодеев–душегубов" VELVET ACID CHRIST и KALTE FARBEN. А четвертый участник диска, также довольно популярная в Германии группа SUICIDE COMMANDO, нас откровенно повергла в состояние прострации своими доведенными до маразма тупостью и однообразием. RAVENOUS оказались единственной командой сборника, чьи очень грамотно структурированные, запоминающиеся, не шибко андерграундные, но все же жестко выстроенные, отчаянно мелодичные и хитовые песни "Lemmings — Follow Me?" (collective "brain" mix) и "Our Decision" звучали так, как будто хорошая мэйнстримовая электронная банда случайно попала на компиляцию "проклятых" индустриальщиков. Знаете, есть в саунде немцев та важная коммерческая жилка, благодаря которой уже не одна хорошая группа стала мэйджором, порвав с "инди–прошлым" (вспомним хотя бы STABBING WESTWARD, DEPECHE MODE, AND ONE, DIE KRUPPS, NIRVANA...). Выражаясь другими словами, есть тотальный "индепендент", представителям которого вряд ли когда либо удастся пробиться в мэйнстрим (да они зачастую и не стремятся туда), и в то же время существуют абсолютно независимые группы, которые исполняют достаточно "попсовую" альтернативную музыку, очень хитовую по своей сути и по велению какого–то злого рока, не имеющую возможности выйти на более широкую аудиторию. К последним мы бы отнесли и RAVENOUS.

В своем новом альбоме "No Retreat And No Surrender" группа продолжает двигаться в своем уникальном, однажды удачно выбранном направлении и выносит на суд слушателей 14 песен, две из которых представляют собой бонус–треки, в действительности являющиеся танцевальными ремиксами старых композиций команды "Timeless" и "The Voices You Hear", а еще одну завершающую альбом чрезвычайно забавную вещицу "Eine Mark Fur Charly" просто распирает от здоровой самоиронии артистов — трек начинается как страшный и апокалиптический саундтрек и неожиданно трансформируется в типичнейший развеселый бюргерский "свадебно–пивной" шлягер. Но все эти треки из области "нагрузки" к основному материалу. Нас же больше интересуют 11 новых песен RAVENOUS, которые условно можно разделить на три категории. Во–первых, это очень жесткие и суровые, иногда ураганные, но неизменно мелодичные электро–индустриальные треки с разнообразно дистортированными вокалами и хоровыми аранжировками, зловеще–героическими "церковными" бэк–фонами и тяжеленными EBM–бит–последовательностями, иногда исполненными с хорошими техно–вкраплениями (как, например, "Free Corky", "Leaving Paradise", "Luck Is A Chance", "Abandon All Hope"). Во–вторых, это строгие и крепко задевающие за живое, стоические и мужественные, с красивой аналоговой оркестрацией synth–баллады, которые, надо признать, очень хорошо удаются RAVENOUS ("Underwater Gardens", "In My Dreams", "2nd Chance"). И, наконец, оставшиеся композиции представляют собой довольно непривычную и впервые услышанную нами мешанину из индастриэла, даба, соула, электро–попа, кроссовера, EBM ("Dark Angels", "Misery", "Traveller", "Rain"). Поначалу слушать этот материал трудновато, так как контраст "вокал–музыка" иногда режет по живому, то есть по ушам. Но позже наступает привыкание, и таким образом адаптация к оригинальному саунду команды вполне может завершиться нормально. Правда, здесь мы предвидим и неудачный исход для некоторых меломанов. Всякое ведь бывает. (Например, отдельные из наших знакомых поспешили вынести альбому критический приговор, отметив для себя лишь пару–тройку композиций. Другие оказались весьма благосклонными к последним и "проглотили" работу почти целиком.) Во всех случаях Tim Fockenbrock прекрасно демонстрирует свой талант вокалиста — он может сердито и цинично отрыгивать тексты в стилистике DIE KRUPPS или футуристично дребезжать "под FUNKER VOGT", проникновенно и красиво исполнять спокойные и протяжные балладные партии, как это делают фронтмены DEPECHE MODE и DURAN DURAN или же запросто заливаться соловьем, подражая соул– и рэп–звездам Британии и США. Нашими бесспорными фаворитами на диске стали песни "Free Corky", "Underwater Gardens", "Abandon All Hope", "Leaving Paradise" и "2nd Chance". Приблизительно половина треков альбома, определенно, будет неплохо звучать на клубных танцполах. Но полагаем, что это не было самоцелью музыкантов. В этом месте мы и поставим точку.

И в заключение хочется заострить ваше внимание на одном ключевом моменте нашего повествования. Мы говорили об инновативности и оригинальности RAVENOUS... Но не стоит воспринимать это как подтверждение того, что трио создает нечто из ряда вон выходящее, дико экспериментальное или жутко навороченное. Отнюдь. Новизна звучания коллектива в данном случае ограничивается рамками интересной и неожиданной перетасовки музыкальных жанров, при которой главное слово остается все же за характерным для команд лейбла Zoth Ommog электро–EBM–индустриальным саундом. Это замечание мы считаем очень важным. И только теперь мы вправе поставить точку в нашем рассказе, что мы и делаем.

DJ команда ЛАБЕЛЛА

© 2005 музыкальная газета